АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА «ВАРИОМАТИК»На голландском автомобиле «ДАФ» установлена автоматическая коробка передач, в которой применены новые конструктивные принципы изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля. Передача крутящего момента осуществляется через безшарнирный карданный вал на два бесступенчатых «вариоматика> (левый и правый), в которых имеется зубчатый клиновидный ремень и пара шкивов; расстояние между этими шкивами может изменяться под воздействием центробежных сил и пружины таким образом, чтобы натяжение ремняОТ РЕДАКЦИИ: Опубликование в N» 6 журнала «За рулем» статьи о новом малолитражном автомобиле «ДАФ», в котором (впервые для этого класса автомобилей) применена автоматическая передача крутящего момента от двигателя к ведущему мосту, вызвало интерес у многих читателей, высказывающих пожелание ознакомиться более подробно с принципом действия этой передачи. Ниже приводятся рисунки и краткое описание автоматической передачи типа «вариоматик». На рис. 2 показано, к ак устроен «вариоматик», состоящий из неподвижного шкива 1, зубчатого клиновидного ремня 2, подвижного шкива 3и барабана центробежного регулятора 4, помещенного в наружный барабан 6и отделенного от вакуумной камеры 7 этого барабана перегородкой 5. Трубопровод 8 соединяет наружный барабан «вариоматика» со всасывающим коллектором двигателя. Интересно осуществлена зависимость воздействия центробежных сил, возникающих в «вариоматике», от величины давления во всасывающем трубопроводе двигателя. При увеличении числа оборотов двигателя грузики центробежного регулятора воздействуют на подвижную часть шкива 3 через скругленные сегменты, отодвигая его влево, благодаря чему диаметр шкива клиноременной передачи 1 увеличивается. Когда разряжение во всасывающем коллекторе двигателя возрастает (например, при открытии дросселя и при повышении оборотов двигателя), в камере 7 возникает соответствующее разряжение. И поскольку в полости центробежного барабана сохраняется нормальное давление (равное давлению внешнего воздуха), достигается усиление воздействия центробежных сил.ШВЕДСКИЙ АВТОМОБИЛЬ «СААБ-750» ДЛЯ РАЛЛИШведская фирма «Свенска ААБ» начала выпуск новых спортивных автомобилей, предназначенных в основном для соревнований на регулярность движения типа «ралли». Новый автомобиль «СААБ», модель «Гран Туризмо-750», спроектирован на базе известного автомобиля «СААБ-93» (см. журнал «За рулем» № 9 за 1956 год), на котором в прошлом году было выиграно первенство Европы по ралли. Внешне автомобиль «СААБ», модель «ГТ-750», мало отличается от своего предшественника, но имеет гораздо более мощный двухтактный трехцнлиндровый двигатель с рабочим объемом цилиндров 748 см', который выпускается в двух модификациях — мощностью 45 л. с. при 5000 об/мин. и мощностью 55 л. с. Во втором случае степень сжатия двигателя доведена до 9 : 1. Изменения коснулись и внутренней отделки оборудования кузова.АВТОМОБИЛЬ «БЬЯНЧИНА»В Италии выпущен новый микролитражный автомобиль «Бьянчина», который является совместной продукцией трех известных итальянских фирм: «Бьянчи», «Фиат» и «Пирелли», объединяющихся в корпорацию «Аутобьянчи». Автомобиль имеет компактный двухдверный кузов фирмы «Бьянчи», отличающийся современными формами, характерными для более дорогих машин. На нем установлен двухцилиндровый двигатель «Фиат-500» с принудительным воздушным охлаждением от вентилятора, имеющий рабочий объем 479 см 3 (ход поршня — 70 мм, диаметр цилиндра — 66 мм). Мощность двигателя 15 л. с. при 4000 об/мин. Сцепление однодисковое, сухое. Четырехступенчатая коробка передач выполнена в одном блоке с дифференциалом. Тормоза гидравлические на все четыре колеса; кроме того, на задние колеса действует механический тормоз. Подвеска всех четырех колес независимая, с гидравлическими амортизаторами. Колеса размером 3,5X12 имеют специальные шины «Пирелли» 125 — 12.1. Схема реверсивного приспособления. соответствовало в каждый данный момент движения автомобиля возникающим сопротивлениям этому движению; на колеса передается соответственно больший- или меньший крутящий момент. регулируемый автоматически и бесступенчато. Это делает излишним в системе трансмиссии наличие дифференциала. Между двумя приводными шкивами встраивается реверсивный механизм, легко управляемый с помощью небольшого рычага. Схема такого реверсивного приспособления для холостого хода передач вперед и назад показана на рис. 1, где: 1 — карданный вал, 2 — ведущая коническая шестерня, 3 и4 — ведомые шестерни, 5 — кулачковая муфта и6 — рычаг.Рис.Рис.2. Устройство«Вариоматика»ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «КУПЕР» I ФОРМУЛЫГоночные автомобили «Купер» выпускались до последнего времени с двигателями, рабочий объем цилиндров которых (1500 смЗ) определял участие этих автомобилей в соревнованиях по И гоночной формуле. В начале этого года на нескольких автомобилях «Купер» появились новые двигатели о рабочим объемом цилиндров 1960 смЗ и степенью сжатия 12 : 1 , развивающие мощность до 175 л. с. Успешные выступления английских гонщиков на этих автомобилях в смешанных соревнованиях побудили фирму установить на автомобиль еще более мощный двигатель «Ковентри — Климакс», имеющий рабочий объем цилиндров 2200 см 3 , с тем, чтобы участвовать в соревнованиях типа Гран-При наряду с автомобилями I формулы. В конструкции шасси также сделаны соответствующие изменения, а именно: введены подвеска передних колес, в которой вместо поперечной рессоры применен сварной трубчатый балансир, спиральные пружины с телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатор: усилена поперечная рессора задней подвески, понижено расположение двигателя на 70 мм и т. д. Рабочий объем нового двигателя «Ковентри—Климакс» не позволяет, разумеется, достигать такой же мощности, как на лучших автомобилях I формулы (автомобиль «Феррарн», например, имеет 2,5-литровый двигатель мощностью 300 л. с. при 8300 об/мин.), но зато в автомобилях «Купер», имеющих общий вес 320 кг, достигается значительно лучшее соотношение веса и мощности (190 л. с ) . Если у новейшей гоночной модели «Феррари» (автомобиль «Дино-246» весом 546 кг) это соотношение не превышает 550 л. с. на 1 тонну, то у нового «Купера» оно равно почти 600 л. с. на 1 тонну. Это позволяет развивать на автомобиле «Купер» скорости, лишь мало уступающие максимальной скорости лучших гоночных автомобилей I формулы, которые имеют двигатели мощностью на 100 л. с. больше, чем максимальная мощность двигателя «КовентриКлимакс 2,2». На новом автомобиле «Купер» I формулы уже были одержаны в этом году значительные победы в розыгрыше первенства мира. В частности, известный английский гонщик С. Мосс выиграл на автомобиле «Купер-2,2» Большой приз Аргентины, который оспаривали многие гонщики на давно зарекомендовавших себя мощных итальянских автомобилях «Феррари» и «Мазерати». Француз М. Тринтиньян выиграл на «Купере» второй этап розыгрыша чемпионата мира — гонки на Большой приз Монако, а итальянец Сальвадори занял 8-е место в розыгрыше Большого приза Европы. Во всех этих гонках «Купер» участвовал на равных правах с автомобилями «Феррари», «Мазерати», «Ванволл» ч БРМ. Автомобиль^ развивает скорость 90 км/час. Он расходует 4,5 литра топлива на 100 км. Емкость бака — 21 л.ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ESO-500В Чехословакии изготовлен новый гоночный автомобиль Е5О-500 III формулы. Двигатель автомобиля — мотоциклетного типа <£S° 5 00в )> одноцилиндровый, с воздушным охлаждением, расположен сзади, работает на метиловом спирте, развивает мощность 46 — 4 8 л. с. при 72С0 об/мин. Вес двигателя 42 кг. Привод задней оси цепной. Подвеска передних и задних колес независимая. Тормозная система с двойной тормозной магистралью. Рама автомобиля сварная, из бесшовных хромо-молибденовых трубок, кузов из листового алюминия. Габаритные размеры автомобиля: длина 3050 мм, ш и ­ рина 1260 мм, высота 840 мм, база 2050 мм, передняя колея 1150 мм, задняя—1050 мм, дорожный просвет 110 мм, шины 4,00—15 (передние) и 4,50—15 (задние). Собственный вес незаправленного автомобиля 215 кг. Максимальная скорость около 165 км/час. Испытания показали хорошие ездовые качества машины, исключительную приемистость и высокую максимальную скорость.20