В обществах авто- и мотолюбителей«Целью общества является объединение широких масс трудящихся для повышения их знаний по дорожному движению и мастерства вождения автомототранопортных средств; организация автомототуризма и автомотоспорта среди членов общества и других занятий с ними во время их досуга, содействие улучшению организации дорожного движения и проведению мероприятий по охране природы...» Я позволил себе процитировать этот первый пункт из Устава общества, потому что в нем изложено то главное, ради чего это общество создано в Эстонии и ради чего организованы в других союзных республиках родственные ему по духу объединения автомотолюбителей. Устав утвержден 16 августа 1972 года. Сейчас самое время сказать о том, как «Аутом» справляется со своими задачами и какие трудности испытывает. Вероятно, это поможет организациям в других республиках выбрать правильный путь. Для начала несколько цифр, без которых трудно было бы представить масштаб работы. В 1974 году доходы составили около 300 тысяч рублей (три года назад сумма не превышала 10 тысяч). В нынешнем году ожидается увеличение до 500 тысяч рублей. Как видите, материальная база общества неуклонно укрепляется. Отмечая это, первый заместитель председателя «Аутома» Валдур Тамминг в беседе со мной подчеркнул, что растет и авторитет общества. Он завоевывается по крупицам, складывается из множества незаметных порой повседневных дел. Провело общество «праздник открытия сезона» — это «костяшка на счетах» в его пользу. Состоялось авторалли туристов, прошел слет, завершился автомотопоход по Эстонии или по дорогам братских республик — все это прибавляет «Аутому» весомости, привлекает к нему новых людей. И руководители общества не ищут каких-то замысловатых способов агитации. Они считают, что главное — клубная работа. Человеку должно быть интересно в клубе: сначала просто клубе, потом — своем клубе. Тут он может отдохнуть, встретиться с друзьями, посмотреть интересный фильм, послушать уважаемого деятеля, своего товарища. Если же человек по натуре активист и сам всячески помогает укреплению общества, участвует во всех его начинаниях — его от20мечают, поощряют. Дипломы, вымпелы, медали за победы в туристских, спортивных соревнованиях, награждение «Золотым значком «Аутом» за общественные заслуги — это стало нормой. И люди работают с душой, охотно. Есть и чисто практические меры поощрения. По ходатайству клубов «Аутом» местные исполкомы Советов ускоряют приобретение автомобилей. За победы в пятиэтапных «народных авторалли» мы предоставляем право на путевку для поездки за границу. Естественно, не все 15 клубов могут похвалиться одинаковыми успехами. Но если говорить о лучших — то это • пярнуский клуб (председатель Велло Лахтвее), пайдеский (председатель на общественных началах Арво Адальберт) и клуб в Таллине, которым руководит Вирве Кийса. Вот о работе таллинского клуба «Аутом» хочется рассказать чуть подробнее. Но прежде маленькое отступление. Сейчас в нашей республике сложилось такое положение, когда множество людей получило реальную возможность приобрести автомобили. Но получается удивительное несоответствие: иногда приобрести автомобиль проще, чем получить «права» водителя. Существующая сеть учебных организаций оказалась в довольно трудном положении. В сложившихся условиях «Аутом» взялся за создание учебной базы и стал открывать курсы авто- и мотолюбителей. При этом мы не собираемся противопоставлять себя другим учебным организациям, а берем направление на создание курсов в тех местах, где подготовка водителей-любителей полностью не обеспечена. Есть уже определенные результаты. В таллинском клубе, например, в прошлом году подготовлено более 400 человек. По заключению экзаменационной комиссии ГАИ, обучение автолюбителей и мотоциклистов ведется на хорошем уровне. Сейчас в клубе занимается шесть групп по 30 человек в каждой. Практическое вождение отрабатывается на автомобилях ГАЗ — 5 1 , «Москвич—408» и «Волга» Г АЗ — 2 1 . Классы оборудованы всем необходимым. Опытных преподавателей «Аутому» тоже не занимать. Основная трудность заключается в нехватке учебных автомобилей. На всю Эстонию общество имеет лишь 12 легковых и 32 грузовых машины. Этого крайне мало. Как минимум, ему нужно еще хотя бы 30—35 легковых автомобилей. Это тем более необходимо, что сдача экзаменов на «права» в индивидуальном порядке в нашей республике с 1973 года запрещена. Получить удостоверение на право управления автомобилем можно только после окончания курсов. В связи с этим «Аутому», как и другим организациям и ведомствам, занимающимся обучением авто- и мотолюбителей, предстоит расширить материальнотехническую базу и курсовую сеть. Однако вернемся в сегодняшний день. Закончил человек наши курсы, получил «права». Но и окончание курсов и экзамены в Госавтоинспекции — еще далеко не все. Скорее, это только начало. Новоиспеченного водителя направляют в соответствующую секцию клуба, где он может совершенствовать мастерство на соревнованиях по фигурному вождению, в туристскихралли. Встречи с инженерами, известными спортсменами, руководящими работниками ГАИ вводят «аутомца» в курс всего, что его может интересовать. Так, заслуженный мастер спорта У но Аава прочел лекцию «Ралли у нас и за рубежом», кандидат технических наук Ууве Соодла рассказал о развитии автомобилестроения, начальник таллинской городской автоинспекции Вальтер Соо проанализировал случаи дорожных происшествий в городе. Этот перечень можно было бы продолжить. Такие встречи в клубе проходят еженедельно, по заранее разработанному плану. В составлении планов участвуют все секции клуба — спортивная, обучения, техническая, безопасности движения, учета, рекламы и пропаганды. Однако совет общества считает, что ограничиваться клубной работой было бы неверно. Общество должно заниматься хозрасчетной деятельностью, как это записано в его уставе. Без этого оно никогда не сможет создать прочную материальную основу. В самом деле, можно ли рассчитывать только на членские взносы? Конечно, нет. Эта сумма невелика. Ведь в отличие от других республик вступительный взнос в «Аутом» составляет 2 рубля, а годовой членский — 3 рубля независимо от вида транспортного средства. А вот подготовка водителей только за прошлый год принесла нам доход в 180 тысяч рублей. Кроме того, хорошие поступления имеет «Аутом» от издательской и рекламной деятельности. Каждые наши соревнования сопровождаются широкой продажей программ. В программах, помимо сведений, касающихся истории и правил проведения соревнований, сведений об их участниках, мы публикуем объявления — рекламу. Это себя оправдывает. Наконец, «Аутом» имеет' собственную, небольшую пока, мастерскую, где изготовляются вымпелы, значки, наклейки и т. п. В дальнейшем общество намерено Есячески расширять деятельность в этом направлении. С 1975 года оно начнет строить свои кемпинги. Дальний прицел — иметь их в каждом районе. В планах общества и строительство клубов — центров, которые объединили бы в комплексе учебные классы, гаражи, кемпинги и платные стоянки. Однако глубоко ошибаются те владельцы автомобилей и мотоциклов, которые полагают, что общество создано только для того, чтобы максимально облегчить их жизнь. Главная его задача, касающаяся безопасности движения, четко сформулирована в уставе, повторена в начале этой статьи. Ее выполнение — дело государственной важности. Учитывая это, Совет Министров Эстонской ССР принял постановление, в соответствии с которым с 1975 года все владельцы личного транспорта обязаны ежегодно сдавать своего рода экзамен — по техминимуму. Это делается в интересах здоровья и безопасности тысяч людей, и в том числе самих водителей. Перед сдачей экзамена водитель сможет пройти краткосрочные курсы при клубе «Аутом». Сейчас разработано несколько вариантов программ. Какой из них наиболее удачен — покажет практика. Энно ПОЛДРЕ, сотрудник газеты «Вечерний Таллин»