24
25
Советы молодому водителюр еди автомобилистов широко распространена поговорка : «Ездить успешно — значит водить безопасно». Но что значит водить без ­ опасно? Это понятие включает безу коризненное знание и выполнение пра ­ вил движениятранспорта , с одержание автомобиля висправномтехническом состоянии и, н аконец , обладание навык амиумелоговождения автомобиля в различных условиях, в отопоследнем — о некоторых полезных навыках, к оторыевпервуюочередьдолжен выработать в себе молодой водитель, и пойдет речь в этой статье. Статистика дорожных происшествий показывает , что особенно часто их при ­ чиной является лихачество — п ренебре ­ ж ениетребованиями Правил, п ереоцен ­ ка своегоумения управлять автомоби ­ лем при низкой технике вождения маш ины . Естественно, что водной статье мы не сможемраскрыть всех приемов , сопутствующих безопасному вождению. В частности, м ы не коснемсявопросовправильноговыбораскорости (частично освещенывжурнале № 2 за 1961 г.). Н апомнимтолько , что как бы вы или ваш ипассажирыниспешили , — это ни вкоеймере не должно повлиять на ско ­ рость движениявашего автомобиля. П риэтом вы всегда должны быть готовык немедленному торможению,СТ ОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ Правильное > с воевременноетормо ­ и жениеавтомобиля — о дно из условий безопасностидвижения . О но оказывает существенное влияние на сохранность всех механизмов автомобиля и на расх од топлива. Вам, к онечно , известно, что тормоза применяются в двух случаях — п ри преднамеренном (служебном) и при экстренном торможении. Н ередкоможно видеть, к акк тротуар у на большойскоростиподъезжает авт омобиль . Р езкое нажатие на тормоза — с идящиевмашине « к люютносом » , а из окна выглядывает сияющеелицоводи ­ теля: с мотрите , к аклихояторможу ! И невдомектакомушоферу , что частое резкоеторможениеприводит < п о ­ к вышеннымнагрузкам на детали тормоз ­ н огомеханизмаирессор , увеличивает износ шин ибыстровыводит из строя автомобиль. П оэтому преднамеренное торможение всегда должно быть плавн ым . П рактический совет: после первого нажатия на тормозпонемногу ослабляйте его , в соответствии соснижающейсяскоростью автомобиля. Автомобили с пневматическим привод ом (в частности, г рузовой ЗИЛ-150) н ужно останавливать плавным утапливан иемтормозной педали, а не коротки ­ м и частыми нажатиями , к ак это нередко практикуют. Прерывистое торможение приводиткповышенномуизносу деталей тормознойсистемыик (излишнему расходу воздуха.И нымидолжны быть действия, если появилась необходимость произвести экстренноеторможение . Здесь важно нетолькообеспечитьнаименьшийтормозной путь, но ипредотвратитьвоз ­ м ожный занос автомобиля , опасность возникновениякоторогоособенно велика при полной блокировке колес. В ы , к онечно , знаете, что торможение наиболее эффективнопритакомнажа ­ тии на педаль, к огдаколесаещевраща ­ ются, но ужеблокируютсяминимальнымповышением давления. Учитывая, что пригололедицеимок ­ р ом асфальте резкоеторможениеколеснередко приводит к «юзу», экстренную остановкуивэтом случае следуетпро ­ изводить кратковременныминажатиями на педаль. П риэтом на сухой дороге на большойскоростисцепление надо вы ­ ключить (особенно у грузовых автомоб илей ) . На скользкойдороге > п риго ­ и лоледесцепление ни вкоем случае не выключается. ОБГОН Всякий обгон связан сувеличением скорости движения и маневрированием транспорта . П оэтомутам , где скоростьдвижения по тем или инымсоображе ­ н иямдолжна быть ограничена , о бгонять нельзя. На скользкойимокройпроезжей части дорогитормозной путь автомобиля увеличивается, а его устойчивость уменьшается , п оэтомув таких случаях обгонособенноопасен . Э то относитсяНашиконсультации3 НАРедакция получает от шоферов , п ро ­ фессионалов илюбителей , м ногописемспросьбой разъяснить им те или иные положения Правил движения автотрансп орта . В порядке консультации публик уем ответы на вопросы наших читателей. Следует ли пропускать трамвай, выполняющий левый или правый поворот на нерегулируемом перекрестке, автомобилю, который движется прямолинейно! — спрашивают тт. Волченко ( Н о ­ восибирск), Бюлер [Ленинград) и другие. Трамвай пользуется первоочередностью проезда . П оэтому Правила движе ­ ния транспортаобязывают водителей автомобилей уступать емудорогукак на регулируемых , если сигналы светоф орадаютим равное право двигаться черезперекресток , так и на нерегули ­ р уемыхперекрестках (рис. 1).Т ВЕРДО ,Москвич т. Файнштейн спрашивает, почему работники ОРУД штрафуют водителей, если они, повернув направо с Ленинского проспекта на Университетский, сразу делают левый поворот в боковой проезд ! В других письмах, не приводя конкретных случаев, читатели интересуются, за сколько метров до перекрестка водитель должен начинать перестроение для следования в том или ином направлении! Н ужно сказать, что Правилами не рег ­ л аментировано расстояние, на котором водитель обязан начать перестроение. Однако закончить его он должен не ближе 20 метровдограницыперекре ­ стка. Так какв случае, о которомсооб ­ щает т. Ф айнштейн , выполнить это усло ­ вие не представляется возможным , в о ­ дитель может делать левый поворот только вследующем по ходу движения проезде. Тов. Солнцев из Горького в своем письме пишет: «Статья 62-я Правил говорит о том, что «при повороте налево или при развороте на перекрестке объезд его центра не обязателен». П роще говоря, м ожно угол «срезать», а можнои не «срезать». Непонятно, почему в приложении № 3 пункт 9-й обязывает водителей, поворачивающих налево, непременно оставлять центр перекресткаВЫП ОЛсправа! Нет ли здесь противоречия!» Такие же вопросы прислали нам минчанин Амерханов, шофер Емельянов из Винницы и другие. Никакого противоречия между указанной статьей ипунктом 9-м приложения нет. В приложении № 3 «Линии безопас ­ ности» о пределено , что справа от води ­ телей, п оворачивающих налево, остается обозначенный центр перекрестка ( к руг или кольцодиаметромдо1мет ­ ра), к оторый наносится для того , ч тобы создать условия безопасного разъезда встречных потоковавтомобилей , в ыпол ­ н яющих левый поворот . В том случае, к огда «центр» п ерекрестка не обозна ­ чен, водитель ведет своюмашину так, к ак это ему наиболее удобно . Н. Олейника из Йошкар-Олы и В. Ильиных из Свердловска интересует, как понимать зону действия знаков «Пово-У////Ш/Агfe>^^KД ш - Й ПГ %J^|-,ШШ|81 1•гРис.1.Рис.2.' ^777/У//У~ на/те ifci/cf&tajи кдвижениючерез пешеходные до ­ р ожки , у школ , б ольниц , кинотеатров, м имо стоящего транспорта ыдругих мест, г де велика вероятность внезапного появления пешехода или автомототранспорта. О собенноопаснопроизво ­ дить обгон транспорта, направление движениякоторого еще не определи ­ лось. Н ередко на автомагистралях можно наблюдать такуюкартину : о бгоняющий автомобиль поравнялся собгоняемым , н о тот внезапно прибавляет скорость , не давая завершить маневр . Это неумное желание «посоревноваться» не разпри ­ водило кдорожным происшествиям. Безопасный обгонвозможентольковтом случае, к огдашоферыобгоняюще ­ го иобгоняемого автомобиля взаимо ­ действуют. Д ляэтого водитель, и дущий справа, д олжен принять по возможно ­ сти еще правее и ни вкоем случае не увеличивать скоростьдвижения . Но и. вы, о бгоняющий , д олжны помнить, что маневр нельзя заканчивать резкимпо ­ воротом вправо в непосредственной близости отобгоняемого автомобиля, так как это вынудит его водителя резкозатормозить или свернуть вправо. Как показывает практика , основная причина аварий ,и наездов приобгоне заключается вигнорированиитогофак ­ та, что процесс обгона не происходит мгновенно, а продолжается значительное время , в течение которого обстановка на дорогеможет сильно измениться. Представьте себе, что для совершения обгона вам придется выехать на левую половину проезжей части дороги , г девозможно появление встречного транспорта. Это можно делать лишь приод ­ н омусловии : д орога просматривается на отрезкев 1,5—2 разабольшемпред ­ п олагаемогопутиобгона . Только убе ­ дившись, что на этом расстоянии встречн ого транспорта нет, приступайте кма ­ невру. Естественно, что при тумане, на подъемах, закруглениях ипридругих условиях, ограничивающих видимость, о бгон производить нельзя. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ Одна из частых ошибокмолодыхшо ­ феров заключается втом , что всю над ежду на действия по предупреждениюдорожных происшествий они возлагают на других (шоферов или пешеходов ) , а сами своевременно не принимаютни ­ каких мер , чтобы обеспечить безопасное движение. Будьте бдительны сами ! Не полагайтесь на других. П ри этом помните, что наиболее эффективным ибезопасным методом предупреждения дорожных происшествий является своевременное снижениескоростииторможение автомобиля. Всякие попытки объезда пешеходов , расчет «а то, что ониуспеютпройти или остановятся, м огут лишь усугубить по ­ следствия дорожного происшествия и увеличить число жертв , так как при этом шофер все свое внимание уделяет человеку, к оторого он объезжает, а не следит за другими автомобилями ипе ­ шеходами. Весьма сажнымусловиембезопасно ­ сти движения является правильное исвоевременное взаимодействие шофе ­ ров. О но заключается вточномвыпол ­ нении правил обгона , разъездов со встречным транспортом, с воевременной сигнализации обизменении направления движения , с облюдениянеобходимо ­ го интервала до находящегося впереди транспорта. Однако при выборе режима движения своего автомобиля не надо ориенти ­ роваться на то, что все другиешоферы будут точно соблюдать правила движе ­ ния. П оэтомуважно всегда резервировать дополнительное время или ди ­ станцию и давать четкие сигналы, чтобы предупредить какие-либо неожидан ­ ности. Известный чешский автомобилист Зденек Трейбал в своей книге «Искусств овождения автомобиля» пишет: «Мастерство вождения втоми состоит, чтобы направить все свои физические и духовные силы на одно — безопасно и быстро достичь цели». Если .вы никогда не будете забывать об этих словах и будете стремиться воплотить их впрак ­ тику своей работы на автомобиле, — успех вам обеспечен. Инж. В. САУЛЬСКИЙ, преподаватель.Ленинград.н яН ЕУКОСНИТЕЛЬНО !чением трамвайных путей, если регулировщик с вытянутой вперед рукой обращен к нему спиной или правым боком (п. Ш - й ) ! П ункт 111-й Правил запрещает правый поворот нерельсовому транспорту, если трамвайные пути расположены перед водителем, так как при этом создается помеха для движения транспорта вос ­ новных разрешенных направлениях. Если же трамвайные пути расположеныспра ­ ва от водителя, повернуть направо мож ­ но, не мешая транспорту, д вижущемусявосновном направлении (рис. 3.). Преподаватель т. Сабадаш из пос. Тетиев Киевской области просит ответить на вопрос, как понимать действие знака «Ограничение нагрузки на ось» в применении к двухосным и трехосным автомобилям! Знак «Ограничение нагрузки на ось» запрещает движение транспортных средств снагрузкой на любую ось, п ре ­ восходящей указанную на знаке. П ри этом следует запомнить, что у двухосных автомобилей на переднюю ось при ­ ходится примерно '/з полного веса, а на заднюю — г /з- У трехосного автомобиля эта нагрузка распределяется на все три оси приблизительно поровну . В письме из Печоры шофер-любитель Белоног пишет: «По главной улице движется грузовая автомашина. Одновременно по второстепенной пересекающей улице к перекрестку подошел автобус, поднимающийся в гору. Перекресток нерегулируемый. Кто должен проехать первым!» П ри любых положениях независимо от направления движения первым проезжает транспорт, с ледующий по главной улице или дороге , а на равнозначащих — с ледующий на подъем или под уклон. Шофер Киевского таксомоторного парка № 2 т. Орличенко спрашивает, может ли грузовой таксомотор проезжать под знак «Грузовое движение запрещено»! Г рузовым автомобилям такси движ ениепод этот знак разрешено . Это сделано для того , чтобы не заставлять граждан оплачивать лишний километр аж при объездах.рот налево запрещен» и «Поворот направо запрещен» при установке их перед площадью! В этом случае запрещающее действие знаков распространяется на ближайшее пересечение на этой площади, т. е. на первуювыходящую на нее улицу в направлении, у казанном на знаке (рис. 2.). Как подает сигнал обгона водитель мотоцикла! — просит объяснить т. Зак ' и з Куйбышевской области. Водитель мотоцикла сигнализирует обобгоне той рукой , к оторой ему это удобно сделать: или вытянутой левой рукой или (если она занята выключени ­ е м сцепления) поднятой правой рукой , согнутой влоктевом суставе. Автомобилистам-свердловчанам тт. К ушкинуи Стефановичу неясно, означает ли пункт 40-й Правил круглосуточное запрещение звуковых сигналов во всех городах или только в городах и местах курортного значения! Да, в о всех городах, а также местах расположения санаторно-курортных уч ­ р еждений пользование звуковым сигнал омзапрещенокруглосуточно , за исклю ­ ч ением случаев, указанных в п. 40-м. Шофер Шипальской РТС Литовской ССР т. Юшкевичус спрашивает, почему водитель нерельсового транспорта не может поворачивать направо с пересеРис. 3.£