ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО МИРАНА ГОНОЧНЫХ АВТОМОБИЛЯХ I ФОРМУЛЫСпортивная комиссия ФИА внесла некоторые коррективы и уточнения в календарь и распорядок соревнований на личное первенство мира 1961 года по шоссейно-кольцевым гонкам I формулы. К утвержденным ранее 8 зачетным соревнованиям (см. «За рулем» № 1 за 1961 г.) добавлено еще одно — гонка на Большой приз Марокко, которая состоится 29 октября. Каждая из зачетных гонок должна быть проведена на дистанции не менее 300 км и длиться не менее 2 часов. Зачет ведется по 5 лучшим результатам из этих девяти гонок, а в случае равенства очков, по наибольшему количеству занятых первых и последующих мест. За победу в гонке (выигрыш Большого приза страны) начисляется 9 очков, за второе место — 6 очков, за третье — 4, за четвертое — 3, за пятое — 2 и за шестое место — 1 очко. Начисление очков за лучший круг не производится. Для получения зачетных очков водитель должен пройти всю дистанцию соревнования на одной и той же машине; замена водителей допускается, но в этом случае ни тому, ни другому водителю зачетные очки не начисляются. его настиг Мосс, вышедший на 15-м круге вперед. Мосс выступал на автомобиле «Лотус», мощность двигателя которого (150—155 л. с.) значительно ниже, чем У «Феррари» (180 л. с ) . Тем не менее Мосс сумел отлично использовать особенности трассы и не уступил первенства ни одному из трех гонщиков (Гинтеру, Хиллу и Трипсу), выступавших на «Феррари». В некоторые моменты гонки Гинтеру, а затем и Хиллу удавалось сократить разрыв между ними и лидером до 3 секунд, но все же на финише первым был Мосс, прошедший дистанцию за 2:45.50,1, со средней скоростью 113,78 км/час. Лучший круг был пройден Моссом и Гинтером с равным результатом 1.36,3 (скорость 117,6 км/час), т. е. лишь на '/to долю секунды медленнее, чем это сделал в прошлом году на 2,5-литровом автомобиле Мак-Ларен, установивший рекорд трассы (1.36,2). Это еще раз подтверждает, что введение с 1961 года новой I формулы (предусматривающей, к ак известно. снижение литража до 1500 см') не приводит само по себе к снижению скорости на трассах. Гонщики, выступавшие яа западногерманских автомобилях «Порше» и английских «Купер», отстали от названных выше четырех победителей на несколько кругов: так, пришедший пятым американец Гурней («Порше») отстал на два круга, а прошлогодний второй призер чемпионата мира новозеландец Мак-Ларен — на 5 кругов.гонщиков, выступавших на новых автомобилях «Феррари». Они сразу захватили лидерство в гонке, и только один из них был вынужден в процессе борьбы отойти на второй план; это был Гинтер, не выдержавший напора со стороны Джима Кларка и Стирлинга Мосса, которые выступали на автомобилях «Лотус». Кларк прошел лучший круг со скоростью j 158 км/час, но все же остался третьим, после уверенно выступавших Трипса и Хилла, которые финишировали с почти одинаковым временем (разница на дистанции 314,2 км составила всего 0,7 секунды). Победитель гонки Вольфганг Трипе прошел дистанцию со средней скоростью 155 км/час. Стирлинг Мосс был на финише четвертым. Оба гонщика лидируют теперь в чемпионате мира, набрав в сумме двух этапов по 12 зачетных очков. На третьем месте Филипп Хилл (10 очков), за ним Гинтер (8 очков). Два первых призера прошлогоднего первенства — чемпион мира Джек Брэбхем и «вице-чемпион» МакЛарен набрали пока по 1 зачетному очку.БОЛЬШОЙ ПРИЗ БЕЛЬГИИУже по результатам тренировочных заездов стало ясно, что Большой приз Бельгии завоюет кто-либо из гонщиков, выступающих на автомобилях «Феррари» I формулы. Действительно, из 21 автомобиля, заявленного к старту в третьем этапе розыгрыша первенства мира на Франкорских полях, два первых ряда занимали «Феррари», и только лишь бывший многократный чемпион мира по мотоциклетным гонкам Джон Сюртиз, выступающий на «Купере», тоже сумел оказаться во втором ряду. Гонку повел Филипп Хилл, преследуемый Трнпсом, Гендебьеном и Гинтсром (все — на «Феррари»), и лишь в некотором отдалении шли чемпион мира Брэбхем (на «Купере»), Стирлинг Мосс (на «Лотусе»), Боннер (на «Порше») и Грэхем Хилл (на новом гоночном автомобиле БРМ). Практически борьба за приз шла между первыми названными четырьмя гонщиками, причем на протяжении всей дистанции в 423 км, р азрыв между ними не превышал нескольких секунд. Иногда в этой борьбе происходила смена лидеров. Так, Трипе до 20 круга дважды возглавлял гонку. Но двадцать первый круг Хилл прошел с рекордным временем (4 минуты и4 секунды)'. развив скорость 211,5 км /час. и снова Стал лидером. Вскоре еще более высокий результат покачал Гинтер. пройдя лучший круг за 3.59.8, т. е. со скоростью 211.676 км/час. Это является пока абсолютным рекордом скорости для новых автомобилей I формулы (с двигателем 1500 см 3 ). Интересно отметить. что абсолютный рекорд скорости. достигнутый на автомобиле прежней I формулы (до 2500 см 3 ) был не намного больше — 218 км/час; его установил в 1960 году чемпион мира Джек Брэбхем. Исключительная по своему напряжению и темпу борьба закончилась победой Филиппа Хилла, который выиграл у Трипса... две десятых секунды. Но это стоило последнему Большого приза Бельгии и лидерства в чемпионате мира. Через 23 секунды после них финишировал Гинтер и еще через 23 секунды — Гендебьен. Джон Сюртиз занял пятое место. Чемпион мира Брэбхем сошел с дистанции в результате пожара, вспыхнувшего на его машине. После трех этапов чемпионата мира наибольшее количество очков набрали Филипп Хилл (19) и Вольфганг Трипе (18). В группу лидеров входят также Стирлинг Мосс и Риччи Гинтер, набравшие по 12 очков. Чемпион мира Джек Брэбхем и второй призер прошлогоднего чемпионата Брюс Мак-Ларен имеют все еще по 1 зачетному очку.БОЛЬШОЙ ПРИЗ МОНАКОУличная трасса в Монте-Карло очень сложна, так как изобилует крутыми поворотами, перемежающимися относительно прямыми короткими участками, на которых можно развивать высокую скорость. Трасса проходит по улицам города, затем по берегу Средиземного моря и по набережным гавани МонтеКарло (см. схему). Длина трассы — 3,14 км, дистанция 314,5 км (100 кругов). По результатам тренировочных заездов к старту гонки на Большой приз Монако — первому этапу розыгрыша личного первенства мира — были допущены 16 гонщиков, среди них на первой линии выстроились Джим Кларк, Ричи Гинтер и Стирлинг Мосс, а чемпион мира Брэбхем стартовал в последнем ряду. Стремительно вырвавшийся вперед Гинтер лидировал 13 кругов, после чегоБОЛЬШОЙ ПРИЗ ГОЛЛАНДИИВторым этапом розыгрыша первенства мира явились гонки на Большой приз Голландии. Многие газеты охарактеризовали их как «исторические», поскольку все 15 стартовавших гонщиков сумели дойти до финиша — за всю историю розыгрыша личного первенства мира (на автомобилях I формулы) такое случилось впервые. Любопытно, что «общая удача» объясняется отнюдь не ослаблением борьбы; характер гонки оставался напряженным до самого конца. Шоссейно-дорожная трасса в Зандворте длиною в 4,193 км позволяет развивать на отдельных участках большие скорости, что определило преимуществоНОВЫЕ МОТОЦИКЛЕТНЫЕ РЕКОРДЫИзвестный французский гонщик Жорж Моннере, установивший в прошлом году 13 новых рекордов скорости на мотоциклах с рабочим объемом цилиндров до 75 смз (Чекато) и до 175 смЗ (Бультако), предпринял недавно на автодроме в Монлери новые попытки улучшить рекорды скорости для мотоциклов класса 500 см* и выше. Многие из этих попыток не увенчались успехом; так, остались не побитыми рекорды на дистанциях 10 км (243.57 км/час), 100 км (226.67 км/час). 1000 км (192,6 км/час), принадлежащие соответственно Ломасу, Мак-Интаяру и Амму. а также рекорды в часовой гонке (227.5 км) и 6-часовой гонке (193.3 км/час), которые установили ранее Мак-Интайр и Амм-Оливье. Тем не менее французский рекордсмен продолжал заезд и, совместно с двумя другими гонщиками (Аленом Даганом и Пьером Моннере) сумел в конце концов установить шесть новых рекордов — в 12-часовой и 24-часовой гонках. Прежние рекорды на этих трудных дистанциях составляли соответственно 164,6 км/час и 155.2 км/час. Братья Монвере и Даган прошли за 12 часов дистанцию 2021,18 км, а за 24 часа — дистанцию 3864.23 км, что соответствует средней скорости в первом случае 168,43 км/час, а во втором — 161.0 км/час. Оба результата. достигнуты на рекордно-гоночном мотоцикле «Велосетта-500» и являются рекордами как для мотоциклов этого класса, т аки для мотоциклов класса до 750 см* и класса до 1000 смз. Вскоре после выступления французов четыре рекорда из этих шести были еще более улучшены другой группой гонщиков — англичанами Джорджем Катанном, Джоном Холдером, Эллисом Рейсом н Сайдом Майценом, выступавшими на рекордно-гоночном мотоцикле БМВ-69 с рабочим объемом цилиндров 600 смз. В 12часовой гонке они развили среднюю скорость — 175.96 км/час. а в 24-часовой гонке — 175.80 км/час. Эти результаты являются новыми рекордами скорости для мотоциклов классов до 750 смЗ и до 1000 смз. Два рекорда, установленные Моннере, сохранили свою силу.Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор], В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. ИАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Корректор Н. В. Зуева. Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24. Сдано в набор 28/VI-61 г. Бум. 60 X 92'/8. 2,25 бум. л. Г-71186.!Художественно-технический редактор Л. В. ТЕРЕНТЬЕВА. Время работы редакции с 9.00 до 19.00. Зак. Подп. к леч. 9/VHI-61r. 2254. Тираж 390 000 экз. Цена 30 коп.4 печ. л.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.