НАШИИНТЕРВЬЮ!МЫ ЕГОКто из мотоциклистов не хотел бы заглянутьвзавтрашний день мотоцинлостроения! Кого из них не волнуют «тайны» к онструкторских бюро заводов, где сегодня набрасывают контуры машин недалекого будущего? Недавно корреспондент «За рулем» беседовал с главным конструктором Ирб итского мотозавода А. М. Ф едоровым . Н ижепубликуется запись этой беседы. Внешне «Урал» очень похож на своего предшественника, ьо весит на 40 кгменьше . Такое облегчение достигнуто главным образом за счет усовершенствования конструкциибокового прицепа (кстати, о н будет снабжен ветровым стеклом). Из других нововведений надо отметить замену чугунных направляющих клапанов двигателя металлокерамическими . К роме того, в новом мотоцикле изменен профиль руля, что обеспечит удоб ­ н уюпосадку водителя. Более подробнооб особенностях кон ­ с трукции «Урала» м ырасскажемвспе ­ циальной статье, к оторуюготовим сейчас для Вашего журнала .Н АЗОВЕМ « У РА Л»Описание М-64 было помещено на страницах журналаи нет смысла егопо ­ вторять. О тмечу только, что в нашей лаб оратории пластмасс ведется опытная работа по максимальному облегчению этого мотоциклапутем использования новых синтетических материалов.Не могли бы вы рассказать нашим читателям, над чем работает коллектив конструкторов]Многие читатели журнала интересуются спортивными мотоциклами Ирбитского завода. Что делается для их улучшения!В течение многих лет заводпроизво ­ дил широко известный у нас мотоцикл М-72. В свое время эта конструкциясчи ­ талась прогрессивной , но она уже давно морально устарела и требовала замены . П ришедшийвпрошломгоду на смену ей М - 6 1 , и меющий верхнеклапанный дви ­ гатель (с меньшимрабочимобъемомци ­ л индров , но более мощный ) , у лучшен ­ н уюподвескуидругие нововведения в конструктивном отношении , представляет заметный шаг вперед . О днакои эта модель не свободна от ряда недостатк ов , на что справедливо указывали по ­ требители. М-61 мы рассматриваем какпереход ­ н уюмодельк более совершенномумо ­ т оциклу — М-62, п роизводствокоторого начнется ужевнынешнемгоду . В новоммотоцикле — м ы назвали его «Урал» — устранены многие «слабые ме ­ ста» п ереходнойконструкции . П одготов ­ к ой этой моделикпроизводствув основн оми занят сейчас наш коллектив.Каковы Ваши дальнейшиепланы!П ри современных темпах техническогопрогресса замена существующихмоде ­ лей новыми , а новых — н овейшимипро ­ исходит несравненно быстрее, ч ем раньше. Наше КБ. потеряло многовремени , работая над конструкцией не получившего путевку вжизньмикроавтомобиля «Белка». Теперь мы стараемся наверстать упущенное — создаем несколько образцов новой совершенной техники, отвечающей высокому уровню промышленн ого производства. Интересные идеи заложеныв констр укцию новых моделей ирбитских мото ­ циклов. получивших индексы М-63 и М-64. Первый из них, с набженныйдви ­ гателем мощностью 30 л. с , имеет по ­ в ышеннуюпроходимость благодаря ши ­ н ам более широкого профила — 4*Х17". П ереход на новые шины «потянул» за собойидругие новшества, в частности, изменение конструкциикоробкипере ­ дач. Последняя сделана трехвальной и снабжена демпфернымустройством , к о ­ т орое «гасит» колебания и обеспечивает плавное движение на малых скоростях . Наличие третьего вала облегчает вклю ­ чение передач. Не менее интересна идругая новинка — автоматический выжим сцепления при переключении передач. В М-63 свечная подвесказаднегоко ­ леса будет заменена рычажной . Э кспе ­ риментально-исследовательские работы мыведемв двух направлениях: испытываем подвеску на резиновомторсионеи на пружиьно - м асляных амортизаторах. К акая из них победит — п окажут дальнейшие испытания. С овершенно не похож на все упомяну ­ тые моделимотоцикл М-64, к оторый создан нами совместно сЦКЭБмотоцик лостроения. В егоконструкцииучтены последние достижения мотоциклетной техьики ипрежде всего принцип «беэрамности».Из-за отсутствия специального цеха для изготовления мелких серий произ ­ водство спортивных машину нас очень ограничено . Более или менее «массов ымтиражом » выпускаются у нас тольк окроссовыемотоциклы М-61 К класса до 650 см3. Сейчас мытрудимся над созданием более совершенной спортивной машины М-62К (на базе «Урала»). На ней пред ­ полагается установить форсированный двигатель мощностью 33 л. с , глушители, б аки возА/хофильтр новой констр укции , а также сделать маятниковую подвеску колес. Предполагается также значительно усилить раму. Д о последнего временимызанима ­ лись лишь доводкойи частичным улуч ­ шением появившейся несколько лет назад машины М-52С для шоссейнокольцевых гонок . В прошломгоду была введена пятискоростная коробкапере ­ дач, усилены шатуны, к ривошипыипоршни . Все это себя оправдало. О дна ­ к онамсовершенно ясно, что возможно ­ сти данной конструкции исчерпаны полностью. Новая наша работа, п роводимая совместно с ЦКЭБ, — п роектирование отл ичного от всех известных ранее двига ­ теля гоночногомотоцикласдвумяку ­ л ачковыми валиками, р асположеннымивголовке цилиндра (на каждый клапан — отдельный валик). Такая схемаобеспе ­ чивает повышение числа оборотов , а следовательно, и более высокуюмощность . К рометого , она значительно улучшает приемистость двигателя иегонадеж ­ ность, так как возвратно-движущиеся массы в системе газораспределения сведены к минимуму. Существенным недостатком такой конструктивной схемы является ее сложность . Если нам удастся это преодолеть , то будет создан двигатель класса 500 см ' о риентировочноймощностью 55—60 л. с. п ри 10 000 об/мин (литровая мощность 110—120 л. с ) . Заканчивая сил зыразить ва ирбитских журнала «За предложения беседу, тов. Ф едоровпро ­ признательность коллекти ­ к онструкторов читателям рулем», приславшим свои по улучшению М - 6 1 .В чем заключаются особенности новой модели! Их ие очень много , н оони существенны. К раткоо них уже сообщалось в печати. Это прежде всего — автомат опе ­ режения зажигания с двухискровой кат ушкой , к оторыйдолжен повысить дол ­ говечность двигателя и улучшить егоди ­ н амические показатели; к оробкапередачс мелкошлицевым включением , устраняющим самопроизвольное выключение передач ; и более глубокий профиль грязевых щитков.•НАШИ25ИНТЕРВЬЮ