ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМТретий и четвертый этапы розыгрыша первенства мира по гоночным автомобилям — гонки на Большой приз Бельгии и 500-мильные гонки в Нндианополисе (США) — почти совпали по времени: р азрыв между обоими соревнованиями составил всего три дня. Это странное, на первый взгляд, обстоятельство объясняется тем, что подавляющее большинство европейских гонщиков не желает принимать участие втаких «типично американских» соревнованиях, какими являются гонки в Индианополисе, проводящиеся с бешеной скоростью и, как правило, оканчивающиеся человеческими жертвами. Нынешний год не принес в этом отношении никаких исключений — уже на первом круге гонок в Индианополисе (200 кругов по 4 км) произошла катастрофа. в результате которой один гонщик (Пат О'Коннор) погиб, а десять гонщиков получили тяжелые ранения. Гонки были прерваны на 25 минут, после чего соревнования продолжались в том же духе; достаточно сказать, что из 33 стартовавших автомобилей к финишу пришли лишь 14. Первым был прошлогодний победитель Джимми Брайанна автомобиле «Белонд-Спешиэл>. Впрочем, на общий ход розыгрыша мирового первенства гонки в Индианополисе никакого влияния не оказывают, так как американские гонщики тоже, как правило, не участвуют в европейских соревнованиях. Гораздо более важное значение для общего зачета имели поэтому гонки на Большой приз Голландии, состоявшиеся в Зандвоорте. Их сумел выиграть, со средней скоростью 151 км/час, Стирлинг Мосс, выступавший на гоночном автомобиле «Ванволл». Вторым был Филипп Шелл, третьим Жан Бера, а лидировавший до тех пор в мировом первенстве Луиджи Муссо остался на седьмом месте. Победа Мосса выдвинула его на первое место в общем зачете первенства (17 очков). Далее следовали Муссо (12 очков), Шелл (9), Тринтиньян (8), Гауторн (7), Бера (6) и прошлогодний чемпион мира Фанхио, набравший в трех соревнованиях всего 4 очка. Пятый этап мирового чемпионата — гонки на Большой приз Европы — не внес, на первый взгляд, существенных изменений в состав лидеров, хотя Мосс и проиграл, будучи вынужденным сойти с дистанции на втором круге. Дело в том, что его «примеру» вскоре были вынуждены последовать и главные конкуренты — Луиджи Муссо, Ж ан Бера, а также Питер Коллинз и Маетен Грегори. Основная борьба за приз разгорелась между Тони Бруксом на «Ванволле» и Майком Гауторном на «Феррари», причем последней прошел один из кругов с рекордной скоростью 213 км/час. Этого, однако, было недостаточно для того, чтобы выиграть всю гонку — первым на финише был Тони Брукс с отрывом от своего преследователя на 21 секунду. Всю дистанцию 338,4 км (24 круга по 14.12 км) победитель прошел за 1 : 37; 06,3 со средней скоростью 209,9 км/час, что является новым рекордом трассы. Относительный успех Майка Гауторна на Франкорских полях выдвинул его в число главных конкурентов Стирлинга Мосса, и неудивительно поэтому, что шестой этап розыгрыша — гонки на Большой приз Франции — прошел под знаком острой борьбы между этими двумя гонщиками. В соревнованиях, состоявшихся в Реймсе, на кольцевой трассе длиной 8,3 км (50 кругов = 415 км) приняли участие 20 лучших гонщиков мира, в том числе Хаун Фанхио, но основное внимание зрителей было приковано к дуэли Мосс — Гауторн, из которой победителем вышел последний, сумев оторваться от своего грозного противника на 24.6 секунды. Еще через 36 секунд линию фин иша пересек немецкий гонщик Берге Трипе, а чемпион мира Фанхио был вынужден довольствоваться четвертым местом. В этих гонках имел место трагический случай: устремившись за лидерами прошлогодний обладатель Большого приза Франции итальянский гонщик Луидж и Муссо потерпел на 10-м круге тяжелую аварию и вскоре скончался в больнице, не приходя в сознание. К моменту седьмого этапа розыгрыша первенства мира — гонкам на Большой приз Великобритании, — состоявшимся в Сильверстоне, оба лидера чемпионата, Мосс и Гауторн, имели по 23 очка, значительно оторвавшись от ближайших конкурентов. Острота предстоявшей борьбы усугублялась еще и тем, что, кроме Луиджи Муссо, выбыл из соревнований также и прошлогодний чемпион мира Фанхио, который официально заявило прекращении своей спортивной деятельности. Оба новых претендента на звание чемпиона мира приложили поэтому не мало усилий к тому, чтобы добиться успеха в Сильверстоне, однако победа в этих гонках не досталась ни тому, ни другому. Первым на финише был Питер Коллинз, который из года в год улучшает свои спортивные результаты. Стирлинг Мосс был вынужден сойти с дистанции из-за дефектов в автомобиле, а Майк Гауторн с трудом удержался на втором месте. В результате после семи этапов розыгрыша личного первенства мира таблицу возглавляет Майк Гауторн, набравший 30 очков. У Мосса — 23 очка.16 000 километров — такова длина маршрута, пройденного группой французских водителей на трех автомашинах «Рено» за 16 дней. Стартовав за полярным кругом в Северной Норвегии, французские водители финишировали в Южной Африке у мыса Доброй Надежды. Таким образом, м ашины ежедневно проходили по тысяче километров.*Министр транспорта Федеральной Республики Германии д-р Зеебом издал постановление, согласно которому запрещается эксплуатировать на дорогах страны автомобили, имеющие на кузовах острые выступающие части и украшения (например, эмблемы и фигурки на радиаторах, штоки для флажков, боковые зеркалаи пр.). Мотивируется это соображениями безопасности и статистическими данными, из которых следует, что во многих случаях автомобильных аварий были зафиксированы повреждения, нанесенные именно этими частями и излишними украшениями кузовов.*Каждый третий автомобиль, выпускаемый в Соединенных Штатах Америки, — это «Шевроле» и каждый четвертый — «Форд». Об этом свидетельствуют итоговые данные производства автомобилей в США в 1957 году. На третьем месте по количеству выпускаемой продукции стоит фирма «Плимут», но здесь уже речь идет о других пропорциях, а именно: продукция «Плимутов» составляет лишь '/и от общего выпуска автомобилей в США. Несколько десятков других фирм поставляют на американский рынок автомобили, количество которых исчисляется лишь десятыми долями процентов от общего выпуска автомобилей. Все большую популярность на зарубежном рынке завоевывают грузовики польского производства «Стар-21», выпускаемые на заводе в Страховице. В дополнение к ранее купленным трем тысячам Китайская Народная Республика приобретает еще 1300 «Старое». Постоянным покупателем этих машин является Болгария и другие страны народной демократии. В нынешнем году в число покупателей включились Испания и Турция. В г. Сан-Бернардино (Калифорния) фирма «Эмпайор Додж-Плимут», чтобы привлечь покупателей автомобилей, в качестве премии выдает... бриллиант. Купив машину, любой человек может выбрать один камень из тех, которые специально выставлены на витрине. Правда, коммерческий риск не очень велик: из всех «бриллиантов» только один является неподдельным.ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО СПОРТИВНЫМ АВТОМОБИЛЯМПосле серьезного поражения, понесенного гонщиками, выступавшими на автомобилях фирмы «Феррари» в четвертом этапе розыгрыша мира по спортивным автомобилям (см. «За рулем» № 8), шансы этой фирмына получение «Кубка конструкторов» несколько пошатнулись, и более 200 000 зрителей, собравшихся на трассе Ле-Ман, рассчитывали увидеть ожесточенную борьбу за первенство в 24-часовых гонках, которые являлись пятым этапом розыгрыша первенства мира. Однако все карты спутала погода. помешавшая провести соревнования на должном спортивном уровне. В результате проливного дождя, весьма ухудшившего дорожные условия для таких гонок (они обычно проходят со скоростью свыш е 180 км/час), к финишу смогли дойти лишь 17 автомобилей из стартовавших 55. Кроме того, на автомобилях «АстонМартин», составлявших главную конкуренцию для «Феррари», не выступал на этот раз Стирлинг Мосс — победитель четвертого этапа розыгрыша на Нюрбургсном кольце. Это позволило гонщикам «Феррари» закрепить свое лидирующее положение в розыгрыше мирового первенства и стать фактически недосягаемыми для остальных конкурентов. Победы экипаж а Гендебьен—Хилл, прошедшего на автомобиле фирмы «Феррари» за 24 часа дистанцию 4102 км (со средней скоростью 170,9 км/час), оказалось достаточным. чтобы «Кубок конструкторов» на 1958 год был присужден этой фирме независимо от исхода двух последних этапов розыгрыша — гонок в Англии (13 сентября) и Венецуэле (9 ноября). «Феррари» имеет уже 38 очков, в то время каку «Порше» 20 очков, а у «Астон-Мартин» 14 очков, Выход на второе место автомобилей фирмы «Порше» обеспечили Бера и Герман, которые, выступая на машине этой фирмы с двигателем 1600 смЗ, сумели оставить позади себя целый ряд более мощных 3-литровых машин.ИНТЕРЕСНЫЕ ДАТЫВ СЕНТЯБРЕ 1924 ГОДА впервые в СССР разыгрывалось первенство страны на мотоциклах по ипподрому и шоссейной гонке на дистанции 100 км. В соревнованиях участвовали спортсмены Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Тулы, Ростована-Дону и Одессы. В гонках на шоссе победили москвичи Шишков (350 см>) и Кузьмин (750 см>). Первенство по ипподрому завоевали спортсмены Чашников, Байков, Мановецкий и Марнов. ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, в сентябре 1928 года, всероссийское общество Автодор организовало мотоциклетный пробег по маршруту Моснва—ТбилисиМосква на дистанции 5176 им. В СЕНТЯБРЕ 1933 и 1936 ГОДОВ состоялись финиши автомобильных испытательных пробегов по маршруту МоскваКара-Кумы — Москва.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), А. М. КОРМИЛИЦИН, А. В. МЕШКОВСКИЙ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВОформление И. Л. Марголина. Корректор Н. И. Хайло. Художественно-технический редактор Л. В. Терентьева. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. Сдано в набор 11/VIH-58 г. Бум. 60X92/8 1,75 бум. л. — 3,5 усл. печ. л . 7.5 уч.-нзд. л . + 1 вклейка. Г-43449. Тир. 100.000 экз. 3-я типография Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. Подп. к печ. 12.IX-58 г. Цена 3 руб. Зак. 470.