ПОСТРАНЕКакие же выводы сделали организаторы соревнований в Бабите? Выяснилось, что велосипедные двигатели Д-4 успешно работают с неравномерной нагрузкой. Однако обычные узкие колеса и жесткие рамы дорожных велосипедов не приспособлены к условиям кросса. Большое преимущество в этом отношении имеют львовские мотовелосипеды В-902. Большой похвалы заслужили мотороллеры «Вятка». Спортсмены, судьи и зрители пришли к единому мнению, что на этих машинах можно с большой скоростью пройти кроссовую трассу средней трудности. Но главное было доказано, что самодеятельный АМК способен хорошо организовать соревнования на собственных машинах. Отлично действовал судейский аппарат, повсюду общественники охраняли трассу. Биериньский АМК затеял хорошее дело. И мы надеемся, что оно найдет продолжателей повсюду, где есть люди с огоньком, любящие технический спорт. В. СИЛЕНИЕК, судья по автомотоспорту.МОТОСПОРТ ПРИШЕЛн ашеиНельзя сказать, что в республике доВ МАРИЙСКИЕ мотоспорта. В ИошкарС ЕЛА Оле работало несколько секций, время от времени проходили кроссы и ипподромные гонки. Но все это не выходило за пределы столицы Марийской АССР. Положение изменилось после того, как активисты-досаафовцы решили ознаменовать Спартакиаду агитационным мотопробегом по районам республики. Участники пробега поставили перед собой цель — популяризировать мотоспорт и попутно разъяснять населению задачи оборонного Общества, вовлекать в него новых членов. Останавливаясь в населенных пунктах. спортсмены проводили беседы о мотоциклетном спорте, демонстрировали приемы спортивной езды. Как правило, беседы сопровождались показом документальных кинофильмов: «Мотокросс дружбы», «Досаафовцы Лабинска» и других. Сельским жителям были розданы буклеты, в которых увлекательно рассказывалось о развитии мотоспорта в республике.Мотопробег совпал с месячником безопасности движения; и спортсмены проделали не малую работу по пропаганде правил поведения пешеходов, особенно детей на улицах и дорогах. В селах Новый Торбьял, Мари Турек и Сернур гонщики стартовали на ипподромах, куда собрались все жители окрестных деревень. Результаты агитационного мотопробега сказались довольно быстро. На ипподромные гонки, проведенные в ЙошкарОле после пробега, собралось невиданное для республики количество участников, в том числе спортсмены первичных организаций ДОСААФ. Впервые в таких соревнованиях приняли старт женщины. Пробег активистов Общества поднял в республике интерес к Спартакиаде, способствовал росту числа мотоспортсменов. П. СМИРНОВ, ст. инспектор Марийского республиканского комитета ДОСААФ.МЕЫВрЙрйМКяЯВфМЙОВПрЕГРАДЫНАПУТИЮ НЫXВ ОПРОСАХР АЗВИТИЯЮ НОШЕСКОГОМ ОТОСПОРТА рая обгонит отцов, о популярном и массовом мотоспорте. Было бы , конечно, несправедливо утверждать, что среди нашихюныхгонщи ­ ков совершенно нет способных, подающ их надежды. Они есть, но их очень мало, и мы сами порой создаем искусст ­ венные препятствия для их роста. В том же Краснодоне при осмотре мотоциклов участников бросалась в глаза «дряхлая» т ехника — видавшие виды мот оциклы старых моделей. До того как они попали кюношам , на них «отъездил» не один взрослый спортсмен. Нужно ли было удивляться, что некоторые участникипрекратили борьбу ужев начале кросса. Нам, тренерам, х орошо известно состояние паркаспортивных мотоциклов в клубах ДОСААФ: т ехники не хватает, часто ее распределяют неправильно, без учета масштабов спортивной работы того или иного АМК. Но даже в этих условиях способным юнымгонщикам надо выделить хорошиемотоциклы . Иначе немыслим их спортивный рост, а следовательно, и развитие нашего мотоспорта. Надо, чтобы работники комитетов, ведающие распределением спортивных маш ин , интересовались, к акими обеспечиваются юноши . Может быть, имеет смысл централизованно выделять определенное количество мотоциклов для самых молод ыхгонщикови распределять их по специальному списку , утвержденному мотокомитетом ФАМС . Может быть, следует из каждойпартии новых машин нескольк о передавать лучшимюным спортсменам. Т акили иначе, но это нужно сделать безотлагательно. Судьбы нашего мотоспорта, будущее его во многом зависят от того, сможем ли мы правильно и быстро решить эти вопросы. Н. ДУХАНИН, тренер Подольского АМК .ше. Но ктоиз тренеров не знает, нак тя ­ жело заниматься с великовозрастными новичкамии особенно с теми, к то плохо слесарничает, почти не знает двигателя, неуверенно держитсяв седле. А ведь с азами мототехнини и вождения ребят можнознакомить гораздо раньше. Когда гурьба ребятишек с азартом бегает по полю за футбольным мячом, взрослые поощрительно улыбаются: растет спортивная смена! Но если мальчик подходит к мотоцинлу — его гонят, говорят, что мал еще, недорос. В футболе дело обстоит просто: к упили мяч — один на десятерых, надели трусы , м айкии — айда на площадку! В мотоцинлетном же спорте нужно основательное знание маш ины . А на это уходит обычно несколько лет. И те , к то приходит в мотосекции лишь с получением паспорта, очень редк о добиваются успеха. К ак правило, в ы ­ сот мастерства достигает тот , ному посчастливилось подружитьсяс мотоциклом в детстве. Так начинали свою спорт ивную карьеру почти все известные мотоспортсмены — В. Адоян, А. Васин, И. Григорьев, А. Д ежинов , Н. Соколов. У жев 6—7 лет они были «знакомы» с отцовским или дядиным мотоциклом, были завсегдатаями мотогаража, неизменн ымипомощниками взрослых мотоциклистов. В интересах спорта нужноузаконитьраннююмотоциклетную подготовку, обязав каждый мотоклуб иметь детскую группу. Многое в этом отношении могут сделать наши ведущие гонщики , владеющие современными приемами вождения машин. За рубежом мотоспортсмены обычно достигают спортивной зрелости к 18—19 годам, т. е. в том возрасте, когда наши тольно начинают свой спортивный путь. Чехословацкие мастера воспитывают, например, свою смену смальчишеских лет. Они «натаскивают» 12 — 13-летннхребят, обучают их различным сложным приемам езды на двух- и одноколесных велосипедах, на легких мотоциклах, не давая больших нагрузокиа то же время последовательно направляя их от малого к большому, от простого к сложному. Пора бы и нам перенять этот ценный опыт. Во всех видах спорта распространено шефство лучших мастеров над юными . Олимпийцы пришлившколы , в юношес кие спортивные секции , чтобы передать свой опыт. А можем ли мы назвать имена ведущих мотоспортсменов, сочетающ ихуспешные личные выступления с общественной подготовкой спортивной смены? Н сожалению, нет. В основном, мотоспортом у нас занимается рабочая молодежь и старшие учащиеся ремесленных училищА вот в общеобразовательных школах почти нет возможности приобщиться к мотоделу. Ш кольныймотокружок — редкость внаших городах. Многочисленные школьные организации ДОСААФ успешно ведут работу со стрелками и автомоделистами, з накомят ребят с основами радиотехники. Нам каж ется , настало время подумать и об изучении мотоциклетной техники . Обеспечить школы старыми мотоциклами для учебных целей — не такое уж сложное дело, а польза была бы большая. Инстр укторы из числа преподавателей машиноведения, родителей учащихся , спортсменов близлежащих нлубов тоже найдутся. Нетрудно себе представить, к ак благотворно скажется создание сети такихкружковв шнолах, домах пионеров и станциях юных техников на воспитании юных мотоциклистов. До тех пор пока у нас не станет традицией обучать мотоделу подростков, развивать любовь к мотоспорту и техничес кие способности у детей спионерских лет — нам трудно мечтать о смене, кото5 ПРЕОДОЛИМЫЕ ТРУДНОСТИТ РИБУНАПРЕПОДАВАТЕЛЯКак известно, о ценка деятельности авт омотоклубов , хозрасчетных школикур ­ сов при первичных организациях произ ­ водится прежде всего по результатам сдачи экзаменоввГАИ . Поэтому учеб ­ н ыеорганизациисосредоточивают основные усилия на подготовке курсантов по правилам движенияипрактическомувождению . О днако занятия ведутся поч ­ ти везде только применительно кгород ­ с ким условиям. Курсанты приэтом не по ­ лучают навыков управления автомобилем в колонне, ночью, в сложных до ­ р ожных условиях ипри 'маневрировании передним и задним ходом.-Обучаемые не практикуютсятакжеввождении авт омобилясприцепом , в буксировке или перевозкегрузов . Все это, естественно, снижает качество их подготовки . Причины этих недостатков заключают ­ ся прежде всего втом , что многие автом отоклубыДОСААФ до сего времени не имеютоборудованныхплощадок для начального обучения и автодромов с необходимыми сооружениями. Очень медленно внедряется вжизньи обязательное прохождениепроизводст ­ венной практикив автохозяйствах, к ото ­ рые оснащены совершенной техникой по обслуживаниюиремонту автомобилей. Существенные недостатки имеет мето ­ д ика обучения вождению . М ногие инстр укторы не соблюдают последовательности вотработкеупражнений , не увязывают свою работу сизучениемкур ­ сантами устройства автомобиля и правил движения . Не изжитыещеи такие позор ­ ные факты, к огдавкнижку учета зано ­ сятся заведомо неправильные сведения о выполнении того или иногоупражне ­ ния. М етодическая работа иобменопытомв большинстве учебных организаций не налажены, а если где инструкторовисобирают , то главным образом , по воп росамтрудовой дисциплины. Так, за шесть месяцев 1960 годав Челябинс комАМКсинструкторами не было про ­ ведено ни одногометодического совещания. На качество обучения отрицательно влияет большая текучесть инструктор ­ ских кадров , а такженедокомплектпре ­ подавателей иинструкторов . Это объясняется, в частности, тем, что оплата труда инструкторов по вождению вДОСААФниже , ч емв учебных органи ­ зациях при городских исполкомах иМи ­ нистерстве автомобильного транспорта и шоссейных дорог . В практике работы клубов мало уде ­ ляется внимания подборуинструкторскихкадров — вот почемунередкоможновстретить инструктора безудостовере ­ ния на право обучения вождению или с низким общеобразовательным уровнем {4—5 классов). И не случайно, н еко ­ торые инструкторы педагогику подменяют окриком , г рубостью , натаскиванием. Чтобы быстрее устранить недостатки в обучении вождению, комитетам ДОСААФ необходимо прежде всего усилить подготовкукадровинструкторов по вождению , в первую очередь из числа лучших курсантов, и меющихобразо ­ вание не ниже 7—10 классов. На наш взгляд, ц елесообразно иметь в штате каждого автомотоклуба и автошколы старшего инструктора по вождению , к о ­ торый долженстрого контролировать со ­ д ержаниеи последовательность выполнения каждогоупражнения . На экзаменах обучаемые часто пока ­ з ывают низкие знания при решенииза ­ дач по правилам проездарегулируемыхи нерегулируемых перекрестков. Недостаточно быстро усваивают курсанты также правила вождения автомобилей вколонне , правила перевозки грузов и людей. » Главная причина слабого усвоения этих разделов программы , по нашему мнению , заключается втом , что между Преподавателем правилдвиженияиин ­ с труктором по практическомувождению нет должного взаимодействия приотра ­ б отке родственных тем . С кажем , тему № 9 по правилам уличногодвижения преподаватель не координируетсблиз ­ к ой ей лосодержанию темой № 4 по практическому вождению. Компяексирование занятий можнобылобы распространить и на изучение знаков - у ка ­ зателей. Надо только при составлении тематических планов каждой группы увязывать прохождениетемпоправи ­ лам движенияспланоми графиком практического вождения и указывать, к акиетемыпоПУДивождению отрабатываются совместно преподавателем и инструктором. Большое значение для успешного изучения программы имеет своевременное обеспечение наглядными пособиямив соответствии сновыми правилами дви ­ ж ения , а такжеоборудование специальн ого класса. В этом отношении заслужи ­ вает внимания хороший опыт автомотоклуба Бауманского района Москвы . Д ля занятий по правилам движения здесь оборудован специальный класс на 35 — 40 человек. На каждом столе нарисованы перекрестки для самостоятельного решения задач по разводке . Обстановку преподаватель создает, пользуясь стенд омсмагнитнымидержателями . В классе смонтирован такжеэлектрифициро ­ ванный стенд сновымизнакамииеди ­ н ым пультом управления, имеется действ ующий светофор. О борудование класса выполнено кур ­ сантами и преподавателями клуба. П рипроведенииэкзаменоввГАИ по правилам движения курсанты обычно очень робко чувствуют себя уавтомоби ­ ля или агрегата и значительно свобод ­ н ее — у схемы или плаката. Это свидетельствует отом , что при прохождениипрограммы не уделяется должного внимания практическим работам. В большин ­ стве учебных организацийДОСААФ не созданы нормальные условия для прак ­ тических занятий, мало оборудовано классов для этой цели. Как правило, в клубах из 6—7 классов только 1—2 под ­ готовлены для практических занятий, тогда как по программе на эти занятия отведено временигораздо больше, ч ем на теоретические. Автопарки и гаражи при учебных ор ­ ганизациях не имеютнеобходимых условий для нормальной работы по обеспе ­ ч ениютекущего ремонта ипрофилакти ­ к еособеннов зимних условиях. Крайне слабо организованоснабжение запасным и частями. В результате графиквож ­ дения в большинстве автомотоклубов срывается. К аковы важнейшие причины недостатков впрактическомобучении водителей? П режде всего, о ни состоят втом , что городские и областные комитеты ДОСААФ недостаточно требовательно поднимаютвопросы обеспечения автоклубов ишколпомещениями , наглядными пособиями, оборудованием для практических занятий. Н изка посещаемость занятий. Так, в среднем по Москве она равна 80—85 процентам . О собеннорезко снижается посещаемость в тот период , к огда начинается практическая езда, так какадми ­ нистрация предприятия , г де трудится курсайт, часто не отпускает его срабо ­ ты. П одготовкабудущихшоферов — важное исложное дело. Работникам автомотоклубов икурсов приходится пре ­ одолевать многие трудности. Обмен опытомпреодоления их поможет нам улучшить подготовкувысококвалифици ­ рованных кадров для народного хозяйства, Б. ГОРБАЧЕВ, А. ПАВЛОВ, старший методист МАМК .6