ллатя шытервъжоMA ПРОСТОРАХ „МИРОВОГО ХОЛОДИЛЬНИКА"Vm таАнтарктида. Н аснимке :санно-тракторный поезд в походе. Примерно с 200-го километра на нашем пути стали попадаться огромные заструги — снеговые надузы. Их высота местами достигала более двух метров. С одной стороны они были пологи, с другой — крутизна достигала 70°. Тягачи легко взбирались на пологий склон, но спускаться было очень трудно. От резких ударов ломались прицепные устройства. Молодым водителяммеханикам комсомольцам Анатолию Буйницкому, Николаю Савельеву при 40-градусном морозе и скорости ветра 30—35 метров в секунду то и дело приходилось вылезать из кабин, отцеплять и прицеплять буксируемые сани. Через такие снежные заструги мы прошли около 400 километров. Здесь снежное поле стало совершенно гладким. Чем дальше мы удалялись от поселка Мирный, тем плотность снега становилась все меньше и меньше. Тягачи могли двигаться только со скоростью 5—7 километров в час, оставляя за собой глубокую колею. Движению сильно мешали метели, видимость ухудшалась с каждым метром, температура снизилась до 60 градусов ниже нуля. Чтобы тягачи не потеряли друг друга из виду, водителям по очереди приходилось идти за каждой машиной и указывать путь следующему тягачу. И все же , несмотря на асе трудности, механики-водители довели свои тягачи к месту назначения. На обратном пути к обсерватории «Мирный» мы прошли через зону трещин, Здесь надо было быть особенно осторожным: ведь ширина трещин достигала нескольких метров. И все-таки едва не произошло несчастье. Следовавший за нами другой санно-тракторный поезд попал в зону трещин. Один из тягачей почти наполовину провалился и лишь благодаря жилому домику, укрепленному на санях, повис над огромной трещиной. Экипаж не растерялся, прорубил отверстие в крыше домика и выбрался наружу. Механикводитель комсомолец Василий Куликов при полутораметровой видимости, р и ­ скуя сорваться, остановил остальные тягачи, предупредил водителей об опасности. — Скажите, как же чувствовали себя водители в таком суровом климате! —- Надо сказать, что водители, как и все участники экспедиции, отличались большой физической выносливостью. Однако специфичные климатические условия в глубине ледяного материка 22П о программе третьего Междуна••родного геофизического года с 1955 года в (Антарктиде начали работать советские ученые. Несмотря на исключительно трудные N климатические условия, за короткое время были построены и оборудованы обсерватория «Мирный» и научно-исследовательские станции «Оазис», «Пионерская», «Комсомольская», «Восток» и «Советская» (Вместе с учеными в Антарктике самоотверженно трудятся и молодые водители. В дни юбилея Ленинского комсомола мы попросили рассказать об их работе участника 2-й антарктической экспедиции Академии наук СССР механика-водителя транспортного отряда Анатолия Сергеевича Бородачева. — Скажите, какими машинами была оснащена экспедиция! — Антарктиду называют мировым холодильником. Температура воздуха тут часто опускается до 70—80 градусов, дуют сильные ветры, стоит долгая полярная ночь. В таких условиях использовать авиацию для перевозки грузов и людей в глубь материка очень тяжело, а лорой и невозможно. Поэтому основным средством передвижения в экспедиции был наземный транспорт. Наш отряд наземного транспорта был укомплектован тракторами С-80, которые расчищали снег, перевозили грузы на короткие расстояния. Кроме тракторов, в экспедиции работали и тяжелые тягачи. Они предназначались для дальних походов в глубь ледяного континента. Автомобили высокой проходимости ГАЗ-47 мы использовали для связи. Само собой разумеется, что все машины пришлось несколько усовершенствовать применительно к суровому климату Антарктиды. — Как приходилось работать водителям в Антарктиде! — Когда меня просят рассказать об условиях работы водителей в экспедиции, я всегда вспоминаю наш первый длительный поход в глубь континента, к предполагаемому месту расположения будущей станции «Комсомольская». Путь предстоял нелегкий. Не говоря уже о сильных морозах, которые затрудняли работу людей и машин, снег на пути был очень рыхлым. Тяжелые тягачи с прицепами часто не могли вырваться из снежного плена. Поэтому первые, самые трудные 70 километров нас сопровождали тракторы С-80 и один вездеход ГАЗ-47.давали о себе знать. Из-за 70-градусного мороза было трудно дышать, Даже спички загорались с большим трудомне хватало кислорода. Одеты мы были тепло: две пары нижнего белья, рубашка, шерстяной свитер, меховая куртка, мехозой костюм и штурмовка. Но несмотря на это, обслуживать тягачи и выполнять даже незначительную физическую работу было очень тяжело. Самые крепкие водители, пройдя несколько десятков метров с 20-килограммовой канистрой, вынуждены были останавливаться для отдыха. (Во время путешествия водители работали в две смены. Одни вели машины, другие в это время отдыхали. Но, конечно, о настоящем отдыхе не могло быть и речи. Дело в том, что жилой домик, или, как мы его называли, балок, прикреплялся к тракторным саням без всяких амортизаторов, его бросало из стороны в сторону, вверх и вниз, и «отдыхающие» катались по нарам, стукались друг о друга. Правда, мы понемногу привыкли ик такому отдыху. Как только наш транспорт начинал взбираться на заструг, мы невольно просыпались и, опираясь руками и ногами, старались держаться на своих местах. — Но ведь, кроме работы, были иу вас дни отдыха! Расскажите о них. — Честно говоря, отдыхать во время экспедиции было некогда. Но на всю жизнь запомнили мы канун нового 1953 года. Д о полуночи оставалось всего несколько часов. Ни бескрайние ледяные просторы, ни сильный сбивающий с ног ветер не смогли испортить нам праздничного настроения. Сделав из тягачей заслоны от неугомонного ветра, мы вынесли из передвижного домика стол, закрепили искусственную елку и подняли бокалы за нашу могучую страну, которая была от нас за тысячи километров. В самых суровых испытаниях мы чувствовали ее заботу всегда и повсюду.*Сейчас механики-водители, участники второй комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР, вернулись «а Родину. Часть из них готовится после отдыха снова сесть за ры ­ чаги тягачей и повести их по еще не изведанным снежным просторам шестого континента земного шара.Фото А. БОРОДАЧЕВА.