6. Крышка багажника. Вначале проверим, не проходит ли вода между ней и уплотнителем. Кусочком школьного мела промажем верхнюю часть уплотнителя и, закрыв крышку, начнем лить воду по ее контуру. Нижнюю кромку крышки затем протрем, чтобы с нее не падали капли. Откроем багажник. Если на резине мел намок, вначале несколько увеличим поджатие уплотнителя. Для этого нужно ослабить две гайки, крепящие замок крышки багажника, и, сдвинув его вверх, вновь затянуть. (Закрытая крышка не должна давать ощутимый люфт, когда мы нажимаем на ее задний край.) Обычно этого бывает достаточно. После этого проверим, не проходит ли вода из-под уплотнителя, между ним и фланцем, на который он посажен. Нанесите меловую черту, как показано на рис. 6, и лейте воду, течь, если она есть, легко обнаружить. Там, где мел намок, снимите уплотнитель, обожмите его края и вновь посадите на фланец. В случае, когда повторная проверка покажет, что этого недостаточно, промажьте замазкой углы сточного желобка (см. рис. 6). Так же проверяется и восстанавливается герметичность задней двери автомобиля ВАЗ—2102. 7. Прокладка заднего фонаря. Обнаружить течь несложно. Откройте крышку багажника и, направив струйку воды снаружи и сверху на прокладку, одновременно наблюдайте, не появятся ли капли изнутри. Если появятся — попробуйте подтянуть гайку крепления фонаря. Не поможет — снимите фонарь и нанесите замазку под его прокладку.8. Уплотнитель заднего стекла. Поливая участок, где уплотнитель прилегает к стеклу и крыше, наблюдайте через стекло, не проходит ли вода на полку «задка». Затем откройте багажник и посмотрите, не течет ли там. В случае необходимости нанесите замазку под уплотнитель — так же, как мы советовали для лобового стекла. 9. Отверстия держателей молдингов. Нет ли воды под запасным колесом? Если есть, проверьте, на месте ли заглушка сливного отверстия. Все в порядке? Продолжаем проверку. Протрите насухо кожух и направьте струю воды на молдинг боковины. Через открытую крышку багажника будет хорошо видно, не стекают ли капельки по нише заднего левого колеса. Обнаружили течь — снимите молдинг с держателями, нанесите на них замазку (позиция 1 на рис. 7) и снова поставьте на место. Чтобы проверить другую сторону, полейте аналогичный молдинг на правой стороне и, вынув заглушку снизу правого крыла, посмотрите, нет ли влаги. Способ защиты тот же, что для левого крыла. На ВАЗ—2103 нужно таким же образом проверить, не пропускают ли воду держатели горизонтальных молдингов на крыльях и молдингов на нишах колес. Поскольку доступ к некоторым держателям изнутри затруднен, можно нанести на них замазку снаружи, как показано на рис. 7 (позиции 1и 3). У ВАЗ—2102 течь может появиться в отверстиях держателей, крепящих молдинги задней двери. Меры устранения — те же самые, о которых говорилось выше (см. рис. 7). Так мы защитили свой автомобильот воды. А как быть с пылью и сквозняками? Регулировка дверей и уплотнителя,о которой говорилось вначале, защищает салон и от проникновения внутрь пыли. Следите за чистотой пола и ковриков, потому что на ходу пыль имеет склонность подниматься с них. Если вы ощущаете запах дыма, проверьте, не порван ли уплотнитель между капотом и коробкой воздухопритока. Порванный нужно заменить. При движении в потоке автомобилей закрывайте люк забора воздуха — в него могут попадать выхлопные газы идущих рядом машин. Открытые форточки на ходу вызывают неприятный озноб у сидящих сзади пассажиров. Закройте их — и зачастую почти наверняка не нужно будет искать причину сквозняка, пытаясь обнаружить неплотность в дверях или перегородке кузова за задним сиденьем. В багажник пыль чаще всего попадает через технологические отверстия (когда утеряны заглушки пола или прорываясь над уплотнителем крышки, если та не отрегулирована). Возможно, доступ 'пыли открывают гофры, образовавшиеся на уплотнителе (рис. 8), чаще в углах. Обнаружив причину, вы тем самым определите способ «лечения» — надо заклеить отверстие, подогнать крышку или расправить уплотнитель. Есть еще один возможный путь, выбираемый пылью, который нужно закрыть. Проверьте, плотно ли подходят к кузову края резиновых уплотнителей, надетых на кронштейны заднего бампера. Если нет, подожмите их.Сальники «запорожцев»«Москвичи», «жигули», «волги» — о сальниках этих автомобилей уже говорилось на «заседаниях» нашего «Клуба «Автолюбитель» (соответственно 1971, № 9, стр. 12; 1972, № 4, стр. 10; 1974, № 5, стр. 18). Сегодня на очереди «запорожцы». Где и какие сальники установлены на ЗАЗ—965 и ЗАЗ—966 всех модификаций, на ЗАЗ—968? Какие именно из них взаимозаменяемы в различных агрегатах одной модели и для разных моделей? Каковы их размеры? Ответ на эти вопросы дает таблица, помещенная ниже. Повторим некоторые общие сведения, которые мы приводили в предыдущих статьях. Все, что говорилось о сальниках «москвичей» или «волг», справедливо и для «запорожцев». На поверхности сальника не должно быть царапин или каких-либо неровностей, а рабочей части — кромке полагается быть острой и упругой. В большей части сальников есть пружинка. Так вот убедитесь, что она не потеряла упругость, находится на своем рабочем месте и замок ее надежно замкнут. Острый край, царапины или заусенцы на фаске уплотняемого вала могут стать причиной повреждения сальника при его установке и, как следствие, вызвать течь смазки в этом месте. Поэтому внимательно осмотрите вал, на ко32 тором будете монтировать новый сальник, и зашлифуйте «подозрительные» места. Но если вал изношен, вышел за пределы чертежных допусков, одним новым сальником делу не поможешь — чтобы масло не текло, придется заменить и вал. Учтите, что течь может появиться и при очень грязном масле, засоренном взвешенными частицами нагара и металла. Чтобы этого не произошло, следите за своевременной сменой масла. Небольшое «потение» вокруг сальника не является дефектом. Напротив, такое «микрозамасливание» свидетельствует о нормальной работе уплотнения.НаименованиеКоличество на автомобиле моделей Размеры: Номер по внутренний диаметр х наружкаталогу «965» и «966В» и ный диаметрX его модиего моди«968» высота, мм фикации фикацииСальник коленчатого двигателявала965-1005033 968-100503356x82x10 65x90x10 30X47X10 24x45x10 23X35X6 26x38x7 23X35X6 41,15X55,7x9 39,4X58x9 42X62X10 35x55X10 42X62X102 1222222 12 1Сальник ведомого вала (кар965-1601298 тера) с цепления 968-1601298* Сальник полуоси Сальник вала сошкии вала рулевого управления Сальник ступицы колеса 965-2403100 966-2403100 965-24031002 22 2переднего 965-3103035 966-3103035 965-31030342 22 2Сальник ступицы заднего колеса наружныйСальник ступицы заднего ко965-3104038 965-3103034 леса внутренний22* На силовые агрегаты МеМЗ-968 с номера 36660 устанавливается новый сальник 968-1601298-А с маслосгонной резьбой. »тот сальник (но без маслоотражатеяьного кольца) можно установить на агрегаты, выпущенные ранее.