чемОпределенные «рецепты» скоростей движения не могут быть даны заранее, так как нет повторяющихся во всех деталях особенностей изменения обстановки, окружающей водителя. Поэтому решающую роль в выборе безопасной скорости движения играет умение правильно оценивать каждое из условий, содержащихся в ст. 41 и 43 Правил. Цель этой статьи — помочь водителям автомобилей в такой оценке. При выборе скорости водителю необходимо помнить, что он обязан руководствоваться Правилами, быть внимательным к окружающей обстановке, в особенности к ее изменениям {ст. 3), при неосмотрительных действиях со стороны окружающих принимать необходимые меры для предотвращения опасных последствий (ст. 4) и постоянно сохранять способность в конкретно сложившейся обстановке замедлить движение, а если иужно, то и остановиться, применяя общепринятые приемы управления (ст. 41). Под общепринятыми приемами управления автомобилем (мотоциклом), применяемыми для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, подразумевается подача предупредительного сигнала, торможение, поворот руля. Если по обе стороны от вашего автомобиля обстановка не благоприятствует повороту, предпринимайте только такой маневр, который представит наименьшую опасность. Намерение избежать наезда или столкновения увеличением скорости (попытка «проскочить») не может рассматриваться как нормальный общепринятый прием управления, исключая, конечно, случаи, когда это единственная возможность уклониться от опасности, возникшей от неправильных действий других лиц. Самочувствие водителя прежде всего влияет на величину остановочного пути, так как существенно отражается на реакции водителя. Затрудняется и замедляется выполнение приемов управления автомобилем при болевых ощущениях и ограниченной подвижности суставов рук и ног, поясничных и шейных позвонков, при наличии ран и воспаленных участков кожного покрова; наибольшая опасность создается при глазных болезнях, в особенности, если на один глаз наложена повязка. Во всех случаях заболеваний и утомления ведите автомобиль только с умеренной скоростью, не менее чем вдвое ниже нормальной для здорового человека. Помните о крайней опасности управления автомобилем, пока не восстановится нормальное самочувствие. Особенности авс; томобиля заключаются прежде всего в его типе (легкоX вой, грузовой, автобус, специальныйСКОРОСТЬи т. п.)'и конструкции тормозов (тип тормозного механизма и главным образом привода тормозов — гидравлический, пневматический, механический). Различие' в тормозных возможностях, зависящее от конструктивных особенностей автомобилей, составляет в среднем около 20 проц. Учитывайте это при выборе скорости движения и заметьте попутно, что настолько примерно различаются и максимальные скорости движения, допускаемые Правилами движения в городах и других населенных пунктах для легковых и всех других автомобилей. практически ограничивается техническими возможностями автомобиля. Однако по соображениям сохранности двигателя, шин и других механизмов не следует на длительное время развивать предельных скоростей.. Это вызывает также повышенную утомляемость водителя. Практически следует считать максимально допустимыми скоростями движения 100—120 км/час для легковых автомобилей, 8090 км/час для автобусов и 70—80 км/час для одиночных грузовиков. Если видимость ограничена дальностью освещения дороги фарами автомобиля30 м при включении «ближнего света» и 100 м при «дальнем сеете» или по какой-то другой причине, то на сухой дороге можно считать безопасной скорость движения, численно равную в километрах за час расстоянию видимости в метрах; это соотношение применимо и на увлажненных дорогах, но только при видимости до 50 м. На увлажненных дорогах при видимости более 50 м скорость движения должна быть меньше числа видимости на 20—25 проц., а на укатанном снегу в полтора-два раза. Обзорность — это беспрепятственная возможность видеть обстановку пути по обе стороны от направления движения, дорогу перед автомобилем и пространство на некоторой высоте над автомобилем. Обозреваемое пространство характеризуется так называемым «конусом обзорности». Обзорность могут уменьшать части самого автомобиля, откосы в выемках или отвалы грунта на закруглениях и окружающие предметы, в том числе стоящий и движущийся транспорт; обзорность непрерывно и резко изменяется, достигая опасного минимума при проезде вблизи неподвижных объектов. В последнем случае наиболее велика опасность неосмотрительного быстрого появления из-за препятствия неосторожного пешехода, велосипедиста, часто — животного или домашней птицы. Проезжая мимо стоящих троллейбусов, автобусов, а также других автомобилей, когда из них высаживаются пассажиры, снижайте скорость и наблюдайте за передвижением людей по ногам, видным из-под кузова. Если по обе стороны автомобиля просматриваются полосы шириной не менее 10 проц. расстояния видимости, то при такой обзорности скорость, выбранная по расстоянию видимости, может считаться безопасной. При меньшей ширине обзорности от водителя требуется либо значительное снижение скорости, либо повышенные внимательность и настороженность, чтобы при необходимости остановить автомобиль его путь заоi8*1=гх2Во время эксплуатации необходимо еще учитывать характер груза, способ его укладки и высоту расположения центра тяжести. Последнее особенно относится к легковым автомобилям, если багаж перевозится на их крыше. Не развивайте больших скоростей при перевозке груза, расположенного высоко над уровнем бортов, на исрыше кузова, а также, когда груз может сместиться. Условия торможения ухудшаются при движении с прицепами, в особенности не оборудованными тормозами, в частности, используемыми с легковыми автомобилями. В зависимости от особенностей вашего автомобиля может потребоваться вести его со скоростью, не превышающей 75 проц. от допустимой для исправного одиночного автомобиля с нормальным расположением нагрузки. Вы помните, конечно, что при возникновении какойлибо неисправности, угрожающей безопасности движения (ст. 81), следовать к месту ремонта разрешается лишь со скоростью не более 20 км/час. Видимость является одним из главных условий, влияющих на выбор безопасной скорости движения. Видимость — это возможность различать людей, ж и ­ вотных, транспортные средства, какие-либо препятствия и особенности окружающей обстановки, обусловленная степенью освещенности объектов наблюдения и прозрачностью воздушной среды. Ориентировка по видимости в направлении движения сводится к выбору такой скорости движения, при которой полный остановочный путь автомобиля был бы короче расстояния видимости. Общий ориентировочный характер этой статьи исключает усложнение ее формулами и позволяет ограничиться лишь примерными, обобщающими цифрами для некоторых, наиболее типичных условий, полученными расчетным и опытным путем. При хорошей видимости, когда объекты, составляющие окружающую обстановку, четко различимы на расстоянии 150 ми более, а состояние пути и особенности автомобиля не усложняют управления последним, скорость движения