24
25
СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАФото А. ВладимироваГАЗ-53А СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯБегут по дорогам страны автомобили. Их все больше и больше — миллионы. С каждымгодом растет объем автомобильных перевозок. ЗИЛы, МАЗы, У АЗы — верные наши труженики. Но, пожалуй, чаще всего можно встретить ГАЗ—53А. Этот грузовик выпускается у нас самым массовым «тиражом». Напомним некоторые его технические данные. Грузоподъемность автомобиля составляет 4000- кг, вес в снаряженном состоянии 3250 кг, а полный вес — 7400 кг. Он способен буксировать прицеп полным весом до 4000 кг. Габаритные размеры : длина — 6395 мм , высота — 2380, ш и ­ рина — 2220 мм , база — 3700 мм , колея передних колес — 1630 мм , задних — 1690 мм . Рассчитан грузовик на все виды дорог . Выпускается ГАЗ—53А с 1965 года и за это время зарекомендовал себя как надежный, долговечный и простой воб ­ служивании автомобиль. Модели ГАЗ—53А со всеми ее модификациями в 1973 году был присвоен государственный Знак качества. Все эти девять лет, что идет автомобиль с конвейера, коллектив горьковского завода на основании большого опыта, полученного в процессе эксплуатации, постоянно совершенствует его конструкцию, добиваясь увеличения долговечности, надежности, улучшения других эксплуатационных качеств. Усовершенствования коснулись важнейших уз ­ лов автомобиля. У ГАЗ—53А восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель рабочим объемом 4,25 ли мощностью 115 л. с. при 3200 об/мин. Эти характеристики остались первоначальными, однако в целом конструкция двигателя претерпела некоторые изменения. Неразъемное поршневое маслосъемное кольцо уступило место составному из двух плоских стальных хромированных колец и двух расширителей, осевого и радиального (рис. 1). Результат — существенное снижение расхода масла. Валик привода масляного насоса кре ­ пится теперь при помощи стопорного и пружинного колец (рис. 2). Есть изменения, направленные на увеличение прочности масляного радиатора. С целью уменьшить износ и повысить таким образом долговечность изме- нена конструкция привода датчика пневмоцентробежного ограничителя оборотов (рис. 3). Совершеннее стал пусковой подогреватель, в частности улучшен электромагнитный клапан. Автомобиль ГАЗ—53А имеет фрикционное, однодисковое сцепление с механическим приводом выключения и периферийно расположенными винтовыми пружинами. В приводе сцепления сейчас изменена пружина вилки оттяжного рычага. Коробка передач машины, как известно, механическая, четырехступенчатая. Прямозубые шестерни стали долговечнее благодаря увеличению модуля. В связи с этим изменились передаточные числа первой передачи и заднего хода. Теперь они соответственно равны 6,55 и 7,77 вместо прежних 6,48 и 7,9. В карданной передаче ГАЗ—53А, состоящей из двух карданных валов открытого типа, введена пресс-масленка для смазки шлицевого соединения. Такая конструкция уже не требует разборки вала при закладке смазки, к тому же уменьшился износ цилиндрической части скользящей вилки. Главная передача. Здесь также введены усовершенствования. Втулка упора (для ведомой шестерни) иногда соскакивала. Чтобы этого не происходило, применили пружинное кольцо, стопорящее втулку на регулировочном винте (рис. 4). Изменена также геометрия зубьев шестерен заднеге моста. Это вызвано установкой нового, более со ­вершенного технологического вания.оборудоЕсть изменения ив ходовой части автомобиля. С целью улучшить уплотнение шкворня введен новый поворотный кулак, вместо заглушки шкворня ставится крышка с прокладкой (рис. 5). На ГАЗ—53А последнего выпуска значительно лучше работает амортизатор — там новый корпус клапана сжатия и увеличенная проушина резервуара (рис. 6). Некоторые изменения внесены также в конструкцию тормозной системы. Вибрация стяжных пружин на колодках рабочих тормозов была причиной поломок. Конструкторы применили здесь крепление пружин, исключающее вибрацию. Все эти нововведения, безусловно, очень важны, но они затрагивают отдельные детали узлов автомобиля. Кардинальное изменение в конструкции модели ГАЗ—53А — новая, контактно-транзисторная система зажигания. Она существенно продлила срок службы контактов прерывателя-распределителя и сделала более полным сгорание рабочей смеси. В связи с этим катушка зажигания Б13 заменена катушкой Б114, распределитель зажигания Р13-В вместо Р13-Д; дополнительно устанавливаются транзисторный коммутатор ТК102 и добавочное сопротивление СЭ107. На автомобиле стоит также новый генератор Г250-Г1 вместо Г130Г, реле-регулятор РР362 вместо РР130, новый стартер СТ230-А вместо СТ130-Б, более емдокая аккумуляторная батарея 6СТ-75ЭМС (или 6СТ-75ТМС) вместо 6СТ-68ЭМ. В соответствии с международными нормами введены дублеры указателей поворота, устанавливаемые на передних крыльях. И наконец, еще одно изменение, особенно важное, если учесть, что ГАЗ—-53А — массовый автомобиль, работающий нередко в суровых климатических условиях. Конструкторы потрудились над тем, чтобы предотвратить замерзание воды в системе отопления. Для этого введены новый радиатор отопителя с вертикально расположенными трубками (рис. 7) и дополнительный запорный кран радиатора охлаждения (рис. 8). Более равномерно теперь распределяется теплый воздух по ветровому стеклу: вместо двух установлено три сопла для его обдува. И еще одно нововведение, на которое сразу обращаешь внимание, — это панель приборов, в которую, в отличие от прежней, вмонтированы амперметр и указатель давления масла. Эти приборы помогают водителю эффективнее контролировать работу двигателя. В главных чертах ГАЗ—53А сохранил свою конструкцию, успешно выдержавшую испытание временем. Но почти каждый отдельный узел претерпел мало заметные, на первый взгляд, изменения, благодаря которым водитель получил более надежную, более совершенную и современную машину. Г. КОНСТАНТИНОВУплотнение нижней части шкворневого узла изменения (слева) и после (справа);Радиатор отопителя до изменения (слева) и после (справа).Новый корпус клапана сжатия и увеличенная проушина амортизатора (слева) и прежняя конструкция (справа).Радиатор охлаждения до изменения (слева) и после (справа).