ЛИТЕРАТУРА ПО КАРБЮРАТОРАМСПРАВОЧНАЯ«Я очень интересуюсь устройством и работой карбюраторов. Посоветуйте, к акую можно прочесть литературу, кроме книг, описывающих узлы какой-либо конкретной модели автомобиля или мотоцикла», — просит нас студент из Риги Л . Либертс. Самым последним изданием на интерес ующую Л. Либертса тему является книга Д. А. Р убцаи О. К. Шухова «Системы питания автомобильных карбюраторных двигателей» («Транспорт». Москва, 1974), где нарядуспринципами работы и устройством приборов освещены вопросы их контроля , р егулировкии ремонта. Наиболее полным пособием может служ итькнига В. И. Грибанова и В. А. Орлова « К арбюраторы двигателей внутреннего сгорания» («Машиностроение», Ленинград, 1967). Она содержит помимо описанияпринципов действия всех систем карбюратора главы с анализом конс трукцийразличныхкарбюраторов , отечественных изарубежных . Несколько страницв ней посвящены вопросам их регулировки на гоночных двигателях . Можем назватьтакже книгу Н. Г. Блейз а «Автомобильные карбюраторы , бензонасосы ифильтры » (Воениздат, Москва, 1967). Специфическим конструкциям посвящ ена работа И. С. Горбачева и И. И. Сойф ера « К арбюраторы мотоциклетного типа» («Машиностроение», Ленинград. 1972).ПОСОБИЯ ГОТОВЯТСЯ«Известно, что в ряде случаев набор диапозитивов по той или иной теме удобнее для преподавания, чем диафильм на пленке. Выпускает ли кто-нибудь такие учебные пособия по Правилам дорожного движения?» — спрашивает С. Коноплев из Томска. Мы выяснили, что такие пособия готовятся в Эстонии. Вот что сообщил редакции начальник спортивно-технического клуба «Ярваканди» Д. Звинев. В этом году по инициативе ЦК ДОСААФ Эстонской ССР наш спортивно-технический клуб взялсяза изготовление учебных комплектов цветных диапозитивов по курсу «Правила дорожного движения » . Уже утверждены ГАИ МВД СССР и готовы кпроизводствудиапозитивы по темам «Дорожная разметка (ГОСТ 13508—74)» и «Предупреждающие дорожные знаки». А всего втечение года будет выпущено 15 комплектов — по всем основным раздел амПравил дорожного движения . Орие нтировочная цена одного комплекта (с методическим материалом) — 2 рубля. З аказынаправлять по адресу: 203504, Эст онская ССР, Я рваканди , СТК «Ярваканди».РУЛЬ МОТОЦИКЛАМногие читатели спрашивают, разрешается ли заменять обычный руль дорожного мотоцикла другим — самодельным или от спортивной машины. Отвечает сотрудник ГАИ МВД СССР инженер С. Дмитриев. Р уль мотоцикла, точнее его форма . ш иринаи высота относительно сиденья, обусловливают посадку водителя и удобство управления . Поскольку изготовляем ыезаводами рули рассчитаны на челов ека «усредненного» и не регулируются по высоте, то могут оказаться не очень подходящими для водителей высокого или малого роста. Кроме того, ф ормаиширинарулявыбранытак , чтобы обеспечить удобства при эксплуатации мот оциклав каких-то средних условиях, в основном на хороших дорогах. Если же мотоциклисту приходится больше ездить по сельским дорогам — грунтовым, проселочным, то ему легче управлять машиной посредством более широкого руля —ОБЗАЖИГАНИИбольше плечо рычага, м еньше усилие, п рилагаемоек нему. С удобством управлениясвязана безо пасностьдвижения , . поэтому Управление ГАИ МВД СССР сочло возможным разрешитьустанавливать на мотоциклы рули незаводского изготовления, обязав при этом соблюдать следующие требования: м атериал — с тальная цельнотянутая труба диаметром 24 мм для тяжел ых мотоциклов и 22 мм для других мотоциклов, с толщиной стенки 2 мм; ш ирина руля (по концам рукояток) — не более 800 мм; высота (расстояние) от середины рукоятки руля до передней кромки седла по вертикали — 260280 мм; р асстояние от середины рукоятки руля до передней кромки седла по горизонтали (в плоскости продольной оси мотоцикла) — 320 — 350 мм; допускается перемычка между плечами руля. Выполнение этих требований обеспечивает удобную посадку водителя любого роста и одновременно исключает применение рулей, и зготавливаемых некоторыми горе-мотолюбителями с целью обратить на себя внимание вычурной. обычно неудобной и опасной посадкой. Р азумеется , к рулю должны быть прив арены (или надежно соединены с ним другим способом) к ронштейныкреплениярычаговуправления . При установке руля необходимо обеспечить надежную прокладку тросов управленияи электрич еских проводов, т ак чтобы изменение формыиразмеров руля не привело к помехам в их функционировании .Многие автолюбители обращаютсяв редакцию с просьбой подробнее рассказать о различных системах электронногозажигания , достоинствах инедостатках тех или иных его систем, б есконтактныхраспределителяхи вообще опреимуществах , которые даетприменениеэлектронной системы. Их интересуетилитература по этому вопросу. П реимущества электронного зажигания обычно преувеличиваются владельцами автомобилей. Отмечаемые его достоинства сказываются , к акправило , л ишь при сильноизношенном или неотрегулир ованномдвигателе или распределителе , р азряженномаккумуляторе , плохих свечах. Главные жеибесспорныепреимуще ­ ства — у величение долговечности конт актовпрерывателяи некоторое снижение величины потребляемого при искрообразовании тока, — к ак правило, не окупают сложности и стоимости элект ронных систем. Поэтому сегодня очень ограниченный круг автозаводов ставит на свою серийнуюпродукцию такое заж игание . О разных системах электронного зажигания , о бесконтактном прерывателе журнал рассказывал в статьях: «Электронное сердце автомобиля» (1966. № 3, стр. 10 —11), «Все «за» т иристора » (1967, № 4, стр. 16 — 18). «Электронное заж игание » (1973, № 1, стр. 14—18), «Беск онтактноезажигание » (1974, № 1, стр. 14 —15), «Еще раз об электронном зажигании» (1974, № 4, стр. 10 — 12). Есть и специальная литература: М. М оргулеви Е. С онин . «Полуп роводниковые системы зажигания » , изд. «Энергия», Москва. 1972; Г. Глезер, И. О парин , Э. X ейма н. «Электронные системызажигания автомобилей», изд. «Машиностроение», Москва, 1967; С. Б анников . «Электрооборудование автомобилей», глава 8, стр. 193 — 222, изд. «Транспорт», Москва, 1970; А. С инель ­ ников. «Электроника в автомобиле», изд. «Энергия», Москва, 1969; Ю. Б оров ­ с ких . «Электрооборудование автомобилей», глава 5, стр. 95 — 99. изд. «Транспорт». Москва, 1971.ИЖЕВСКИЕ МОТОЦИКЛЫНам пишет В. Сапрыкин из Магнитогорска: «Будучи давним приверж енцемижевских мотоциклов, хотел бы увидеть на страницах журналакраткий перечень ихарактеристики всех дорожных моделей этого завода с уназанием времени их выпусна». На эту просьбу отвечает таблица.МодельЧисло и рабочий объем (см 3 ) цилиндровМощность л. с.Число об/минСобСкоЧисственрость, ло пеный км/ редач вес, час кг 3334444444444Годы выпускаИЖ—7 ИЖ-8 ИЖ —9 ИЖ —350 ИЖ —49 ИЖ —56 «ИЖ—Планета» «ИЖ—Юпитер» «ИЖ—Планета-2» «ИЖ —Юпитер-2» «ИЖ —Планета-3» «ИЖ—Юпитер-3» «ИЖПланетаспорт»1—293 1 — 293 1—293 1—346 1—346 1—346 1—346 2 — 347 1 — 346 2—347 1 — 346 2—347 1—3406,5 89 11,5 11,5 13 13 18 15,5 18 18 25 303250 3800 3800 4000 4000 4500 4500 5100 4800 5300 5200 6000 5600119 135 135 145 150 158 158 160 155 160 155 158 14085 90 100 90 90 100 100 110 105 110 НО 120 1401933 — 1938 1938 — 1940 1940—1941 1946 — 1951 1951 — 1958 1956 — 1962 1962 — 1966 1961 — 1966 1966 — 1971 1966 — 1971 с 1971 с 1971 с 197421