ПОСТРАНЕКакие же выводы сделали организаторы соревнований в Бабите? Выяснилось, что велосипедные двигатели Д-4 успешно работают с неравномерной нагрузкой. Однако обычные узкие колеса и жесткие рамы дорожных велосипедов не приспособлены к условиям кросса. Большое преимущество в этом отношении имеют львовские мотовелосипеды В-902. Большой похвалы заслужили мотороллеры «Вятка». Спортсмены, судьи и зрители пришли к единому мнению, что на этих машинах можно с большой скоростью пройти кроссовую трассу средней трудности. Но главное было доказано, что самодеятельный АМК способен хорошо организовать соревнования на собственных машинах. Отлично действовал судейский аппарат, повсюду общественники охраняли трассу. Биериньский АМК затеял хорошее дело. И мы надеемся, что оно найдет продолжателей повсюду, где есть люди с огоньком, любящие технический спорт. В. СИЛЕНИЕК, судья по автомотоспорту.МОТОСПОРТ ПРИШЕЛн ашеиНельзя сказать, что в республике доВ МАРИЙСКИЕ мотоспорта. В ИошкарС ЕЛА Оле работало несколько секций, время от времени проходили кроссы и ипподромные гонки. Но все это не выходило за пределы столицы Марийской АССР. Положение изменилось после того, как активисты-досаафовцы решили ознаменовать Спартакиаду агитационным мотопробегом по районам республики. Участники пробега поставили перед собой цель — популяризировать мотоспорт и попутно разъяснять населению задачи оборонного Общества, вовлекать в него новых членов. Останавливаясь в населенных пунктах. спортсмены проводили беседы о мотоциклетном спорте, демонстрировали приемы спортивной езды. Как правило, беседы сопровождались показом документальных кинофильмов: «Мотокросс дружбы», «Досаафовцы Лабинска» и других. Сельским жителям были розданы буклеты, в которых увлекательно рассказывалось о развитии мотоспорта в республике.Мотопробег совпал с месячником безопасности движения; и спортсмены проделали не малую работу по пропаганде правил поведения пешеходов, особенно детей на улицах и дорогах. В селах Новый Торбьял, Мари Турек и Сернур гонщики стартовали на ипподромах, куда собрались все жители окрестных деревень. Результаты агитационного мотопробега сказались довольно быстро. На ипподромные гонки, проведенные в ЙошкарОле после пробега, собралось невиданное для республики количество участников, в том числе спортсмены первичных организаций ДОСААФ. Впервые в таких соревнованиях приняли старт женщины. Пробег активистов Общества поднял в республике интерес к Спартакиаде, способствовал росту числа мотоспортсменов. П. СМИРНОВ, ст. инспектор Марийского республиканского комитета ДОСААФ.МЕЫВрЙрйМКяЯВфМЙОВПрЕГРАДЫНАПУТИЮ НЫXВ ОПРОСАХР АЗВИТИЯЮ НОШЕСКОГОМ ОТОСПОРТА рая обгонит отцов, о популярном и массовом мотоспорте. Было бы , конечно, несправедливо утверждать, что среди нашихюныхгонщи ­ ков совершенно нет способных, подающ их надежды. Они есть, но их очень мало, и мы сами порой создаем искусст ­ венные препятствия для их роста. В том же Краснодоне при осмотре мотоциклов участников бросалась в глаза «дряхлая» т ехника — видавшие виды мот оциклы старых моделей. До того как они попали кюношам , на них «отъездил» не один взрослый спортсмен. Нужно ли было удивляться, что некоторые участникипрекратили борьбу ужев начале кросса. Нам, тренерам, х орошо известно состояние паркаспортивных мотоциклов в клубах ДОСААФ: т ехники не хватает, часто ее распределяют неправильно, без учета масштабов спортивной работы того или иного АМК. Но даже в этих условиях способным юнымгонщикам надо выделить хорошиемотоциклы . Иначе немыслим их спортивный рост, а следовательно, и развитие нашего мотоспорта. Надо, чтобы работники комитетов, ведающие распределением спортивных маш ин , интересовались, к акими обеспечиваются юноши . Может быть, имеет смысл централизованно выделять определенное количество мотоциклов для самых молод ыхгонщикови распределять их по специальному списку , утвержденному мотокомитетом ФАМС . Может быть, следует из каждойпартии новых машин нескольк о передавать лучшимюным спортсменам. Т акили иначе, но это нужно сделать безотлагательно. Судьбы нашего мотоспорта, будущее его во многом зависят от того, сможем ли мы правильно и быстро решить эти вопросы. Н. ДУХАНИН, тренер Подольского АМК .ше. Но ктоиз тренеров не знает, нак тя ­ жело заниматься с великовозрастными новичкамии особенно с теми, к то плохо слесарничает, почти не знает двигателя, неуверенно держитсяв седле. А ведь с азами мототехнини и вождения ребят можнознакомить гораздо раньше. Когда гурьба ребятишек с азартом бегает по полю за футбольным мячом, взрослые поощрительно улыбаются: растет спортивная смена! Но если мальчик подходит к мотоцинлу — его гонят, говорят, что мал еще, недорос. В футболе дело обстоит просто: к упили мяч — один на десятерых, надели трусы , м айкии — айда на площадку! В мотоцинлетном же спорте нужно основательное знание маш ины . А на это уходит обычно несколько лет. И те , к то приходит в мотосекции лишь с получением паспорта, очень редк о добиваются успеха. К ак правило, в ы ­ сот мастерства достигает тот , ному посчастливилось подружитьсяс мотоциклом в детстве. Так начинали свою спорт ивную карьеру почти все известные мотоспортсмены — В. Адоян, А. Васин, И. Григорьев, А. Д ежинов , Н. Соколов. У жев 6—7 лет они были «знакомы» с отцовским или дядиным мотоциклом, были завсегдатаями мотогаража, неизменн ымипомощниками взрослых мотоциклистов. В интересах спорта нужноузаконитьраннююмотоциклетную подготовку, обязав каждый мотоклуб иметь детскую группу. Многое в этом отношении могут сделать наши ведущие гонщики , владеющие современными приемами вождения машин. За рубежом мотоспортсмены обычно достигают спортивной зрелости к 18—19 годам, т. е. в том возрасте, когда наши тольно начинают свой спортивный путь. Чехословацкие мастера воспитывают, например, свою смену смальчишеских лет. Они «натаскивают» 12 — 13-летннхребят, обучают их различным сложным приемам езды на двух- и одноколесных велосипедах, на легких мотоциклах, не давая больших нагрузокиа то же время последовательно направляя их от малого к большому, от простого к сложному. Пора бы и нам перенять этот ценный опыт. Во всех видах спорта распространено шефство лучших мастеров над юными . Олимпийцы пришлившколы , в юношес кие спортивные секции , чтобы передать свой опыт. А можем ли мы назвать имена ведущих мотоспортсменов, сочетающ ихуспешные личные выступления с общественной подготовкой спортивной смены? Н сожалению, нет. В основном, мотоспортом у нас занимается рабочая молодежь и старшие учащиеся ремесленных училищА вот в общеобразовательных школах почти нет возможности приобщиться к мотоделу. Ш кольныймотокружок — редкость внаших городах. Многочисленные школьные организации ДОСААФ успешно ведут работу со стрелками и автомоделистами, з накомят ребят с основами радиотехники. Нам каж ется , настало время подумать и об изучении мотоциклетной техники . Обеспечить школы старыми мотоциклами для учебных целей — не такое уж сложное дело, а польза была бы большая. Инстр укторы из числа преподавателей машиноведения, родителей учащихся , спортсменов близлежащих нлубов тоже найдутся. Нетрудно себе представить, к ак благотворно скажется создание сети такихкружковв шнолах, домах пионеров и станциях юных техников на воспитании юных мотоциклистов. До тех пор пока у нас не станет традицией обучать мотоделу подростков, развивать любовь к мотоспорту и техничес кие способности у детей спионерских лет — нам трудно мечтать о смене, кото5