нет и сколько-нибудь разработанной ме тодики подготовки кроссмена-автомобилиста. Сторонники этого вида соревнований рассуждают примерно так: раз человек по долгу службы ездит на автомобиле, значит он тренируется, з ачемжеемуеще какие-то занятия! Вряд ли нужно говорить о том, что ни один вид современного спорта не стоит и не может стоять на такой методологической основе. Ведь по существу здесь спорт и работа, полезное развлечение и общественный труд человека оказались сваленным ив одну кучу. Д ело усугубляется тем, что первенствам страны по кроссу не предшествуют отборочные кроссы в республиках, областях, городах. М ожно ли при подобных условиях говорить о возможности объективного выявления чемпионов Союза ССР, награждаемых золотыми медалями! Таким образом , следует признать, что независимо от того, насколько полно рассмотрен здесь в теоретическом плане вопрос, м ожно или нельзя считать автомобильные кроссы спортом, практически культивирование их нецелесообразно и бесперспективно с точки зрения возможности широкого распространения. Н е случайно за многие годы своего существования кроссы не нашли признания в массах не приобрели популярности. Понимая это и все же не желая сделать правильных, объективных выводов из очевидных фактов, некоторые защитники автомобильных кроссов стали брать под сомнение сам принцип массовости в автомобильном спорте, забывая при этом, что без массовости у нас не может быть никакого спорта, в том числе и автомобильного. Значение каж д ого вида спорта как раз и заключается в том, чтобы им занимались массы; думать иначе — значит отстаивать безнад ежное дело. М еждутем возможности действительно широкого вовлечения работников автохозяйств в различного рода соревнования как спортивного, так и хозяйственного характера (перевозка полезных грузов] существуют. Есть немало состязаний, в которых участники могут приобретать ценные навыки вождения автомобилей без ущерба для используемой материальной части. К их числу могут быть отнесены фигурное вождение автомобилей, соревнования на мастерство вождения в городских условиях, экономию горючего. Безусловно полезными могут стать соревнования типа ралли с задачами и элементами прикладного характера, включая прохождение небольших, не очень трудных кроссовых участков, преодолеваемых вумеренном темпе. С каждым годому нас все большее значение приобретают гонки на специальных спортивных автомобилях, быстро начал развиваться картинг. Все это мож но рекомендовать широкому кругу любителей автомобильного спорта.СОРЕВНОВАНИЯ... БЕЗ ТРЕНИРОВКИПервенство Москвы по зимним автомобильным гоннамЗаканчивая на этом дискуссию об автомобильных кроссах, редакционная коллегия журнала «За рулем» выражает полную уверенность в том, что руководители и организации, культивирующие автомобильный спорт, сделают правильные выводы из состоявшегося обмена мнений. 2*в томобильныегонки на ипподро м е становятся все болееинтерес н ымисерьезнымсоревнованиемв нашей спортивной практике, способствуя повышению мастерства и, о собенно , правильному преодолению виражей свысокойскоростью . Еще болееважнывэтомотношении , на мойвзгляд , и пподромныегонкизимой , по ледянойдо р ожке , поскольку они позволяют поддерживать спортивную форму в течение всего года. Вот почемупроведенныевконцеян варя ипподромныегонки на первенствоМосквы вызвали большой интерес со стороны широких кругов любителей спортаимногих столичных спортсменов . З аявки на участие в заездах поступили от несколькихдесятковгонщиков . Но прежде , ч ем рассказать оходеиоб итогах этих соревнований хочется сде лать несколькозамечанийв адрес их организаторов. Условия зимнихсоревнованийвыдви гают рядспецифическихтребованийкмашинамиводителям . П одслоем снега на дорожкеобразуется лед, о собенноусамойбровки . Вести автомобиль со скоростью70 — 9 0 км/час на виражес ледяным покрытием очень нелегко — это требуетвысокого мастерства, к ото р оеможно выработать только на трени ровках. К сожалению, перед соревнованиями на Московскомипподромебылопрове д енотолькодветренировки , во времякоторыхучастникимогли проехать всего по трикруга . Д ля большинства этого оказалось явно недостаточно . К то м ужеи сами тренировки были фактически отборочными заездами. М ногиегонщикивпервыепробовалисвои силыАна ипподроме и, в местотого , чтобы освоиться снеобычнымиусловиями (например, с юзом передних колес), они были вынуждены с первого же трениров очногозаезда идти на пределе своих возможностей . В результате судейской коллегиипришлось не допуститьксо ревнованиям ряд спортсменов, которые безусловномоглибы участвовать випподромныхгонках , если быимеливоз можность предварительно потренироваться. Вызывает такженареканияисамоПо ложение о соревнованиях, к оторое предусматривало разделение автомобилей лишь по литражу двигателя. В конкрет ных условиях Москвы это привелокто м у , что спортсменыМосковскогоАМК , например, имея стандартные машины «Москвич-407», д олжныбылибез всяких шансов соревноватьсявгруппе «В», где были заявлены спортивныеавтомобилиМосковского завода малолитражных автомобилей, имеющие форсированные двигатели, мощность которых превышала мощность клубных машин на 10 — 12 л. с. Эта разница сказалась ужев тренировочных заездах, где гонщики Московского клуба проигрывали заводс кимгонщикам по 20 — 3 0секунд на по ловине дистанции . Неправильно составленное Положение, з аранеесоздавшее спортсменам неравные условия, испортило многоев этих соревнованиях . О бэтом следует подумать организаторам будущих гонок ивпредь разделять в зачете стандартные автомобилииспециальноподготов ленные. К акжепроходилигонки на первенст во Москвыикто стал чемпиономсто лицы?11