чивать направо можно всегда, а налев о — лишь при видимости в обоих направлениях не менее чем на 100 метров. Нужно привлечь внимание учащихся к способу установки знака «Двухстороннее движение», четко объяснить, как должен вести себя водитель на этом участке движения, и пояснить, кто имеет право преимущественного проезда в местах затрудненного разъезда встречного транспорта, перед которыми установлен знак «Сужение дороги». Замечу, кстати, что при зачетах учащиеся именно по этим знакам чаще всего дают неправильные ответы. Переходя к объяснению запрещающих и предписывающих знаков, надо сразу подчеркнуть, что их указания являются обязательными для водителей. Смысл знаков легко усваивается, поэтому преподаватель больше времени должен потратить на разъяснения зон действия этих знаков, при различных вариантах их установки. Еще лучше воспринимается материал, если преподаватель приводит конкретные случаи из жизни, из водительской практики. К примеру, каковы действия водителя у знака «Въезд запрещен»? Если знак установлен перед перекрестком, то любой выезд автомобилей на перекресток категорически запрещен. Водитель обязан за 20 метров до него повернуть машину в обратном направлении (схема № 1). Так же следует поступить, если знак установлен в глубине проезда. Когда знак находится за перекрестком, автомобильное движение по улице до ближайщего пересечения закрыто. Подъезд к объекту, расположенному в пределах этого квартала, возможен лишь с другого конца улицы (схема 2). И, наконец, когда знак вывешен перед отдельным сооружением въезжать под этот знак нельзя. В одном из вариантов знак может быть установлен перед сооружением в поперечном направлении. В этом случае водитель должен знать, что прямое движение и левые повороты из прилегающих к сооружению проездов запрещены. Двигаться нужно только направо (схема 3). Необходимо объяснить курсантам, что пять запрещающих знаков — II. 1, 8, 9, 18, 21 — имеют самостоятельные зоны действия, а остальные — 8 общих зон, определяемых в зависимости от места установки знака: перед перекрестком, в начале или глубине проезда, перед сооружением и т. д. Указательные знаки не вызывают особых трудностей при изучении, но все же следует обратить внимание «а такие из них, как «Место стоянки» и «Место поворота для движения в обратном направлении». Говоря о первом, надо рассказать курсантам, как может располагаться транспорт на стоянке и какие таблицы могут дополнять знак; объясняя второй — подчеркнуть различие в значении на улицах с запрещенными и разрешенными левыми поворотами. Кроме того, надо специально пояснить, как должен поступать водитель при различных способах установки знаков «Главная улица или дорога» и «Конец главной улицы или дороги». Когда курсанты получат достаточно прочные представления о знаках вообще ио каждом в отдельности, можно переходить к классным упражнениям. Для них надо широко использовать карты перекрестков, стенды, макеты населенных пунктов и отдельных участков улиц и дорог (желательно тех, на которых курсанты обучаются практическому вождению), настольные макеты знаков и транспортных средств. Этими упражнениями преподаватель закрепляет знания учащихся. Вот примерный перечень вопросов: Каково расстояние установки предупреждающих знаков на дорогах ив городе? (Сосредоточить внимание на знаках 1, 2, 3, 4, 8, 12 и 17). Когда применяются дублирующие знаки? Что запрещается делать водителю в местах опасности? Какова зона действия запрещающих знаков? (Особенно II. 1, 3, 10). Какова зона действия знака «Только прямо» и маневры, выполняемые при этом знаке? В каких случаях применяется знак «Место поворота для движения в обратном направлении»? Возможен ли поворот налево при этом знаке? Когда применяются дополнительные средства к знакам и что они обозначают? Рекомендуем обратить также внимание на знаки II. 8, 9, 14, 18; III. 4 и IV. 1. При пояснении знака IV. 1 обязательно следует объяснить зоны его действия и способы расположения. Преподаватель должен отработать с курсантами и ряд упражнений с одновременным использованием знаков, указателей и линий безопасности. Например: при въезде в улицу установлен знак «Движение только прямо». Затем на пути следования встретился знак «Конец ограничения». Можно ли за знаком повернуть налево? Ответ: поворот делать нельзя, так как знак «Конец ограничения» отменяет действия только знаков запрещающей группы. Перед местом разворота, обозначенным линиями безопасности, установлен знак «Движение только прямо». Можно ли производить разворот? Ответ: разворот запрещен, так как водитель в таких случаях подчиняется знаку или указателю. Закончив изучение дорожных сигнальных знаков, курсанты могут начинать практические занятия по вождению автомобиля. Чтобы предупредить дорожные происшествия, обеспечить уверенность в действиях курсантов и эффективность обучения, приступать к вождению раньше «е рекомендуется. Каждое упражнение по вождению автомобиля должно способствовать закреплению и углублению знаний по правилам движения транспорта. Поэтому преподаватель этого предмета и шофер-инструктор должны работать в тесном контакте, взаимно информировать друг друга об успеваемости курсантов, разрабатывать маршрутные карты, отвечающие требованиям ОРУД-ГАИ и повторяющие на практике материал, пройденный в классе. Тесная связь обучения с жизнью, с практическими занятиями, решение различных задач по Правилам движения в конкретной реальной обстановке будут способствовать дальнейшему повышению качества подготовки водительских кадров. Р. ГЕТМАНОВ, инженер-инструктор.По следам одного письмаОТПИСКА ИЗ КЕМЕРОВОВ редакцию обратился спортсмен-перворазрядник Б. Любим. Он рассказал в своем письме о том, как в Прокопьевске (Кемеровская область) постепенно заглох мотоспорт. Еще несколько лет назад, писал Б. Любин, в городе проводились соревнования. В них участвовало по 25 — 30 спортсменов на собственных мотоциклах. Организаторами этих соревнований были общественники. Теперь актив распался. У одних вышли из строя машины, другим надоело слушать пустые, не подкрепленные делом обещания работников автомотоклуба «принять меры к повышению уровня спортивной работы». Спортивн гя жизнь в клубе замерла. Автор письма называл н главного виновника развала мотоспорта — начальника Прокопьевского АМК т. Филатьева, который заявил, что «гонять на мотоциклах нет ничего интересного», выжил нз клуба под разными предлогами ведущих спортсменов. Получив это письмо, редакция попросила Кемеровский областной номитет ДОСААФ на месте проверить факты и, если они подтвердятся, восстановить мотоспорт в правах в г. Прокопьевске. Из обкома пришел ответ, который заслуживает того, чтобы основная его мысль была приведена здесь полностью, слово в слово. «Факты, указанные в письме, частично подтвердились, — сообщил нам председатель обкома ДОСААФ тов. Шаравин. — Начальник клуба т. Филатьев в силу дорогостоящей техники недостаточно занимался развитием мотоспорта, лично допускает грубость н подчиненным». Многое в этом ответе вызывает, мягко говоря, удивление. Оказывается, виной всему «дорогостоящая техника». Но разве мотоциклы в Прокопьевске дороже, чем в других городах, где мотоспорт развивается успешно? Или, может быть, клубу не выделялись мотоциклы? Нет, дело не в этом. В письме т. Любина приведен такой факт. В клуб пришел новый мотоцикл, но получил его не спортсмен, а работник пронопьевского ГАИ — «человен далекий от спорта, но нужный начальнику АМК». В другой раз Совет клуба единогласно постановил закрепить два новых мотоцикла за лучшими спортсменами-разрядниками. Начальник гневно перечеркнул протокол Совета и отдал машины «своим людям». Был случай, когда Филатьев списал вполне исправный мотоцикл М-72 и купил его сам за 80 рублей. В письме тов. Любина речь шла о конфликте руководителя с общественным активом. В ответе же все сводится к взаимоотношениям начальника и подчиненных («лично допускает грубость н подчиненным»), Любин писал, что в Кемерове не реагировали на сигналы спортсменов. Но в ответе об этом нет ни слова. Приходится лишь удивляться тому, что все эти факты в ответе обкома ДОСААФ обойдены молчанием. И хотя в заключение говорится, что «тов. Филатьев предупрежден о недопущении подобных явлений и обязан президиумом городского комитета ДОСААФ развивать массовый спорт в городе Прокопьевске», ответ обкома воспринимается, как формальная отписка, как попытка выгородить зарвавшегося начальника.25