водительское умение в сложных дорожных условиях. Мы знали, что такие соревнования потребуют много труда, но охотно пошли на это: растущий с каждым годом отряд автолюбителей — это наш огромный резерв для развития массового автомобильного спорта. Положение о состязаниях, утвержденное ЦК ДОСААФ республики и Советом общества «Автолюбитель», предусматривало три этапа по 300—350 километров — два дневных и один ночной. В каждом несколько дополнительных испытаний: слалом, кольцевые гонки, скоростные участки. Старты проводились в субботу и воскресенье, а за несколько дней до них состоялись специальные семинары-консультации для всех участников. Опытные раллисты отвечали на вопросы автолюбителей, разъясняли положение, правила соревнований, показывали, к ак пользоваться схемой маршрута, легендой и т. д. Многие участники, как мы и предполагали, имели до этого довольно смутное представление о сущности ралли. Семинары проводились днем и вечером, чтобы все желающие могли ими воспользоваться. Шестьдесят экипажей стартовало в среднем на каждом этапе. Серьезных поломок или аварий не было. Отрадно, что многие автолюбители показали высокое водительское мастерство, умение ориентироваться в пути. Большинство участников получило право на присвоение III спортивного разряда, а 14 человек выполнили норматив II разряда. Соревнования в целом удались, мы убедились, что проводить их очень полезно. Теперь нам будет легче ис комплектованием судейских коллегий ис отбором кандидатов в штурманскую школу, которая работает при нашем РСТК. Наиболее подготовленные автолюбители, несомненно, смогут участвовать в более сложных соревнованиях вместе с опытными спортсменами. 2, К чему сейчас сводится подготовка раллистов? К теоретической учебе ик езде, накручиванию километров. Давно настала пора разработать практические рекомендации, как и чем быстрее снимать огромные нервные нагрузки, которые иопытывают гонщики в ходе соревнований. Об этом, в частности, шла речь на семинаре. Уверен, что наши тренеры с помощью специалистов из институтов физкультуры, медиков могут и должны ликвидировать это белое пятно в раллистокой «науке». Е. ЛЕОШКИН, начальник и тренер мотоклуба «Турбина» (Балаково Саратовской области) 1. Можно без преувеличения сказать, один из самых любимых видов спорта в нашем городе спидвей. На стадионе во время соревнований собираются тысячи болельщиков. Большую заинтересованность в развитии этого мужественного и увлекательного спорта проявляют партийные и советские органы, руководители ведущих предприятий, комсомольская организация города. Их содействию мы обязаны созданием при первичной организации ДОСААФ ордена Ленина Саратовгэсстроя спортивнотехнического мотоклуба «Турбина». Два года назад, когда мотосекция была при СТК, который культивировал многие виды военно-технического спорта, там занималось человек тридцать,а сейчас в «Турбине» более ста спортсменов. Это школьники старших классов, учащиеся профтехучилища, рабочие местных предприятий. Основное наше направление — гаревые гонки. Недавно начала работать группа картингистов. У нас неплохое клубное помещение, тренировки и соревнования проводим на отличном стадионе. В «Турбине» сейчас два мастера спорта международного класса — братья Владимир и Валерий Гордеевы, пять мастеров спорта, пять кандидатов в мастера, три перворазрядника и около восьмидесяти человек имеют второй и третий разряды. Только в минувшем году четверо стали кандидатами в мастера спорта, а двое — перворазрядниками. Команда клуба дважды выигрывала первенство страны. В своей тренерской работе я опираюсь на спортивный актив. Без этого не добиться успеха. При клубе есть совет, который возглавляет мастер спорта В. Калмыков. Кстати, все «гаревики» у нас занимаются мотокроссом. На наш взгляд, он необходим любому мотоциклисту, особенно в подготовительный период, в межсезонье. Впереди у нас большая работа. В Балакове состоятся несколько крупных соревнований. Уже сейчас мы ведем подготовку к ним. Хочется, чтобы это были настоящие спортивные праздники. Ну и конечно, надеемся успешно выступить в финальных спартакиадных стартах по спидвею. 2. Знания, полученные на научнопрактическом семинаре тренеров, постараюсь использовать для улучшения подготовки спортсменов, совершенствования их мастерства. А дал нам семинар очень много полезного. Теперь яснее представляешь себе не только ближайшие задачи, но и перспективы, путь к успехам в учебно-воспитательной работе со спортсменами, которые входят в сборные страны и во «второй эшелон». Думаю, выскажу общее пожелание: на следующих семинарах приблизить лекции и особенно работу секций к практическим задачам деятельности тренеров по отдельным видам военнотехнического спорта.Виктор Сенин.Инструктор автошколыДОСААФчемпион страныИмя этого спортсмена знают многие любители автомногоборья. По итогам минувшего года он возглавил составленный Федерацией автоспорта страны список десяти лучших в этом виде. Молодой спортсмен из Комсомольска-на-Амуре Виктор Сенин не раз уже испытал радость победителя, поднимался на желанную для каждого участника соревнований высшую ступеньку пьедестала почета. В 1972 году он впервые участвовал в составе команды Хабаровского края в первенстве Российской Федерации и стал чемпионом республики в классе грузовых автомобилей, а на проходившем вскоре после этого чемпионате страны завоевал серебряную медаль. Следующий год ознаменовался для него еще большим успехом. Он завоевал звание чемпиона РСФСР и страны по автомногоборью. Урожайным оказался для Виктора и минувший год. Он бронзовый призер первенства республики и чемпион СССР. У чемпиона страны хорошо идут и производственные дела. Сенин — один из лучших инструкторов практического вождения в автошколе ДОСААФ. Его портрет — на доске отличников. Уже в течение двух лет все курсанты, которых он обучает, сдают экзамены на получение водительских прав с первого раза. Успехи эти не случайны. За ними большой, кропотливый труд, неустанное совершенствование педагогического и спортивного мастерства. Как вдумчивого, хорошего педагога. влюбленного в свою работу, характеризует Виктора Сенина начальник автошколы П. Блинов. Виктор Сенин — фанатик автомобильного спорта в лучшем смысле этого слова. Так отзывается о т>ем тренер и товарищ по команде А. Вольф. Увлечение спортом помогает Виктору в работе; повседневные занятия по практическому вождению с курсантами плюс специальные тренировки способствуют повышению водительского мастерства. Нынешний год для Сенина. как и для всех, кто занимается автомотоспортом, особенно ответственный — предстоят финальные старты Спартакиады. Виктор не только готовится к ним сам, но и активно помогает товарищам по команде, делится с ними своим опытом.Н. г. Хабаровск 29 ГАЛЮКГЕННАДИЙ МОИСЕЕВПОБЕДИТЕЛЬ «АВАНГАРДА 74»Кто лучший спортсмен уходящего года? С таким вопросом в конце спортивного сезона обращается к своим читателям газета «Советский патриот». Участникам последнего конкурса, названного «Авангард-74», предлагалось определить лучшего представителя военно-технического спорта по итогам всесоюзных и международных соревнований. Задача была нелегкой: ведь в прошлом году наши спортсмены завоевали 28 золотых медалей на чемпионатах мира и Европы, установили 77 мировых достижений. Наибольшее количество голосов получил чемпион мира по мотокроссу Геннадий Моисеев, который и был признан. таким образом, лучшим спортсменом 1974 года. В десятке сильнейших еще один представитель автомотоспорта — чемпион страны по авторалли, победитель «Тура Европы» в абсолютном зачете Стасис Брундза. Об этом журналистам было объявлено на пресс-конференции. посвященной итогам выступлений советских спортсменов в международных соревнованиях 1974 года, которую провел ЦК ДОСААФ.