НаканунерешающихТ. ЧХАИДЗЕ, начальник спортивно-технического клуба ЦК ДОСААФ Грузинской ССР, заслуженный тренер республики 1. Спортсмены Грузии успешно выступили в предыдущей, пятой Всесоюзной спартакиаде. Призовые места в финальных соревнованиях заняли наши раллисты, картингисты, автогонщики«кольцевики», мотокроссмены, мотомногоборцы. С тех пор прошло четыре года. Если проанализировать итоги выступлений грузинских авто- и мотоспортсменов в последних чемпионатах страны, то невольно напрашивается вывод: свои позиции они несколько сдали. Однако я не стал бы бить тревогу по этому поводу. Дело в том, что автомотоспорт переживает у нас в республике реорганизационный период. Начали мы с того, что создали республиканский спортивно-технический клуб. Для него была отведена территория неподалеку от города Рустави. В этом промышленном центре военно-технический спорт необычайно популярен. Любое соревнование собирает тысячи зрителей-руставцев. И не удивительно, что сейчас секции клуба получили огромное пополнение из молодежи города. Территория клуба интенсивно застраивается. В новом двухэтажном здании размещается теперь детско-юношеская спортивно-техническая школа, построены боксы, мастерская, стадион на 3 тысячи зрителей с мотобольным полем и гаревой дорожкой. В этом году планируем закончить первую очередь шоссейной трассы — тренировочное кольцо. В будущем здесь появятся еще целый ряд спортивных сооружений, гостиница, двухэтажный гараж, площадки для стоянки автомобилей. Словом, досаафовцы республики получат большой современный спортивный комплекс, где смогут тренироваться и проводить соревнозания представители всех видов авто- и мотоспорта. Но уже и сейчас выгоды от сделанного очевидны. Мы получили возможность возродить в республике спидвей (команда сформирована и тренируется), хорошие условия созданы для мотоболистов, картингистов. В клубе активно работают секции практически по всем видам автомобильных и мотоциклетных соревнований. Кроме того, за эти годы мы расширили и укрепили контакты с партийными, комсомольскими и профсоюзными органами. Большую помощь нам оказывает республиканская федерация автомотоспорта, которую возглавляет министр автомобильного транспорта Грузии Т. Давиташвили. 2. Необходимость в таком семинаре была давно. Ведь чего греха таить, даже самые знающие, самые опытные наши тренеры работают с подопечными, руководствуясь старыми мерками да своей интуицией. Спросите любого из них, полезны ли мотокроссмену, гаревику занятия легкой атлетикой, футболом, баскетболом или другими видами спорта, — и получите противоположные ответы. Неясны многие проблемы, связанные с физической и психологической подготовкой гонщика к соревнованиям, повышением его спортивного мастерства. И состоявшийся семинар — первая ласточка в той большой работе, которую мы должны делать сообща. Пока собраны только отдельные крупицы опыта лучших тренеров.Но главное сделано — приковано внимание к этим вопросам, без решения которых дальнейший прогресс нашего спорта немыслим. И. ХОТУЛЕВ, заместитель начальника спортивно-технического клуба ЦК ДОСААФ Белорусской ССР, заслуженный тренер республики 1. В эти дни работники нашего РСТК занимаются подготовкой к республиканской спартакиаде, формированием и организацией тренировок команд, которые примут участие во всесоюзных финальных стартах. Если говорить об автомобильном спорте, то наши команды выступят в ралли, кроссе, кольцевых гонках, многоборье, картинге и соревнованиях автомоделистов. Среди кандидатов в сборные опытные спортсмены, уже не раз участвовавшие в чемпионатах страны, и дебютанты. В числе последних кольцевик кандидат в мастера спорта И. Кобылянский из Гомеля, кроссмены кандидаты в мастера спорта Н. Игнатович из Орши, В. Гнидко из Гродно. Подготовка к спартакиаде активизировала спортивную работу областных и городских клубов, способствовала укреплению их материально-технической базы. В большей части областей теперь есть автомобильные спортивные секции. В Гомельской, например, созданы группы кольцевых гонок и кросса, в Гродненской — ралли и кросса. Секции имеют «жигули», «москвичи», «волги» Г АЗ — 2 1 , грузовые ГАЗ—-51. Конечно, их далеко не достаточно, чтобы охватить всех желающих заниматься автомобильным спортом. И тут большую пользу принесло бы объединение усилий наших досаафовских клубов с транспортными предприятиями. Недавно в Белоруссии создан республиканский спортивный клуб автотранспортников. Можно надеяться, что это поможет более широкому развитию автомобильного-, спорта. 2. Содержательные, интересные доклады и лекции, которые мы прослушали на семинаре, участие и секционной работе — все это поможет не только лучше подготовиться к заключительному периоду Спартакиады, но и на уровне современных требований организовать тренировочный процесс. Путь к вершинам мастерства становится все труднее. С каждым годом растут и спортивные достижения. Нам, тренерам, нужно четко знать, что помогает и что мешает подготовке высококлассных мастеров. Семинар, конечно, не мог дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Но если вести научную работу систематически и наладить информацию о ее результатах, думаем, дело пойдет. А. ЧИПКУС, старший тренер спортивно-технического клуба ЦК ДОСААФ Литовской ССР, мастер спорта 1. Думается, что к достижениям в спартакиадном году следует отнести новые формы соревнований, позволившие расширить число участников. В республике состоялись ралли для автолюбителей. Владельцы личных автомобилей получили возможность испытать своестартовСпорт и наука — этой теме был посвящен Всесоюзный семинар тренеров, проведенный ЦК ДОСААФ СССРКаждая всесоюзная спартакиада — важный этап в спортивной жизни страны. Не уступающие по размаху и программе Олимпийским играм, они неизменно привлекают внимание к самым злободневным вопросам развития спорта. Было время, когда спартакиады ставили целью популяризацию физической культуры и спорта, охват спортивными занятиями широких слоев населения во всех союзных республиках. Эта задача успешно выполнена. Нынешняя, шестая по счету Спартакиада народов СССР призвана решить новые вопросы — внедрить физическую культуру на основе комплекса ГТО в повседневную жизнь советских людей, улучшить военно-патриотическое воспитание населения, и прежде всего молодежи, повысить качество подготовки мастеров высшего класса. Ныне уровень результатов в большинстве видов спорта настолько высок, что интересы дальнейшего прогресса настоятельно требуют самого тесного союза с наукой, от которой мы ждем веского слова об эффективной методике тренировок, о морально-волевой подготовке, о регулировании физических и психических нагрузок. Всем этим вопросам и был посвящен проведенный ЦК ДОСААФ СССР первый Всесоюзный научно-практический семинар тренеров по военно-техническим видам спорта. На нем с докладом «Итоги первого и второго этапов VI Спартакиады народов СССР и актуальные проблемы развития военнотехнических видов спорта» выступил заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР А. Н. Скворцов. В интересных лекциях, сообщениях на секционных занятиях участники семинара (а они представляли все союзные республики) почерпнули много полезного. В работе семинара принимал участие председатель ЦК ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин. Корреспонденты журнала «За рулем» попросили участников семинара ответить на два вопроса: 1. Чем ознаменовался первый спартакиадный год, как идет подготовка к финальным стартам? 2. Что полезного дал научно-практический семинар? 28