ЧТО НУЖНОЗНАТЬО БЕСШТОКОВОЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ ВИЛКЕ«Дорогая редакция! В инструкции по эксплуатации мотоцикла «Ковровец-175» нет необходимых сведений о бесштоковой телескопической вилке — принципе устройства, способах устранения неисправностей и т. п. Прошу рассказать об этом на страницах журнала». Л. ВИННИКОВ. г. Красноводск. П реимущества бесштоковой телеско' ' п йческой передней вилки «Ковровца-175» хорошо известны. Однако не все владельцы мотоцикла знают, какие неприятности может она доставить при недостаточном уходе. Не каждый знаком ис устранением неисправностей. Сначала несколько слов об особенностях ее устройства и принципе работы. В каждом пере вилки имеется гидроамортизатор, цилиндром которого служит внутренняя полость основных труб 7. В цилиндре перемещается поршень 15. Он установлен на трубе 17 гидроамортизатора и закреплен стопорным винтом 18. В торце основной трубы находится шайба 16 с калиброванным отверстием, а между поршнем и пружиной 12 — фасонная шайба 14 с боковыми отверстиями. На основной трубе установлен резиновый буфер 1. В остальном конструкция бесштоковой вилки аналогична другим телескопическим вилкам. Основные трубы закреплены в верхней траверсе 5и нижней траверсе 2. По основным трубам на втулках скользят подвижные трубы 13. На них навинчены гайки 11, которые одновременно служат корпусом для войлочного сальника 8и резинового сальника 9. При наезде на выступ дороги переднее колесо вместе с подвижными трубами вилки идет вверх, сжимая пружины, опирающиеся на поршни. Амортизаторная жидкость вытесняется из подвижных труб и перетекает наверх в основные трубы (через боковые отверстия трубы 17 и увеличивающейся кольцевой зазор между ней и калиброванной шайбой), заполняя освобождающееся пространство между поршнем и шайбой. В конце хода зазор между шайбой и трубой уменьшается и сопротивление оставшейся внизу жидкости возрастает. При большом перемещении подвижных труб их ход ограничивают резиновые буфера 1, установленные под нижней траверсой на основных трубах. При этом жидкость может свободно вытекать через трубу амортизатора ив надпоршневое пространство. Для устранения резкого выплескивания ее служит маслоотражательная шайба 14, расположенная между пружиной и поршнем. При перемещении колеса вниз жидкость из подпоршневого пространства вытесняется через постепенно уменьшающийся кольцевой зазор между калиброванной шайбой и трубой амортизатора. Сопротивление при этом растет, сдерживая выпрямление пружины и гася колебания подвижной части вилки. Чтобы наверху в трубах вилки не создавалось давления, способствующего вытеканию жидкости через уплотнения, внутренняя полость их сообщается с атмосферой через отверстия в болтах 6 крепления основных труб к верхней траверсе. В процессе массовой эксплуатации телескопических бесштоковых передних вилок были выявлены основные признаки и причины неисправностей. Металлический стук при перемещении колеса вниз возникает вследствие ударов поршня о калиброванную шайбу основной трубы. Простейшей причиной этой неисправности является недостаток или отсутствие амортизационной жидкости. Надо строго придерживаться инструкции по уходу за мотоциклом «Ковровец-175» и его эксплуатации, где указаны количество жидкости и периодичность заправки. Вообще же езда на мотоцикле с «сухой» передней вилкой недопустима. Причиной металлического стука может также послужить отсутствие или повреждение маслоотражательной шайбы между пружиной и поршнем. Вследствие этого при ходе сжатия жидкость будет выплескиваться из трубы амортизатора и оседать в основной трубе и на витках пружины. В результате при ходе колеса вниз гидравлическое сопротивление будет недостаточное. В других случаях устранение стуков при малых перемещениях подвижных частей вилки достигается расположением верхних отверстий в трубе амортизатора на расстоянии 40 мм от торца поршня (см. рисунок). Направление оси отверстий может быть выбрано произвольно. Довольно часто встречается и такая неисправность, как значительные ускорения подвижных частей вилки при больших перемещениях колеса. Этот дефект может возникнуть вследствие большого предварительного натяга слишком длинной пружины. Для определения нормальной длины пружины мотоцикл устанавливают на подставку и вывинчивают болт из верхней части основной трубы. Пружина не должна высовываться из траверсы. Выступающую часть пружины рекомендуется отпилить, однако прежде следует убедиться, что она правильно установлена на маслоотражательной шайбе. Существует еще одна довольно распространенная неисправность — «плохая реакция» вилки на мелкие неровности дороги. Причиной ее является повышенное сопротивление жидкости при ходе сжатия. Оно возникает, когда прекращается перетекание жидкости через трубу амортизатора вверх из-за неправильной установки маслоотражательной шайбы. Поэтому при сборке необходимо обращать внимание на то, чтобы шайба своим выступом вошла в пружину. Вилка может плохо реагировать на неровности дороги ив том случае, если количество залитой в нее жидкости превышает норму. Важнейшее условие исправной работы бесштоковой передней вилки — отсутствие течи. Как только обнаружится течь вилки, необходимо найти причину и устранить ее. Ездить с «подтекающей» вилкой не рекомендуется. Если жидкость вытекает через резьбу стопорного болта трубы гидроамортизатора и спускной пробки, необходимо их подтянуть, но не слишком сильно. При подтекании жидкости через резьбу корпуса сальников гайку (корпус) завинчивают потуже, но с должной осмотрительностью — чтобы не повредить трубу, предварительно резьбу покрывают герметиком. Течь жидкости через сальники возникает вследствие их износа, а также изза растягивания или ослабления пружинного кольца резинового сальника. В этом случае сальник следует внимательно осмотреть и при необходимости укоротить пружину кольца или установить его вновь. Если же сальник негоден, его заменяют. Для уменьшения износа сальников необходимо при смене жидкости снять основные трубы и очистить их от грязи. Желательно почаще осматривать переднюю вилку, чтобы своевременно устранять появившиеся неисправности. Инж. X. МИРОПОЛЬСКИЙКовровБесштоковая телескопическая вилна мотоцикла «Ковровец-175» 1 — буфер; 2 — траверса нижняя; 3 — демпфер; 4 — гайка демпфера; 5 — траверса верхняя; 6—болт крепления основной трубы траверсы; 7 — труба основная: 8 — сальник войлочный; 9 — сальник; 10 — прокладка; 11 — корпус сальника (гайка); 12 — пружина; 13 — труба подвижная; 14 — отражательная шайба; 15 — поршень: 16 — ш айба основной трубы; 17 — труба гидроамортизатора; 18 — стопорный болт трубы гидроамортизатора; 19 — болт М8Х1Х 30; 20 — пробка спускная; 21 — наконечник, подвижной трубы.56?27