Резкий визг тормозов, глухой удар, пронзительный милицейский свисток, — казалось, прозвучали одновременно. К месту аварии торопливо сбежались любопытные. Вскоре тревожная сирена возвестила о прибытии скорой помощи, вслед за ней подъехал автомобиль дежурного следователя ОРУД... Картина, которую еще, к сожалению, нередко можно наблюдать на улицах наших городов. Что это — печальный финал лихачества, результат оплошности неопытного водителя, грубой неосторожности пешехода? На эти вопросы можно ответить только после тщательного расследования обстоятельств происшествия, допросив его очевидцев и участников, восстановив буквально секунду за секундой и метр за метром 'всю картину событий в их мгновенном, но остро динамическом развитии. . Изучение судебной практики показывает, что дорожные и уличные происшествия почти никогда не возникают как результат прямого умысла. Обычно они вызываются неосторожностью или легкомыслием. До последнего времени у нас не было четкой правовой регламентации ответственности за преступления на автомобильном и мотоциклетном транспорте, особенно, когда речь шла о шоферах-любителях, и почти вовсе не предусматривалась ответственность пешеходов или других лиц, не управляющих транспортом, но создающих аварийную обстановку. Новый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с1 января 1961 года, устанавливает четкие и строгие нормы ответственности за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации как водителями-профессионалами, так и шоферами-любителями. Кроме того, в Уголовный кодекс введена статья, предусматривающая ответственность других лиц — не аодителей транспорта. Закон (ст. 211 и 212 Уголовного кодекса) ныне устанавливает, что нарушение водителями правил безопасности движения, повлекшее смерть потерпевшего или причинившее ему тяжкие телесные повреждения, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет; при этом суд может лишить осужденного права управлять автомобилем или мотоциклом после отбытия наказания на срок до трех лет. Не так давно я защищал в суде шофера-любителя С. Он обвинялся в том, что, управляя принадлежащим ему автомобилем, нарушил пункт «а» ст. 34 «Правил уличного движения по городу Москве», в результате чего был совершен наезд на гражданина Ж. От причиненных пострадавшему тяжких телесных повреждений вскоре последовала" смерть. Предварительное следствие установило, что автомобиль гр-на С. находился в полной исправности, водитель был абсолютно трезвым, зато пострадавший, по заключению судебно-медицинской экспертизы, оказался в сильной степени опьянения. Он, как пояснили свидетели, бесцельно бродил по проезжей части улицы вблизи от движущихся автомобилей. Казалась, все говорило в пользу водителя... Лишь одно обстоятельство было против него: случай произошел в непосредственной близости от нерегулируемого пешеходного перехода, где, в соответствии с пунктом «а» ст. 34 Правил движения, водитель обязан проявить особую осторожность. Вероятно, исходя из этого и учитывая последствия наезда, следователь предъявил гр-ну С. суровое обвинение. Он был предан суду согласно действовавшему в то время Уголовному кодексу по статье, карающей за умышленное нанесение тяжкого телесного повреждения, от которого последовала смерть. В суде выяснилось, что, конечно, никакого злого умысла у np-wa С. не было, но он проявил неосторожность, окончившуюся столь трагично. Суд переквалифицировал действия гр-на С. на более мягкую статью и назначил ему наказание в виде штрафа, В свете нового законодательства исход судебного процесса по делу гр-на С , видимо, был бы иным, так как ст. 212 ныне действующего Уголовного кодекса определяет за подобную неосторожность водителя значительно более суровую меру наказания. По новому кодексу усилена ответственность и за более легкие последствия нарушения водителем правил безопасности движения. Если потерпевшему причинены менее тяжкие или легкие телесные повреждения, виновный может быть наказан лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года с лишением права управлять автомобилем или мотоциклом до двух лет. Все сказанное выше относится как к водителям-профессионалам, так ик любителям. Кроме того, работники ав-НИ КАПЛИ ЗА НЕСПИРТНОГО ЖНОЕ ЗАКОНА!РУЛЕМ — ТАКОВО ПРЕЛОТРЕБОВАНИЕШЦЦбШШШ• • •томобильного транспорта (водители, технический персонал и администрация) подлежат уголовной ответственности в случаях нарушения правил эксплуатации как повлекших указаннные ранее последствия, так и причинивших существенный материальный ущерб. Иными словами, не только водитель, но и механик, недоброкачественно выполнивший ремонт, или заведующий гаражом, выпустивший на линию неисправный автомобиль, если в результате этого произошла авария, должны нести уголовную ответственность. Даже в тех случаях, когда происшествие обошлось без человеческих жертв и увечий, но причинило существенный материальный ущерб, виновные подлежат привлечению к ответственности. В новом кодексе имеется еще одно важное указание, заключающееся в том, что совершение преступлений на транспорте лицами, находящимися в состоянии опьянения, расценивается как обстоятельство, особо отягчающее ответственность (ст. 39 пункт 10). Нельзя не согласиться со справедливостью этого положения закона, имея в виду действие, которое оказывает10