РАЛЛИВ первенстве мира 1974 года среди марок автомобилей вместо намеченных 13 этапов состоялись лишь восемь. Это первый признакнависшей над ралли угрозы. И не только топливный кризис и выз ванный им режим экономии бензина заставил организаторов поставить крест на пяти этапах . Причина еще ив том, что скаждым годом все труднее устраивать на территории Европы крупные ралли: с одной стороны — все более затруднительными становятся постоянно растущие расходы на проведение соревнований с привлечением большого количества судей, обслуживающего персонала, с другой — все более суровое отношение встречают ралли со стороны дорожной полиции. Специалисты видят выход из создавшегося положения либо в проведении ралли на полностью закрытых для постороннего движениятрассах (что обходится очень недешево), либо в организации соревнований в малонаселенных районах с незначительным движением (ралли «Сафари». «Марокко», «Корсика» и тому подобные). Год 1974-й принес победу итальянской марке «Лянча». На втором месте — ФИАТ, на третьем — английский филиал «Форда». Не усрели улечься страсти прошлогоднего чемпионата, к аквянваре 1975 года взял старт новый. Его первым этапом стало ралли «Монте-Карло». Убедительной победы в нем добился итальянский экипаж С. Мунари — М. Мануччи. Он выступал на машине «Лянча-стратос»: т аких автомобилей построено 500 (чтобы получить право выступатьв группе 4) с пециально для ралли. Машина оснащена двигателем рабочим объемом 2418 см 3и мощностью 255 л. с , весит только 750 кг иразвивает скорость 230 км/час. Если итальянцы шли на специальном «суперавтомобиле», то экипаж из ПНР М. Ставовяк — Я. Ч ижик стартовал на серийном ФИАТ-125П с весьма умеренной форсировкой . Тем не менее польские спортсменызаняли 12-е место в абсолютном зачете. Их земляки М. Бень и А. Турчиньский на машине той же марки финишировалишестнадцатыми .Как видно из приведенных результатов. новые машины «Феррари-312Т» пока не проявили своего решающего превосходства. Эта модель оснащена коробкой передач, валы которой расположены поперек продольной оси машины , а не вдоль ее. и сама коробка помещена между двигателем и главной передачей. В результате двигатель сместился вперед. д альше от ведущих колес иуменьшился момент инерции автомобиля относительно вертикальной осн. проходящей через центр тяжести . Эта особенность, по мнению большинства конструкторов, сегодня наиболее благоприятна для улучшения управляемости . Однако новый «Феррари'-312Т->. спешно подготовленный к началу чемпионата, очевидно, нуждается в дальнейшей доводке, что видно по результатам второго этапа, проходившего вБразилии , где первая шестерка выглядела так: 1. К. Паче (Бразилия). «Мартини-Брэбхэм-БТ44Б»; 2. Э. Фиттипальди; 3. И. Масс (ФРГ). «М : > пборо-Тексако-МакЛарен-М23»; 4. Д. Р « о ни ; 5. Н. Лауда; 6. Д. Хант. В команде «Марлборо-Тексако» появился «новобранец» — И. Масс. Он занял место новозеландца Д. Хыо.ма. который, к аки ветеран гонок формулы1 Г. Хилл. оставил автоспорт. Сумма очков после двух этапов: Фиттипальди — 15. Хант — 7. Регаццонн — 6.машине «Ландиа» с мотором Последующие два места заняли цы В. Константино («Тонн» с ПКР) и К. Витали («Тонн» с «Алетта»).«Ямаха». итальянмотором моторомМОТОГОНКИВедущие мотоциклетные заводы уже с конца прошлого года развернули активную подготовку к чемпионату мира. Амер иканскаяфирма «Харлей-Давндсон» в своем итальянскомфилиале (прежде этот завод назывался «Аэр-Маккн») подготовила новую машину класса 500 см 3 . Она оснащена двухтактным двухцилиндровым двигателем мощностью 90 л. с. при 10 000 об/мин и весит всего 118 кг. Провел дальнейшее совершенствование своих 3 гоночных мотоциклов класса 125 см итальянский завод «Морбнделли». подняв их мощность до 42 л. с.** *** *АВТОГОНКИСезон гонок на первенство мира по формуле 1. к ак обычно, н ачался очень рано. Первый этап (Большой приз Аргентины) прошел уже вянваре . На родине знаменитого латиноамериканского гонщика Хуана Мануэля Фанхио победил бразилец Эмерсон Фиттипальди, прошлогодний чемпион мира. Он выступал на автомобиле «Мак-Ларен-М23». подготовку которого субсидировали компании «Тексако.> ( н ефтяные продукты) и «Марлборо» (табачные изделия). За последние годы для постройки дорогостоящих автомобилей гонщикам все чаще приходится прибегать к денежной помощи меценатов, н уждающихсяв рекламе, таких, к ак винная компания «Мартини» или нефтяная фирма «Эльф». Последующие места на первом этапе заняли : Д. Хант (Англия), «Хескет-308»; Р. Р ейтеманн (Аргентина), «МартиниБрэбхэм-БТ44Б»; Д. Регаццонн (Швейцария), «Феррари-312Т»; П. Дэпелле (Франция), «Эльф-Тайрелл-007»: Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т».Соревнования на Канадеко-американский кубок (обычно называемые гонками «Кан-Ам») т еперьявляются одним из официально признанных чемпионатов ФИА. Они проводятся на двухместных гоночных автомобилях, к оторые относятся по международной классификациик группе Ц7. Эти машины по внешнему виду напоминают спортивные прототипы." но лишеныфарн других обязательн ых атрибутов спортивных автомобилей. 8 гонках «Кан-Ам» нет ограничений по литражу, и поэтому мощность двигателей на отдельных моделях доходит до 800 идаже 1000 л- с. («За рулем». 1974. № 4). В розыгрыше Кубка «Кан-Ам» 1974 года. который проводился в девять этапов на трассах Канады и США. победу одержал англичанин Д. Оливер на американском автомобиле «УОП-Шэдоу-ДН4->. У этой машинынесущий кузов типа «монокок» из алюминиевого сплава, распол оженный сзади форсированный двигатель «Шевроле» (8 цилиндров, 8100 см 3 , 735 л. с ) . Ее база 1 — 2620 мм, колея — 1500 мм (спереди и 1520 мм (сзади), длина — 4050 мм. вес — 680 кг. Соревнования «Кан-Ам» проводятся с 1966 года. Вот победители прошлых лет: 1966 г. — Д. Сертисс (Англия), «ЛолаШевроле»; 1967 г. — Б. Мак-Ларен (Англия). «Мак-Ларен-Шевролс»; 1968 г. — Д. Хьюм (Новая Зеландия), «-Мак-ЛаренШевроле»; 1969 г. — Б. Мак-Ларен. «МакЛарен-Шевроле»; 1970 г. — Д. Хьюм. «Мак-Ларен-Шевроле»; 1971 г. —П. Рсвсон (Канада). «Мак-Ларен-Шевроле»; 1972 г.— Д. Фолльмер (США). «Порше-917-турбо»: 1973 г. — М. Доногю (США). «Порше-917турбо». Вся история этих гонок насчитывает 71 этап. На машинах английской марки «Мак-Ларен» одержано 42 победы, на «Порше» (ФРГ) — 15, «Лола» (Англия) — 9 «Шэдоу» (США) — 4. «Чаппараль» (США) — 1.Кто был самым результативным спортсменом за всю историю чемпионатов мира по кольцевым мотогонкам? Таким вопросом задаются многие любители мотоспорта. После окончания прошедшего сезона специалисты подсчитали число почетных титулов и количество побед на отдельных этапах первенств и определили пятеркусильнейших : Джакомо Агостини (Италия) — 14-кратный чемпион мира, имеющий 115 побед на этапах; Майкл Хейлвуд (Англия) — 9 и 76, Карло Уббиали (Италия) — 9 и 39. Фил Рийд (Англия) — 7 и 49, Джон Сертисс (Англия) — 7 и 38.МОТОГОНКИ ПО ЛЬДУВ нынешнем году первенство мира раз ыгрываетсяв десятый раз. Когда чемпионат проводился впервые, этот вид спорта был распространенв ограниченном круге стран — СССР. ЧССР. Швеции, Финляндии. Сегодня же ледяной спидвей нашел немало приверженцевв Болгарии. МНР. Югославии, Австрии, Англии, Голландии. ФРГ. Франции. Во всех,девяти минувшихчемпионатах неизменно ведущую роль играли советские спортсмены. Из 27 золотых, серебр яныхи бронзовых медалей они завоевали 21; семь раз поднимались на высшую ступеньку пьедестала почета. Вот результаты минувших первенств мира 1966 г.: 1. Г. Кадыров (СССР); 2. В Кузнецов (СССР): 3. А. Щваб (ЧССР). 1967 г.: 1. Б. Самородов (СССР); 2. В. Дубинин (СССР); 3. В. Цибров (СССР); 1968 г.: 1. Кадыров; 2. Цибров; 3. Самородов. 1969 г.: 1. Кадыров: 2. Ю. Ламбоцкий (СССР); 3. Цибров. 1970 г.: 1. Шваб; 2 Кадыров; 3. К. Веетлунд (Швеция). 1971 г.: 1. Кадыров; 2. В. Ч екушев (СССР); 3. М. Шпинька (ЧССР). 1972 г.: 1 Кадыров2. Шваб; 3. В. П азников (СССР); 1973 г.: 1. Кадыров; 2. Самородов; 3. Пазников. 1974 г.: 1. Ш пинька ; 2. Цибров; 3. Кадыров.МОТОКРОССМинувший год принес небольшому авс трийскому заводу КТМ. несколько лет назад почти не известному любителям спорта, немало успехов. В частности, на мотоциклах этой марки Г. Моисеев (СССР) стал чемпионом мира по мотокроссу в классе 250 см 3 , И. Тестори (Италия) — чемпионом Европы по многодневным сор евнованиям ; С. Лернср (Австрия). Э. Андреолетти. И. Саравези. А. Таиокки ( в ес Италия), Т. Ш токмайер (ФРГ) стали чемпионами своих стран по многодневке. К этому надо добавить, что национальная команда США. в ыступавшаяв прошлогодней шестидневке ФИМ на мотоциклах КТМ. з аняла четвертое место. Поскольку эта марка лишь недавно приобрела широкую известность, приводим расшифровку сокращения КТМ: «Кронрайф унд Трункенпольц Моторфарцойгбау» — в переводе с немецкого «мот оциклетный завод Кронрайфа и Трункенпольца».КАРТИНГЛичное первенство Европы 1974 года состоялось на трассе «Нндеркирхен» в ФРГ. Эти соревнования проводятся в один этап, и спортсмены выступают там на картах класса «Ц» с двухтактными двигателями рабочим объемом 125 см 3 , о снащенными коробкой передач с числом ступеней не менее трех. Минимальный вес картас гонщиком — 150 кг. а уровень шума выхлопа ограничен 93 децибелами. Ведущие гонщики в этом классе располагаютмашинамис двигателями мощностью 32—34 л. с. Чемпионат привлек 48 картингистов из ПНР. СФРЮ. Голландии, Италии. Франции, ФРГ. Швеции. Ф аворитами были гонщики ФРГ и Италии, в частности прошлогодний чемпион Европы К. Витали. Впервые почетный титул завоевал голландец — А. ван Дален на отечественной** *Техническая комиссия Международной мотоциклетной федерации снизила лимит веса для кроссовых мотоциклов. Для 125-кубовых машин минимально допустимый вес теперь равен 76 кг (был 80). а для «пятисоток» — 92 (был 95). 39