Советы молодому водителюр еди автомобилистов широко распространена поговорка : «Ездить успешно — значит водить безопасно». Но что значит водить без ­ опасно? Это понятие включает безу коризненное знание и выполнение пра ­ вил движениятранспорта , с одержание автомобиля висправномтехническом состоянии и, н аконец , обладание навык амиумелоговождения автомобиля в различных условиях, в отопоследнем — о некоторых полезных навыках, к оторыевпервуюочередьдолжен выработать в себе молодой водитель, и пойдет речь в этой статье. Статистика дорожных происшествий показывает , что особенно часто их при ­ чиной является лихачество — п ренебре ­ ж ениетребованиями Правил, п ереоцен ­ ка своегоумения управлять автомоби ­ лем при низкой технике вождения маш ины . Естественно, что водной статье мы не сможемраскрыть всех приемов , сопутствующих безопасному вождению. В частности, м ы не коснемсявопросовправильноговыбораскорости (частично освещенывжурнале № 2 за 1961 г.). Н апомнимтолько , что как бы вы или ваш ипассажирыниспешили , — это ни вкоеймере не должно повлиять на ско ­ рость движениявашего автомобиля. П риэтом вы всегда должны быть готовык немедленному торможению,СТ ОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ Правильное > с воевременноетормо ­ и жениеавтомобиля — о дно из условий безопасностидвижения . О но оказывает существенное влияние на сохранность всех механизмов автомобиля и на расх од топлива. Вам, к онечно , известно, что тормоза применяются в двух случаях — п ри преднамеренном (служебном) и при экстренном торможении. Н ередкоможно видеть, к акк тротуар у на большойскоростиподъезжает авт омобиль . Р езкое нажатие на тормоза — с идящиевмашине « к люютносом » , а из окна выглядывает сияющеелицоводи ­ теля: с мотрите , к аклихояторможу ! И невдомектакомушоферу , что частое резкоеторможениеприводит < п о ­ к вышеннымнагрузкам на детали тормоз ­ н огомеханизмаирессор , увеличивает износ шин ибыстровыводит из строя автомобиль. П оэтому преднамеренное торможение всегда должно быть плавн ым . П рактический совет: после первого нажатия на тормозпонемногу ослабляйте его , в соответствии соснижающейсяскоростью автомобиля. Автомобили с пневматическим привод ом (в частности, г рузовой ЗИЛ-150) н ужно останавливать плавным утапливан иемтормозной педали, а не коротки ­ м и частыми нажатиями , к ак это нередко практикуют. Прерывистое торможение приводиткповышенномуизносу деталей тормознойсистемыик (излишнему расходу воздуха.И нымидолжны быть действия, если появилась необходимость произвести экстренноеторможение . Здесь важно нетолькообеспечитьнаименьшийтормозной путь, но ипредотвратитьвоз ­ м ожный занос автомобиля , опасность возникновениякоторогоособенно велика при полной блокировке колес. В ы , к онечно , знаете, что торможение наиболее эффективнопритакомнажа ­ тии на педаль, к огдаколесаещевраща ­ ются, но ужеблокируютсяминимальнымповышением давления. Учитывая, что пригололедицеимок ­ р ом асфальте резкоеторможениеколеснередко приводит к «юзу», экстренную остановкуивэтом случае следуетпро ­ изводить кратковременныминажатиями на педаль. П риэтом на сухой дороге на большойскоростисцепление надо вы ­ ключить (особенно у грузовых автомоб илей ) . На скользкойдороге > п риго ­ и лоледесцепление ни вкоем случае не выключается. ОБГОН Всякий обгон связан сувеличением скорости движения и маневрированием транспорта . П оэтомутам , где скоростьдвижения по тем или инымсоображе ­ н иямдолжна быть ограничена , о бгонять нельзя. На скользкойимокройпроезжей части дорогитормозной путь автомобиля увеличивается, а его устойчивость уменьшается , п оэтомув таких случаях обгонособенноопасен . Э то относитсяНашиконсультации3 НАРедакция получает от шоферов , п ро ­ фессионалов илюбителей , м ногописемспросьбой разъяснить им те или иные положения Правил движения автотрансп орта . В порядке консультации публик уем ответы на вопросы наших читателей. Следует ли пропускать трамвай, выполняющий левый или правый поворот на нерегулируемом перекрестке, автомобилю, который движется прямолинейно! — спрашивают тт. Волченко ( Н о ­ восибирск), Бюлер [Ленинград) и другие. Трамвай пользуется первоочередностью проезда . П оэтому Правила движе ­ ния транспортаобязывают водителей автомобилей уступать емудорогукак на регулируемых , если сигналы светоф орадаютим равное право двигаться черезперекресток , так и на нерегули ­ р уемыхперекрестках (рис. 1).Т ВЕРДО ,Москвич т. Файнштейн спрашивает, почему работники ОРУД штрафуют водителей, если они, повернув направо с Ленинского проспекта на Университетский, сразу делают левый поворот в боковой проезд ! В других письмах, не приводя конкретных случаев, читатели интересуются, за сколько метров до перекрестка водитель должен начинать перестроение для следования в том или ином направлении! Н ужно сказать, что Правилами не рег ­ л аментировано расстояние, на котором водитель обязан начать перестроение. Однако закончить его он должен не ближе 20 метровдограницыперекре ­ стка. Так какв случае, о которомсооб ­ щает т. Ф айнштейн , выполнить это усло ­ вие не представляется возможным , в о ­ дитель может делать левый поворот только вследующем по ходу движения проезде. Тов. Солнцев из Горького в своем письме пишет: «Статья 62-я Правил говорит о том, что «при повороте налево или при развороте на перекрестке объезд его центра не обязателен». П роще говоря, м ожно угол «срезать», а можнои не «срезать». Непонятно, почему в приложении № 3 пункт 9-й обязывает водителей, поворачивающих налево, непременно оставлять центр перекресткаВЫП ОЛсправа! Нет ли здесь противоречия!» Такие же вопросы прислали нам минчанин Амерханов, шофер Емельянов из Винницы и другие. Никакого противоречия между указанной статьей ипунктом 9-м приложения нет. В приложении № 3 «Линии безопас ­ ности» о пределено , что справа от води ­ телей, п оворачивающих налево, остается обозначенный центр перекрестка ( к руг или кольцодиаметромдо1мет ­ ра), к оторый наносится для того , ч тобы создать условия безопасного разъезда встречных потоковавтомобилей , в ыпол ­ н яющих левый поворот . В том случае, к огда «центр» п ерекрестка не обозна ­ чен, водитель ведет своюмашину так, к ак это ему наиболее удобно . Н. Олейника из Йошкар-Олы и В. Ильиных из Свердловска интересует, как понимать зону действия знаков «Пово-У////Ш/Агfe>^^KД ш - Й ПГ %J^|-,ШШ|81 1•гРис.1.Рис.2.' ^777/У//У~