32
33
ИЗ СЕМЬИ СЕРИЙНЫХАвтомобили на спартакиадеМиллионы людей интересуются сегодня автомобильным спортом. Одни не упускают случая побывать на соревнованиях раллистов, кольцевинов, на кроссовых и картинговых трассах, другие следят за спортивными событиями по газетным и журнальным публикациям. У моторных видов спорта свой зритель — люди, которым близка техника, и в наш «автомобильный» век отряд их стремительно растет. Красноречивая цифра: кольцевые гонки в Таллине, Риге собирают уже не тысячи — десятки, а то и сотни тысяч зрителей. Это не просто болельщики. Среди них многие сами сидят за рулем и не прочь помериться мастерством с другими водителями.Такому зрителю нужно знать все — каким образом достигается увеличение мощности двигателя, надежность узлов и систем машины, чем отличается автомобиль, участвующий в соревнованиях, от своих серийных собратьев. В канун финальных стартов VI летней Спартакиады народов СССР, в программу которой включены соревнования по автомобильному спорту — картингу, кроссу, ралли, кольцевым гонкам и многоборью, сделаем заочную экскурсию по закрытым паркам, где стоят готовые к стартам машины, и поближе познакомимся с ними. Оговоримся сразу: нас будут интересовать только те, на которых оспариваются звания чемпионов и призеров летней Спартакиады. Другие автомобили — гоночные стреловидной формы, специально подготовленные (для ралли и «кольца») и имеющие значительные усовершенствования по сравнению с серийными, а также карты классов 100 и 125 см 1с импортными двигателями и без коробки передач оставим пока в стороне: они хотя и стоят тоже в парне, но предназначены для других целей: чемпионатов страны, не входящих в программу Спартакиады, или для международных соревнований. Общее для всех спартаниадных автомобилей в том, что они мало отличаются от обычных серийных моделей ив их нонструнции (в соответствии с техническими требованиями) немного переделок. В этом довольно жестком ограничении определенный смысл. Любые спартакиадные соревнования призваны привлечь на старты как можно больше участников, для их выступления надо создать максимально равные условия. По этой причине не включены в программу Спартакиады состязания на гоночных автомобилях; они есть пока даже не во всех союзных республинах. Не всюду имеются условия и для подготовки специальных (то есть отвечающих требованиям группы 2) раллийных машин, в конструкцию которых разрешается вносить серьезные изменения. И тем не менее, готовя к спартаниадным соревнованиям серийную машину, каждый гонщик со своим механиком проделывают очень большую работу. Четыре цели ставят они перед собой — максимально использовать мощность двигателя, сделать автомобиль удобнее в управлении, надежнее и безопаснее. Средства для достижения этих целей у РАЛЛИСТОВ И «КОЛЬЦЕВИКОВ» практически одинаковые. Ведь в обоих соревнованиях представлены одни и те же автомобили. Все они объединены в группу 1 — серийные с годовым выпуском не менее 5000 экземпляров — и, в свою очередь, делятся на 3 три класса: VII (свыше 1150 и до 1300 см ) — туда входят главным образом машины ВАЗ — 2101, а также ВАЗ —21011 и ЗАЗ —968; VIII (свыше 1300 и до 1600 см') —«Москвич —412», ИЖ —412 и ВАЗ —2103; X (свыше 2000 и до 2500 смЗ) — «Волга» ГАЗ —24 и ГАЗ — 2 1 . Участников в каждом нлассе ждут медали чемпионата СССР и жетоны Спартакиады. Прежде всего познакомимся с автомобилями для РАЛЛИ. Если внимательно обследовать двигатели, то, как правило, убеждаешься, что жиклеры карбюратора заменены (но их посадочные места обязательно сохранены). Это дает возможность обеспечить наиболее выгодные состав и сгорание рабочей смеси для условий данных соревнований. Помимо того, гонщик подбирает свечи, соответствующие по тепловой характеристике напряженному режиму работы двигателя, устанавливает наиболее надежные приборы зажигания. Тщательное выполнение этих работ часто дает без всякой дополнительной форсировки двигателя увеличение его мощности до 10 процентов по сравнению с номинальной. Существенное внимание гонщики уделяют правильной установке двигателя. Он должен сохранять продольный наклон, так как в соответствии с ним подобрано положение патрубка впускного трубопровода, с которым связан карбюратор. Тщательно проверяют пределы свободного колебания двигателя под действием реактивного момента, гарантирующие его от соприкосновения с какими-либо частями моторного отсека и рычагами системы управления. Спереди автомобиля, возле буксирных проушин виден стальной (или титановый) лист, уходящий под днище. Он служит дополнительной защитой картера двигателя от возможных повреждений при случайном наезде на выступающие предметы. Эта защита особенно важна на автомобиле «Москвич — 412», у двигателя которого картер из алюминиевого сплава. Некоторые гонщики вносят также изменения в трансмиссию, устанавливая главную передачу с другим передаточным числом, но это разрешается только в пределах модификаций данной модели. Под модификациями подразумеваются автомобили, выпускаемые на базе одного шасси с разными кузовами, например «Москвич — 412» и «Москвич—427» (универсал). У первого из них передаточное число главной передачи 4,22, а у второго — 4,55. Конечно, такая замена главной передачи целесообразна только для некоторых автомобильных ралли с тяжелой трассой, где нужно повышенное усилие на задних колесах. Большую часть подготовки машины к ралли занимает проверка ходовой части. Водитель должен быть уверенным в ее прочности, надежности креплений, правильном расположении переднего и заднего мостов относительно несущего кузова автомобиля. Учитывая это, гонщини прежде всего обеспечивают полную симметричность установни рессор (или пруж ин подвески); ее нарушение вызывает перекос моста относительно продольной оси автомобиля. Известно, что хорошая устойчивость машины зависит в немалой мере от работы амортизаторов, на ноторые в условиях высокоскоростного режима приходятся большие нагрузки. Если трасса очень сложная, то амортизаторы заменяют более жесткими, сохраняя при этом согласно техническим требованиям их число и первоначальный способ крепления. Теперь о нолесах. На раллийных автомобилях разрешается устанавливать шины любого типа и марки, но при условии, что они смонтированы на ободах и дисках, выпускаемых заводом-изготовителем. Ш ины гонщики выбирают с повышенной боковой жесткостью: у них меньше боковой увод, что способствует устойчивости автомобиля. В этом смысле шины с большим отношением ширины профиля к его высоте дают лучшие результаты. Конечно, каждый гонщик тщательно проверяет рулевое управление (выдерживая все заданные люфты), тормозную систему. Как правило,тормозные трубопроводы дополнительно защищают от нар ужных повреждений. Главное внешнее отличие раллийного автомобиля от серийного — дополнительные фары. Число их всегда четное и не более шести (только у ВАЗ — 2103 может быть восемь). Снаружи автомобиля и внутри салона легко заметить оборудование, обеспечивающее безопасность. Это обязательно два зеркала заднего вида, прикрепленные, нан правило, н передним дверцам, огнетушитель, ремни безопасности для гонщика и штурмана и, конечно, специальный каркас. Он состоит из двух дуг, установленных за передними сиденьями, и одной прилегающей к стойкам ветрового стекла. Все дуги соединяются между собой продольными трубами, дополнительно усиленными боковыми подкосами Фото Б. Раснина. В. Хватова и В. Ш иршоваи диагональной связкой. Основные дуги проходят возможно близко ккрыше кузова. Тогда, если автомобиль перевернется, будет меньше внешних повреждений. У раллийного автомобиля значительно отличается приборная панель. Для ориентировки во время движения устанавливаются твинмастер и спидпилот. Твинмастер показывает пройденный путь — общий и на отдельных участках . У спидпилота на одной шкале устанавливается заданная скорость, а на другой стрелка показывает минуты опоздания или опер ежения графика. Рабочее место штур ­ мана включает лампочку на гибком креплении для работы в темное время. В большей части все сказанное относится ик автомобилям для КОЛЬЦЕВЫХ ГОНОК. На них только не устанавливают дополнительные фары, к артер не защи ­ щается от повреждений (в этом нет необходимости, т аккак соревнования проводятся днем и на отличных асфальтовых или бетонных трассах), и, к ак правило, снимают колпаки колес. Не нужны здесь иштурманские приборы. Разнообразные автомобили встретим мы в закрытом парке соревнований по КРОССУ. В I нлассе (до 1,5 т) объединены ГАЗ — 6 9 , У АЗ — 4 52иУАЗ — 4 69 , во II (свыше 1,5 и до 2,5 т) представлен только ГАЗ — 5 1 , в III (свыше 2,5 и до 4 т) совместно участвуют ЗИЛ — 1 64и ГАЗ — 5 3 и, наконец, в IV классе (свыше 4и до 6 т) в одиночестве ЗИЛ — 1 30 . Для каждого класса приготовлен свой комплект медалей. Автомобили подвергают некоторым конструктивным переделкам. Объясняется это тем, что вдвижении по трудным кроссовым трассам машине не обойтись без специального оборудования, повыш ающего ее надежность и проходимость. Готовя двигатели, г онщини снимают или заменяют воздушный фильтр, устанавливают дополнительные водяные радиаторы и расширительные бачки, масляные радиаторы, удаляют жалюзи , изменяют число лопастей вентилятора — все это направлено на то, чтобы приспособить двигатель к условиям работы снапряжен ­ ным тепловым режимом . Естественны также работы, повышающие надежность ходовой части. Здесь уп ­ рочняют сварочные швы икрепежные соединения, а также устанавливают дополнительные усилители (угольники, косынки и т. п.) в отдельных местах передней подвески и заднего моста, но при этом сохраняют исходные детали иих конфигурацию. Часто на автомобилях применяют шины повышенной проходимости, цепи на колесах и различные самовытаскиватели. На кроссовых машинах , к ак на раллийных и кольцевых, т акже имеется предохранительная дуга (но снаружи ) , з ащи ­ щ ающаякабину от повреждений. Она закреплена в • передней части платформы и имеет распоркисжестким креплением. В спартаниадных соревнованиях по КАРТИНГУ взрослые спортсмены будут выступать 3 на микроавтомобилях классов II (125 3см с коробкой передач) и IV (175 см с коробкой передач), а юноши — в классах II иV (50 смЗ). Все машины , кроме 50-кубовой, имеют серийные двухтактные одноцилиндровые мотоциклетные двигатели отечественного производства с воздушным охлаждением . Приборы зажиганияи карбюраторы применяются любого типа . Л ишь для 50-кубового карта установлено ограничение: карбюратор с диффузором диаметром не более 22 мм. К артуприсуще все, что обеспечивает безопасность гонщика . Прежде всего, это специальная платформа с окаймлением, не дающим соскальзывать ногам спортсмена, щитки, закрывающие детали трансмиссий, сиденье со спинкой, не позволяющее гонщику смещаться на поворотах. И наконец , автомобили для МНОГОБОРЬЯ — ГАЗ — 5 1и «Волга» ГАЗ — 2 4 . Они ничем не отличаются от серийных и не имеют специального оборудования. И сключение составляет прибор, п рикреп ­ ленный возле ветрового стекла и соединенный трубкойс карбюратором. Этот прибор позволяет быстро определить количество топлива, израсходованного при прохождении дистанции. Кроме экономичного вождения в программу многоборья входят «фигурна», стрельба и гранатометание. Вот главное из того, что интересно знать любителю спорта об автомобилях, у частвующихв Спартакиаде. А. С АБИНИН , председатель технической комиссии ФАС СССР