Улица Новая — не магистральная и не лучшая в Рязани, однако кого ни спросишь, как туда попасть, отвечают вопросом: вам в автошколу ДОСААФ ! Многие жители города знают о школе, хотя переехала она сюда не так уж давно. — Здание новое, улица Новая, оборудование, мебель тоже завезли новые — из старого ничего не взяли, — поясняет начальник школы Н. Д. Подзолов. И добавляет: — Вот только с традициями не расстаемся. А в добрых традициях рязанской образцовой автошколы — высокое качество обучения и воспитания специалистов для Советских Вооруженных Сил, стремление к постоянному совершенствованию материально-технической базы, методического мастерства преподавателей на основе широкого развертывания социалистического соревнования. Много в школе умелых методистов. Мы предоставляем слово одному из них — преподавателю Алексею Григорьевичу КОПЫЛОВУ, который вот уже четыре года подряд лидирует среди своих товарищей, выпуская курсантов только с хорошими и отличными оценками.Рождено соревнованиемВметодике нужен поискМаксимович и методист опытный, и предмет назубок знает, и руки у него золотые. Недавно он в смотре-конкурсе на лучшее оборудование класса вышел на первое место по школе. Содержательно и интересно проводят занятия по устройству автомобиля, правилам дор ожного движения, лабораторно-практические занятия преподаватели И. П. Сергеев, А. Е. Ерошеня, мастера И. М. .Калинин, С. И. Макаркин, И. Н. Мещеряков. Тому, кто побывает в нашей автошколе, советую заглянуть в книгу протоколов заседаний педсовета, и вы убедитесь, что поиски в методике у нас — дело не случайное. На одном заседании педсовет проводит разбор открытого урока по политической подготовке (тема 5), затем рассматривает и утверждает методические разработки по устройству автомобиля (темы 22, 23, 24 — «Сцепление», «Коробка передач и раздаточная коробка», «Карданная передача и ведущие мосты»). На другом — опять разбор открытого урока, на этот раз по правилам дорожного движения, а за ним рассматривается вопрос о порядке проверки выполнения индивидуальных социалистических обязательств, взятых курсантами и преподавателями. Каждое заседание педсовета — для нас тоже своего рода школа опыта и мастерства. Что касается лично моих методов обучения будущих воинов-водителей, то они, вероятно, в чем-то схожи с методами моих товарищей, а в чем-то и отличаются; у каждого из нас есть свой непосредственный опыт, чутье, мастерство, накопленные годами. Я горячий сторонник индивидуального подхода к обучаемым. Поэтому в первые же дни знакомства с группой стараюсь узнать окаждом человеке как можно больше: о его способностях, наклонностях, чертах характера, общей культуре, увлечениях. Известно, что срок обучения в автошколе короткий, поток следует за потоком. В памяти даже фамилии всех курсантов сразу не удержишь. Помогает тетрадь, своего рода дневник, где я делаю пометки об итогах урока, а перед началом следующего к этим заметкам возвращаюсь, просматриваю их и уже знаю, на что надо больше обратить внимание и как разговаривать с курсантами, с кого спросить построже, кому помочь. Недавний пример. Объясняю материал по механизмам и системам автомобильного четырехтактного карбюраторного двигателя и вижу, что воспринимают его неодинаково. Курсант Осокин напрягается, силясь запомнить то, что излагаю, а сидящий рядом с ним Лавренов скучает, фигурки в тетради рисует. Вызываю его, задаю контрольный вопрос. А он, словно по писаному, отчеканивает. Вскоре выяснилось, что чуть ли не с пятого класса Лавренов увлекается техникой, знает и карбюраторные и дизельные двигатели, вообще хорошо разбирается в автомобиле. Правда, потом ему скучать не приходилось — он стал активным помощников преподавателя во внеурочные часы, которые я практикую для отстающих, помогал сво-Как-то один наш коллега, приехавший из другого города, просматривая мои личные социалистические обязательства на этот год, задумался над словами о повышении методического уровня, о творческом применении педагогических принципов, обогащении их. «Скажи мне откровенно, — спросил он, — в прошлогодних обязательствах у тебя этот пункт тоже значился?» «Конечно, — говорю. — М ожет быть, в иных выражениях, но суть была та же». Я понимал вопрос своего товарища: в педагогической науке немало проторенных дорог. О методике преподавания написаны чуть ли не горы учебников, пособий, разработок. Кажется, все разложено по полочкам, бери с любой из них нужное пособие — и шагай на урок. Какие тут еще поиски? Конечно, каждый из нас стремится использовать все ценное, что содержится в учебных пособиях. Они ведь, как правило, соединяют в себе результаты теоретических исследований с практикой, опытом и являются для педагогов хорошим ориентиром. Но вот в новом учебном году ты переступил порог класса. А тут уже сидят другие люди — не те, что были в прошлом, может быть, и с образованием повыше ис запросами потребовательнее. Да и классы обновились: в них появились новые автомобили, электрифицированные стенды, киноустановка и другое оборудование, которого раньше не было. Следовательно, со старыми знаниями, с устоявшейся меркойв методике делать тебе здесь нечего, если не хочешь оскандалиться. Вот и задумывайся, ищи правильные подходы к сегодняшнему курсанту, умей с наибольшей эффективностью использовать новые средства обучения, будь гибче в методических приемах. Так, или приблизительно так, я объяснил коллеге то, что кроется за строкой моих социалистических обязательств о творческом применении принципов педагогики. Стоять на месте нам само время не позволяет. Нынешний год — год 30-летия Победы, завершения пятилетки, подготовки к XXV съезду КПСС предъявля-А. Г. Копылов за подготовкой к оче редному занятию . ет особый счет и нам, преподавателям, призванным формировать высокие качества юноши, будущего защитника Родины. Глубоко осознавая это, педагогический коллектив нашей автошколы активизировал методическую работу. Составлен ее годовой план, где все четко расписано — время, место, кто за что отвечает, какие темы разрабатывает. Хорошую зарядку мы получили на сборах перед началом учебного года: обменялись опытом, ознакомились с новой автомобильной техникой, прослушали цикл лекций. В течение всего года у нас регулярно проводится плановая учеба преподавателей. Большую пользу приносят взаимные посещения уроков. Опытных методистов в школе немало, у каждого есть чему поучиться. Я, например, всегда с большим удовлетворением бываю на занятиях, которые проводит В. М. Лаптев. Отличительное его качество — умение как-то по-особому детализировать предмет, научить курсанта докапываться до мельчайших подробностей в этом предмете. Уж на что трудно обычно дается ребятам электрооборудование автомобиля, а на уроках Лаптева этих трудностей курсанты вроде бы и не ощущают. Это оттого, что Василий