22
23
ЗАНЯТИЯ ВЕДЕТ МИХАИЛ ДЬЯКОВошли в жизнь единые Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР. Как достичь их прочного и глубокого знания? Как научить будущих водителей правильно руководствоваться ими в своей работе? Эти и многие другие вопросы волнуют широкие круги читателей нашею журнала и, в частности, преподавателей АМК. Мы решили побывать на уроках одного из лучших преподавателей Москвы Михаила Ивановича Дьякова и познакомить читателей с теми особенностями его преподавательской деятельности, кото. рые, на наш взгляд, обеспечивают слушателям хорошие и прочные знания. А что это действительно так, красноречиво подтверждают результаты выпускных экзаменов: из 66 недавно закончивших у него обучение курсантов Москворецкого АМК столицы сдали в ГАИ экзамен с первого раза все шестьдесят шесть, Михаила Ивановича мы застали в учебном классе. Преподаватель заканчивал подготовку к уроку. На доске уже была четко написана тема занятия и план. Звенит звонок. Традиционное начало урока — проверка присутствующих. Нам запомнилось, что при перекличке Дьяков не только выясняет причины пропуска предыдущего занятия тем или иным курсантом, но и обязательно спрашивает, работал ли тот над пропущенным материалом, разобрался ли в нем. При необходимости Михаил Иванович тут же дает свои рекомендации. Но вот организационная часть урока закончена. Начинается повторение пройденного. Отвечает первый курсант, второй, третий. Обычные контрольные вопросы: «Покажите знак «Грузовое движение заВпрещено» и назовите зону его действия», «Как располагается транспорт при ширине проезжей части в два ряда?», «Какова зона действия знака «Поворот направо запрещен»? Однако мы быстро улавливаем одну интересную особенность опроса, который ведет Михаил Иванович. Он почти не корректирует ответы слушателей, а предоставляет эту возможность самим курсантам. Его неизменные вопросы — все ли согласны с ответом? а кто думает иначе? — заставляют учащихся внимательно слушать отвечающих, анализировать их рассказ, давать ему самостоятельную оценку. Конечно, ведя так опрос, преподаватель опирался на хорошую подготовку курсантов. И еще одно замечание. Опрос — та часть урока, когда нелегко поддерживать необходимую дисциплину. Занятия, на которых мы присутствовали, отличались хорошей деловой обстановкой. И этому в немалой степени способствовало, как мы думаем, то обстоятельство, что Дьяков оценивает не только ответы учащихся у доски, но и поправки и добавления, сделанные с места. Почти каждому из отвечавших преподаватель давал конкретную задачу по «разводке транспорта», которая, как известно, на экзаменах так часто является для многих камнем преткновения. Для решения такой задачи Михаил Иванович отводит курсанту минимальное время: если тот затрудняется быстро найти правильный ответ, тут же к доске вызывается другой. — Делаю я это умышленно, — объясняет преподаватель. — Будущий шофер должен научиться разбираться в сложившейся обстановке быстро и безошибочно, так как в практике его работыаварию часто предотвращают считанные секунды. Такая динамика и точность позволила Дьякову за 15 минут, отведенных им на повторение материала, спросить 5 курсантов. Повторение пройденного заканчивается, Вот теперь «берет слово» сам преподаватель и кратко излагает свое мнение о том, как был усвоен материал, указывает на ошибки, дает советы для самостоятельной работы. Вот, например, одно из его заключений: — Я поставил Соколову «четыре», так как в своем ответе о знаке «Грузовое движение запрещено» он не сказал, что под него имеют право беспрепятственного проезда грузовые такси. Поясню, кстати: это сделано для того, чтобы не заставлять клиентов оплачивать лишний километраж при объездах. Обратите внимание на этот пункт при повторении материала дома. Польза этого подведения итогов очевидна. Узнав свои ошибки, курсант может лучше подготовиться к следующему уроку. Объяснение нового материала Михаилом Дьяковым выгодно отличалось от того, что мы встречали прежде. Во-первых, преподаватель очень умело использует классную доску. Посмотрите на снимок — на небольшой доске всему найдено свое место: дата, тема урока, рассматриваемые вопросы, ссылки на соответствующие статьи Правил. А действительно ли это необходимо? Бесспорно. И в этом мы наглядно убедились на уроках Дьякова. Курсанты, следя за объяснениями преподавателя по записям на доске, легко улавливают систему в его рассказе, привыкают к плану и точности в ответе. Четкое изложение ма-22 териала самим преподавателем служит этому хорошим примером. Центральное место в классе занимает прекрасное учебное пособие, созданное руками курсантов и самого Михаила Ивановича, — магнитный стенд для изучения правил движения транспорта. Стенд представляет собой вертикально установленный железный лист размером 950 X 1600 мм, окантованный угольником 20 X 20. На листе нанесены все встречающиеся в практике типы дорожных пересечений. А к макетам транспортных средств прикреплены (клеем БФ-2) небольшие кусочки намагниченного железа, благодаря которым макеты удерживаются на стенде. Вертикальное расположение доски-стенда позволяет хорошо видеть с любого места в классе и условия, поставленные в задаче, и весь ход ее решения. Над стендом находится действующий макет светофора с двумя дополнительными секциями. В ближайших планах Михаила Ивановича — создание стола-макета с перенесением на него непосредственно той местности, на которой курсанты отрабатывают задачи по вождению автомобиля.дневной шоферской практики. И этот случай используется не просто в качестве иллюстрации к рассказу, а как исходный материал, на котором строится объяснение. Вот как Михаил Иванович провел объяснение второй части статьи 36-й Правил. — Несколько дней назад, — начал он, — на Каширском шоссе водитель грузового автомобиля сбил пешехода, который шел прямо по проезжей части дороги. В своем объяснении по поводу случившегося водитель написал, что подавал пострадавшему звуковые сигналы, но тот никак на них не реагировал. Вероятно, это так и было. Но ведь пешеход мог быть человеком с недостатками слуха или находиться в состоянии глубокой задумчивости. Так что оправдывают ли водителя ссылки на подачу звуковых сигналов? — Конечно нет, — дружно ответил класс. Окончательный вывод складывался легко и понятно — подача сигналов не дает водителю преимущественного права проезда и не освобождает его отЧеткий план занятия на доске — непременный элемент каждого урока М. И. Дьякова.вождению автомобиля. К слову сказать, преподаватель довольно часто обращается пусть еще к небольшому опыту курсантов, добиваясь этим вполне сознательного и прочного усвоения материала. Закрепление изученного Михаил Иванович не относит на конец занятий, не выделяет в отдельную часть урока, а ведет после объяснения каждого вопроса темы. Это создает необходимую разрядку в работе и снижает утомление слушателей. Характерно, что преподаватель не спрашивает, кто может ответить на тот или иной вопрос, а сам вызывает курсантов, что, на наш взгляд, экономит рабочее время и повышает активность аудитории. Класс, в котором проводились занятия, был специально предназначен для изучения Правил движения транспорта. Однако мы увидели в нем не только пособия по Правилам, но и некоторые узлы автомобилей, установленные на отдельном столе. Отвечая на наш вопрос о назначении <их, преподаватель пояснил: — Безопасность работы автотранспорта обеспечивается не только знанием и выполнением Правил движения, но и технически исправным состоянием тормозов, рулевого управления, сцепления, колес с шинами и других агрегатов. Это отражено ив экзаменационных билетах. Вот почему эти узлы и устройства необходимо иметь в каждом классе для изучения Правил движения. Такой своеобразный «технический уголок» мы и создали у себя. * * Может быть, кое-кто, прочитав эти заметки, подумает: а где же «секреты» мастерства? Ведь все, о чем тут говорится, — это известные и необходимые приемы обучения! Мы полностью с этим согласны. Согласны и подчеркиваем еще раз — успех Михаила Дьякова в том и заключается, что он все эти «известные приемы» сделал непременным условием каждого *btitfw? i) бсзоласмстб ПтехфуЖчпея УС иг//си # ёор"»е*Л{ f^' 4) Cicopoc/ni о^/'Ы.е^м/Л. .' Cfty<.mlГ\ \ Механизмы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию автомобиля, могут понадобиться на любом уроке. / ! \. Известно, что Правила движения транспорта как предмет обучения имеют ряд существенных особенностей. Скажем, при изучении какого-либо узла в конструкции автомобиля будущего водителя не только знакомят с его устройством, но и объясняют назначение агрегата, место, работу, физический смысл происходящих в нем процессов и т. п. Все это значительно облегчает процесс познания. Иное дело—Правила. Скулой и точный язык законов и регламентации, составляющих их основу, зачастую сковывает преподавателя и, как может показаться на первый взгляд, не оставляет возможности для какого-либо обсуждения их положений. На уроках Михаила Дьякова можно было воочию убедиться в том, что это не так. Рассказ о том или ином «законе» Правил преподаватель часто начинает с конкретного случая, взятого из повсепринятия всех других мер предосторожности. — Вот это 1 записано в статье 36-й И Правил, — заключил Дьяков. —• То же самое относится ик световым сигналам, подаваемым водителями. Особое внимание преподаватель уделяет тем положениям, которые в прежних Правилах уличного движения отсутствовали. При этом подчеркивается, как сама жизнь диктовала необходимость их усовершенствования. Так, говоря о статье 46-й, запрещающей движение в левых рядах, когда свободны правые, он подробно остановился на пропускной способности улиц, возросшей интенсивности и скорости движения транспорта, условиях обгона и возникновении в связи с этим ряда новых проблем, определивших появление такого ограничения. И все это было увязано с той практикой, которую приобрели курсанты на занятиях по23Один из моментов урона. Курсант В. Будько решает задачу по разводке транспорта. урока и четко и осмысленно проводит их в жизнь, а главное, постоянно совершенствует. И назвать все это надо не «секретами», а культурой преподавательского труда. Взять ее на вооружение —• долг каждого преподавателя автомотоклуба. А. ПАВЛОВ, ст. методист МАМК, Г. ЗИНГЕР.