В новомКАЧЕСТВЕ К НОВЫМ РУБЕЖАМАвтошколы ДОСААФ. Их настоящее и будущееГенерал-лейтенант А. ОДИНЦОВ, первый заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССРЕсли сегодня вы побываете в учебных организациях нашего оборонного Общества, то прежде всего заметите там внешние перемены. На новых, поблескивающих свежей краской вывесках уже не встретите знакомых слов «Автомотоклуб», «Радиоклуб»... Вместо них прочтете: «Автошкола», «Радиотехническая школа»... В соответствие с профилем той или иной учебной организации приводятся учетная и отчетная документация, печати, штемпели и прочие атрибуты деловых связей. С начала нынешнего года все штатные учебные организации нашего Общества обрели новое название. Решением президиума ЦК ДОСААФ СССР клубы переименованы в школы ДОСААФ. Хотя этим актом не вносится существенных изменений ни в структуру, ни в штатные расписания, но все, кто причастен, если можно так сказать, к процессу обновления, отчетливо сознают: переименование — не формальный акт, не простая смена вывесок. Решение о переименовании клубов в школы ДОСААФ учитывает возросшие требования к подготовке специалистов для армии и технических кадров для народного хозяйства. Принятие такого решения стало возможным благодаря значительному укреплению материальнотехнической базы и наличию большого отряда инструкторско-преподавательского состава в наших школах. Все это требует, чтобы новая форма была наполнена новым содержанием. При этом само собой разумеется, что будут сохранены и взяты на вооружение лучшие клубные традиции. Клубы как учебные организации, родившиеся вместе с предшественником ДОСААФ — Осоавиахимом, сослужили хорошую службу не одному поколению советских людей, внесли существенный вклад в подготовку трудящихся, молодежи к обороне Родины. Их воспитанники — л ет ­ чики и танкисты, моряки и парашютисты, шоферы и связисты в тяжелые годы войны с фашистскими захватчиками прославили Отечество своим геройством и отвагой, умением и мужеством. В канун 30-летия исторической победы Советского Союза над фашистской Германией "еще и еще раз вспомним имена фронтов и ков-осоав нахимовцев, которые за штурвалом самолета, рычагами танка, на боевых кораблях, у лафетов артиллерийских орудий, за рулем бронетранспортеров и автомобилей не щадили ни сил, ни самой жизни во имя защиты своего родного социалистического Отечества. Вспомним имена и тех самоотверженных активистов Осоавиахима, к о ­ торые своими знаниями, бескорыстием, глубоким чувством патриотизма воспитали миллионы военных специалистов, в час грозной опасности ставших с железной решимостью в ряды вооруженных бойцов. В послевоенный период роль клубов оборонного Общества возросла, особенно после того, как Законом о всеобщей воинской обязанности на ДОСААФ была возложена подготовка специалистов для армии и флота. Сокращение срока военной службы на один год — как раз и есть тот фактор, который приумножит ответственность нашего Общества за подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах. Эта ответственность легла прежде всего на плечи наших клубов, которые готовили технических специалистов для армии и флота. Ведь не секрет, что ныне каждый третий призывник еще до армии проходит подготовку в учебных организациях ДОСААФ . Таким образом, свою роль — кузницы военно-технических специалистов для армии и народного хозяйства клубы в основном выполнили. Жизнь, однако, идет вперед. Применительно к тематике журнала скажем: автомобилизация, достигшая невиданного размаха в нынешней пятилетке, когда с конвейеров заводов сходит 350 моделей и модификаций грузовых и легковых автомобилей и автобусов, когда производство их приближается к двухмиллионному рубежу, предъявила, естественно, новые, повышенные требования к учебным организациям оборонного Общества, готовящим водительские кадры. Мотор, колеса, гусеницы — вот на чем зиждется маневренность наземных войск сегодня. При этом моторная боевая техника год от года становится сложнее. От кого, как не от солдата, управляющего автомобилем, бронетранспортером, ракетным тягачом, десантной самоходкой, зависит успех боя! Умелый, расторопный, физически развитый водитель с полуслова поймет замысел командира, проявит инициативу, смекалку и тем самым будет способствовать успеху боя. Наоборот, человек, не владеющий достаточным опытом управления техникой, робкий, нерешительный, физически и нравственно малозакаленный, может подвести своих товарищей, хуже того — поставить целое подразделение в критическую ситуацию, сорвать выполнение боевой задачи, что, собственно, с такими людьми и случалось в годы минувшей войны, Вот почему подготовка будущих воинов в школах ДОСААФ не может ограничиваться военно-техническим обучением. Она должна быть связана с воинским и военно-патриотическим воспитанием, физической закалкой. Каким бы умелым и грамотным ни был водитель, все его знания и навыки уже при первой проверке в сложных условиях боя сведутся на нет, если он не имеет достаточных волевых качеств, слабо закален физически. Бывшие автомотоклубы ДОСААФ, ставшие теперь автошколами, — самая многочисленная категория в числе наших штатных учебных организаций. И дело чести каждой автошколы готовить достойное пополнение для Советских Вооруженных Сил. Вместе с подготовкой будущих воиновводителей автошколы ДОСААФ обучают шоферскому мастерству сотни тысяч людей для народного хозяйства и автолюбителей. Только в 1974 году штатные учебные организации вместе со спортивно-техническими клубами Общества подготовили 1050 тысяч шоферов-профессионалов и свыше 300 тысяч водителейлюбителей. К концу нынешней пятилетки эти цифры составят 1 миллион и 500 тысяч соответственно. Таковы сегодня масштабы деятельности наших автошкол! Точнее, с такой нагрузкой автошколы начинают финишный год девятой пятилетки, став преемниками автомотоклубов. Принимая решение о переименовании клубов в школы, ЦК ДОСААФ СССР как раз и учитывал возросшие требова- ния жизни . Потому и разговор — не о формальной замене одного названия другим , а о новых существенных задачах и требованиях, которые должны решать наши учебные организации в этом новом своем качестве. Собственно, так и понимает свою роль подавляющее большинство коллективов автошкол. Понимает, что теперь прибавилось забот и хлопот, тяжелее стала ноша, выше ответственность. Пример тому—таганрогская автошкола ДОСААФ . Ее коллектив выступил инициатором социалистического соревнования в 1975, завершающем году пятилетки, взял повышенные обязательства — главным образом по улучшению качества подготовки водительских кадров. Инициативу таганрожцев подхватили автошколы в Хабаровске и Петрозаводске, Таллине и Владивостоке, Ташкенте и Ленинграде, Киеве и Тбилиси, Риге и Ереване — все учебные организации оборонного Общества. В ответ на Обращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу многие наши автошколы на основе социалистического соревнования стремятся стать образцовыми учебными организациями, а путь к этому — п режде всего высокое качество обучения специалистов. Дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами — вот одно из основных требований, изложенных в постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о Всесоюзном социалистическом соревновании за до ­ срочное выполнение народнохозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение заданий девятой пятилетки. Это требование целиком относится к учебным организациям ДОСААФ . Применительно к автошколам это означает, что нужно самым тщательным образом пересмотреть свои возможностив сторону улучшения практической подготовки водителей, повышения водительского мастерства курсантов, готовящихся к воинской службе. От армейских товарищей нам приходится порой слышать, что некоторые молодые шоферы чувствуют себя за рулем неуверенно, техническая подготовка их недостаточна, да и физическая закалка не всегда отвечает требованиям сегодняшнего дня. Что ж , против этих справедливых слов трудно возразить. Сделать все зависящее от нас, чтобы давать армии полноценных специалистов, — наша важнейшая задача. И мы не сомневаемся, что ее удастся ре ­ шить. Перевод процесса обучения на новые рельсы, сопутствующий переименованию автомотоклубов в автошколы, открывает в этом направлении широкие перспективы. П режде всего, необходимо продолжать работу по дальнейшему совершенствованию учебно-материальной базы наших школ, смелее внедрять в учебный процесс современные технические средства обучения, применять автотренажеры и на этой основе добиваться резкого улучшения практического обучения курсантов. Большую роль в практическом обучении вождению машин играют хорошо подготовленные автодром ы . К сожалению, у нас около 20 про ­ центов автошкол не имеют еще полностью оборудованных автодромов, а 10 процентов — не располагают даже земельными участками под эти сооруже ­1»ния. Центральный Комитет ДОСААФ СССР оказывал, оказывает и будет оказывать всяческую помощь школам, но, думается, нельзя забывать и старой заповеди: «под лежачий камень вода не течет». Руководителям автошкол следует проявлять больше инициативы, устанавливать деловые взаимоотношения с партийными и советскими органами на местах, добиваться выделения земельных участков под автодромы, находить подрядчиков. Опыт неопровержимо свидетельствует: там, где инициатива — там успех. Думается, что областные и краевые комитеты, ЦК ДОСААФ союзных республик должны более энергично помогать начальникам автомобильных школ в создании при каждой школе хорошей учебной базы и, в частности, строительстве автодромов к1 октября 1975 года, как это указано в директиве ЦК ДОСААФ СССР. В серьезном улучшении нуждается учебно-методическая работа с преподавателями и инструкторами, повышение их специальных знаний. Опыт показывает, что там, где эта работа запущена, там занятия по изучению автомобиля, лабораторные занятия по техническому обслуживанию и вождению проходят с низкими показателями. И не случайно IV пленум ЦК ДОСААФ потребовал от начальников школ ДОСААФ , областных и районных коми ­ тетов ДОСААФрезко улучшить эту работу, рассматривая ее как один из важнейших рычагов повышения качества подготовки специалистов. Интенсификация учебного процесса, улучшение его качества, и особенно практической выу чки водителей, зависит прежде всего от преподавателей и инструкторов наших школ. Как прапорщикив армии и мичманы на флоте, мастера и инструкторы в учебных организациях ДОСААФ являются тем средним звеном, которое ближ е всех стоит к курсантам, самым непосредственным образом влияет на их успехи в учебе. И потому нам предстоит еще больше поднять роль и значение этого звена, добиться того, чтобы вшко ­ лах работали самые умелые и достойные люди, чтобы они могли не только своей профессиональной подготовкой, но и всем жизненным опытом воспитывать в курсанте лучшие качества воинаспециалиста, воина-патриота. Об этом должны всегда помнить начальники школ и принимать нужные меры для совершенствования методической работы с преподавательским и инс трукторским составом. Очевидно, с переводом обучения на новые рельсы следует в ближайшее время пересмотреть ипрограмму . Представляется, что в ней должны отразиться и новый подход к тренажерной подготовке, и новая оценка роли автодромов, к ороче — все, что помогает выпускать водителей с прочными практическими навыками. Сейчас ужедаже неспециалисту ясно, что в автошколы приходят молодые люди с достаточно широкимкругом интересов, с хорошимбагажом знаний. В сочетании с новейшими методами иформамипрограммированного обучения это создает благоприятные условия для успешного и быстрого усвоения ими теоретического курса. Вероятно, и этуособенность теперешнего этапа надо учесть впрограмме , сделав упор на практические занятия. Несколько слов о спортивной работе в автошколах. Принимая решение о переименовании клубов в школы, ЦК ДОСААФ СССР обязал областные, краевые комитеты ДОСААФ не ослаблять спортивную работу. Начальники школ попрежнему, как это было в автомотоклубах, обязаны активнее развивать военно-технические виды спорта. Рекомендуется при каждой школе создать спортивный клуб с сохранением всех спортивных секций. Этот клуб работает под руководством начальника школы. Переименование автомотоклубов в автошколы, безусловно, повлечет за собой и дальнейшее расширение и обновление материально-технической базы иупоря ­ дочение ее использования. Уже сейчас мы больше чем наполовину обновили парк автомобилей. Вместо хорошо послуживших, но морально устаревших ЗИЛ—164 и ГАЗ—51 школы получают современные отличные автомобили ЗИЛ — 130, ГАЗ—66, ГАЗ—53. Нет сомнения, что в очень скором времени весь парк будет обновлен. Теперь главная задача состоит в том, чтобы правильно использовать эту технику. Нельзя ми ­ риться с тем, что учебные автомобили используются не по прямому назначению, что кое-где еще не изжиты приписки, формальное отношение к наезду часов. Избавиться от этих недостатков — значит в наших условиях повысить эффективность работы, делом ответить на Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу. Перевод обучения на новую, фундаментальную основу совпал с подготовк ойк большому всенародному празднику — 30-летию Победы над фашистской Германией. Этим событием жи ­ вет вся страна. Оно наполняет новым содержаниеми всю политико-воспитательную работу в организациях ДОСААФ . Использовать эту обстановку, поднять уровень всей идейно-политической работы — задача всех преподавателей и инструкторов =втошкол. При этом следует помнить, что подлинный успех сопутствует воспитателям, которые умело сочетают военно-патриотическое воспитание с повседневной заботой о своих слушателях, находят живые, конкретные примеры , увязывают темы занятий с событиями дня. В автошколах следует активнее использовать имеющийся материал о воинах-автомобилистах, развивать патриотическое движение следопытов «Никто не забыт, ничто не забыто». В последнее время широкое распространение получил новый почин комсомольцев имолодежи «За себя и за того парня...» Для курсантов и выпускников автошкол это значит: учиться и служить так, чтобы выполнять задачи за двоих. Год 1975-й — последний, завершающий год девятой пятилетки, год 30-летия великой Победы. Всенародное социалистическое соревнование в эти дни приобретает невиданный размах. Повсеместно принимаются встречные планы, р ождаются патриотические почины. В этих условиях начинают свое новое существование преображенные автошколы ДОСААФ . И можнос уверенностью сказать: этот год станет для них годомро ­ ста, г одом новых достижений.3