О знана ж, м етодикеи водительской практикеСОВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЮорожные сигнальные знаки». Кто Д из преподавателей курса «Правила движения транспорта» не сталкивался при изучении этой важной темы с многочисленными вопросами, ответы на которые требуют и методического мастерства, и личного опыта, и определенных наблюдений из шоферской практики? Мало только объяснить курсанту значение того или иного знака, надо, раскрыть, как должен поступать водитель в конкретно складывающейся обстановке движения. Нередко, неумение принимать быстрые и решительные меры в реальной обстановке является причиной различных дорожно-транспортных происшествий. В этих заметках мне хотелось бы поделиться некоторым опытом преподавания названной темы.••••»•••!!Схема 1. Приступая к изучению дорожных сигнальных знаков, следует вначале рассказать курсантам об общей системе и группах знаков, объяснить их функции. Их у знаков несколько: предупреждать о приближении к опасному участку, вводить ограничения, непредусмотренные правилами и имеющие местное значение, информировать об обстановке движения и ориентировать водителей и пешеходов. В соответствии с этим все знаки разделены на четыре группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные. При изучении группы предупреждающих знаков преподаватель должен прежде всего остановиться на том, что является общим и характерным для всей группы в целом, т. е. на их значении и расстоянии установки от места опасности, о котором они предупреждают водителя. Твердо знать это рас-стояние водителю совершенно необходимо для того, чтобы суметь своевременно принять меры предосторожности и снизить скорость движения. Предупреждающие знаки «а загородных дорогах устанавливаются за 150—250 метров от места опасности, а в городах и других населенных пунктах — за 40—50 метров. Знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Пересечение с главной улицей или дорогой» за городом обязательно дублируются вторым знаком за 40—50 метров до места опасности. Необходимо также иметь в виду и то, что стандартные предупреждающие знаки могут дополняться и другими, как, например, знак «Перелет на небольшой высоте» (с символическим изображением самолета), который устанавливается в районе аэродрома для предупреждения водителей о возможном появлении над дорогой на низкой высоте самолета. Как же должен вести себя водитель, увидев один из предупреждающих знаков? Отрезок пути от установленного знака до места фактической опасности требует особого внимания и подготовки к проезду опасного участка. В этом смысл «предупреждения», в этом его значение. С соблюдением таких мер водитель может на этом участке маневрировать и даже совершать обгон, не забывая, однако, что он должен обеспечить полную безопасность движения транспорта и на него может лечь ответственность за происшествие. Вот, скажем, знак «Дети». Водителю следует учитывать, что ребенок не может осмысленно ориентироваться в складывающейся обстановке. Игры, шалости детей могут явиться причиной аварийной обстановки. Поэтому, увидев этот знак, водитель обязан двигаться так, чтобы быть готовым немедленно остановить автомобиль, если на проезжей части дороги внезапно появится ребенок. Если этот рассказ проиллюстрировать конкретным и поучительным примером из практики, показать, что нужно было сделать для предотвращения несчастного случая, — цель занятия будет достигнута, учащиеся твердо усвоят материал, а главное, поймут, что требуется от них в сложившейся обстановке. Рассказывая о знаках «Поворот направо», «Поворот налево» или «Извилистая дорога», следует специально подчеркнуть необходимость обязательного снижения скорости. Ведь на поворотах ввиду возникновения центробежной силы легко может произойти занос и опрокидывание автомобиля. Двигаться с пониженной скоростью, обеспечивающей безопасность, надо еще и потому, что на поворотах, как правило, отсутствует достаточная видимость. А какой должна быть эта скорость? Такой, чтобы суметь остановить автомобиль на1 1'II 11 ИI•i:i1 1;~4ill;••••4Схема 2. расстоянии меньшем, чем расстояние видимости. Скажем, видимость перед поворотом 80 м — скорость движения на сухом асфальте не более 50 км/час. При этом учитывается, что появившийся из-за поворота автомобиль проходит за это время навстречу определенный участок пути. Конечно, надо принять и другие меры предосторожности: двигаться, придерживаясь правой стороны, у непросматриваемых участков подавать, если это разрешено, звуковые или световые сигналы. Однако, как показывает практика, большинство нарушений в зонах поворотов происходит из-за превышения скорости. Снизить ее до необходимых пределов — главное, что должен сделать водитель. Преподаватель должен сообщить курсантам, что, если на закруглении имеется ответвление дороги, то повораСхема 3.24