Ш аги пятилеткиВладимир Иванов и другиеО тех, кто прошел досаафовскую и армейскую школу и сегодня строит БАМОколо месяца пробыл явкоманди ­ ровке на западномучастке БайкалоА мурской магистрали, перезнакомился со многимистроителями — л есорубамии плотниками, вальщиками и слесарями, бульдозеристами и экскаваторщиками. Замечательный народ ! С кромныйитру ­ долюбивый. С утра довечераребятару ­ бят просеку , благоустраивают поселки — Звездный иМагистральный , — выросш иевприбайкальской тайге. Но, п ожа ­ луй, с амоеяркое впечатление оставили осебе водители автомобилей и транспортеров. Вспоминаю, к ак ехал из Усть-Кута вЗвездный . Л учше было бы, к онечно , воспользоваться вертолетом . О днакопого ­ да испортилась, рейсы отменили . З аме ­ ститель начальника управления « А нгаро строй» по строительству БАМа Илья Яковлевич Борзилов сказал : — А знаете что? Д авайтеяотправлю вас по зимнику . Его только-только проложили тогда через тайгу. М ороз схватил землю , и ма ­ шины пошли по узкойпросеке , настолько узкой , что местамитрудно разъехаться встречным автомобилям , п риходится пятиться поройметров сто, а то и больш е , п ока не покажется долгожданный «карманчик». Выехали мы сВладимиром Ивановым в три часа дня, в Звездный прибыли в десять вечера. А ведь и расстояние, к а ­ залось бы, всего ничего — к илометровсорок . Такая вот трудная трасса. З ИЛ — 1 57 то полз, н атруженно урча, то разбегал ­ ся. В начале длинногоподъема увидели застрявший автомобиль сприцепом , г ру ­ ж енныйдосками . Взяли на буксир . К и ­ л ометрподъема занял у нас больше часа. С темнело , повалил снег. Ревели мо ­ торы. И ветки-то под колесая бросал, и ру ­ к ами упирался взадний борт. О горчал ­ ся, к огда колеса, дымясь, крутились вхолостую, и радовался, чувствуя, что ма ­ шины стронулись с места. Н о вот подъе мнаконец - т о окончился. Владимир выт ер со лба пот, после чего устало вылез из кабины, скрутил иположилвкузов стальной трос. П оехали дальше. Подать рукувбеде — н ормаповеде ­ ния советского человека. Всюду. На стройке века она ощущаетсяособенно . В ладимир Иванов — н аглядноетомуподтверждение . С ошкольной скамьи увл екаетсяспортом — бег, стрельба. Л ю ­ бит мотоспорт . В своей родной Вязьме на Смоленщинезакончилавтомотоклуб ДОСААФ. В армии служил водителем автомобиля. Уволившись в запас, п ри ­ ехал в Восточную Сибирь, строил же ­ 2 лезную дорогу Хребтовая—Усть-Илимская. В сентябре прибыл вЗвездный . Размах тут, конечно, не тот, что на прежнейстройке . Большой размах , что тами говорить. Д орога - т о вон какая буд ет — на три тысячи триста километ ­ ров, ш утка ли. С колькогрузовпредсто ­ ит перебросить для стройки ! И Владим ирстемнадотемна за рулем , д елаетвкороткийдекабрьский день порой два рейса. Встретилась нам на зимникемашина . Остановился Владимир. Остановился и тот шофер . — К ак дела, старик? — п оинтересо ­ вался Иванов. — Д ышим ! — был ответ. — Бывай здоров .д ома возводил — о дни из щитов, д ру ­ гие из бревен , р азбивал палатки, рыл траншеи для теплотрассы. Б лижекосе ­ ни получил новый автомобиль. Тот жепримерно путь прошелиАнатолий . О ба ни свет ни заряуже на ногах, хлопочут вокругмашин . Если делают два рейса — в озвращаются чуть ли не в полночь, у жинаюти быстро разбирают постели. С пяткак убитые. Вот ведь какаяштука — пять дней жилвЗвездном , а хозяев квартиры так почти ине видел. Т ольковвоскресеньеи удалось поговорить. О баводин голос ругаютбеспорядки — ну что это такое :~' " : . • - .••."•-. . - ; - . ,— Того же и тебе.Вот и весь разговор . П оехаликаждый своей дорогой . Я спросил Владимира, что за встречный. О н назвал фамилию , имя. Оказывается, это Василий Еремеев. Приехал вЗвездныйещевфеврале . Х отя — стоп! — к акжеможно так говорить — в Звездный... Тогда этогопоселка не было ивпомине . П ростонеподалеку от того места, г де сливаются таежныеречкиНияи Таюра, стояла бревенчатая изба — с тароезимовье . Так вначале ижилиме ­ ханизаторы. В февралепрорубилизим ­ ник. Д вижениедоверили открыть Ере ­ м ееву . П очемуименно ему? О пытный водитель, п рошелдосаафовскуюиармей ­ с куюшколу . Н е подведет. Т акие были соображения. И Василий не подвел, связал опорный пункт западного участка магистрали , старинный город Усть-Кут, с тем местом, г девскоредолжен был вырасти посе ­ л окЗвездный . К огдамашина прибыла, «землепроходца» не подбрасывали в воздух, г ромкихречей не говорили. С просили , г детрудные участки, г депо ­ легче, г де поставить трактора , чтобы вытягивать автомобили , если застрянут. П ошлис тех поргрузовики — и води ­ ночку, и целыми колоннами. Зимнюю дорогу надо было очистить от завалов на обочинах, чтобы можно разъехаться, Ну, а это дело , д умается , в ремени : на полотне работаютбульдозеры . В Звездномменяопределили на квар ­ тиру, к оторуюзанималишоферы Владимир Корпачев и Анатолий Обухов. П оз ­ накомились. О баещедо призыва вар ­ м ию научились управлять автомобилем , с лужиливодителями , с ержанты запаса. В последнее время Корпачев работал вЛе ­ н инск - К узнецке . П риехалсюдав начале прошлого года. И чего только не при ­ ходилось поначалу делать! Лес валил,в ечером на складе нет дежурнойсме ­ ны, п риходитсясамимвручнуюразгру ­ жать машины , г орячую воду вкотельной надо чуть ли не вымаливать: своей водо ­ г рейки нет. Понятно, конечно: дело только разворачивается . Н о все равно, н ечего молчать. А завтра какразпроф ­ союзное собрание. Т акие они, эти ребятас автобазы — б еспокойные , б олеют за общеедело . Организована в Звездном и механизир ованная колонна. П рисвоенейномер — 132. М ногиемолодыелюди , о ткликнув ­ ш иеся на призыв XVII съезда комсомола , сели вЗвездном за руль иуже всем до ­ казали, что не зрядоверили им ценную технику. В споминаюбеседусНиколаем Копелевым. В городе Юрге Кемеровс кой области закончил пять лет назадавтомотоклуб . Д ва года служилвармии . Потом строил канал вСаратовскойоб ­ ласти. В начале мая прибыл скомсо - мольским отрядом в Звездный. Прорубал просеку, возводил дома. В сентябре перевели в колонну. Сели за руль и другие посланцы съезда — Владимир Антонов, Александр Глинский, Николай Литвинов, Анатолий Домрачев, Жора Губаев. На отсыпке полотна железной дороги все они изо дня в день перевыполняют нормы. Один за другим выползают самосвалы из карьера и берут курс в тайгу. Заметно растет, удлиняясь, насыпь. И опять-таки большое спасибо надо сказать тут в адрес ДОСААФ , где все эти парни учились управлять машинами. АнОдно время в Магистральном у всех на устах было имя Валерия Голомарева. Выпустили о нем «молнию». Какой подвиг совершил он? А вот какой. Голомарев получил задание разведать путь на реку Улькан, определить место для нового поселка. Вчетвером отправились на бронетранспортере — Валерий, руководитель экспедиции Юрий Крысько, лесоруб Владимир Андросенко и местный житель Георгий Антипин как проводник. Шли через топи и болота, через реки и буреломы. Вязли, карабкались, снова вязли и опять выползали на твердую почву, чтобы ехать дальше. Когда стемнело, упавшее дерево протаранило лобовое стекло — осколки так и брызнули во все стороны. Д ругую злую шутку сыграла бурливая речка. Развернула транспортер и понесла, вот-вот перевернется. И натерпелись же страху, чего уж таить. Однако Валерий молодец, не растерялся, до крови закусил губы, шуруя рычагами. В последний момент удалось завести мотор, гусеницы заскребли по галечному дну. Вынесли-таки лошадиные силы, заключенные в стальном сердце транспортера. Были в тайге и другие происшествия — встретили, например, медведя. Он встал на задние лапы и, рявкнув, двинулся вперед. Не давить же косолапого, пришлось свернуть в сторону, уступить дорогу... На другой день выбрали место для поселка и благополучно вернулись домой. Молодежь на стройке века рвется к технике, зная, что она — главная сила на магистрали. Одни хотят повысить квалификацию. Другие — приобрести техническую специальность. Кто раздует искорки, не даст им угаснуть? Многое в этом могут сделать первичные организации оборонного Общества, созданные недавно в подразделениях БАМа. Вспоминаю разговор с Александром Бондарем, председателем комитета ДОСААФ строительно-монтажного поезда № 266, находящегося в Звездном. Так вот, Александр поделился такими мыслями. Комитет решил создать курсы мотоциклистов и шоферов. УстьКутский городской комитет ДОСААФ , которому подчиняется первичная организация, уже подобрал наглядные пособия. Руководители автобазы и механик зированной колонны обещают выделить для обучения практической езде автомобили, приобрести учебные мотоциклы. — В будущем думаем создать в Звездном спортивно-технический клуб,— так закончил Александр Бондарь. То же самое решили сделать активисты, работающие в Магистральном. Хорошо, если не останется в стороне от добрых дел Иркутский обком ДОСААФ . Эффективную помощь могли бы оказать молодым оборонным коллективам автошколы, СТК Иркутска и других городов области. Помочь на месте подобрать преподавателей и инструкторов, обеспечить курсы программами, пособиями, учебниками, оборудовать как следует классы. Все мы с гордостью называем Байкало-Амурскую магистраль стройкой века. Нелегко проложить рельсы на тысячи верст. И прежде чем застучат на стыках колеса, в тайге зарокочут еще многие сотни автомобильных двигателей и сколько молодых людей сядут за руль! В. СОРОКИН Иркутская область, Звездный — Магистральныйна строительстве магистрали.Байкало-АмурскойРепродукции с картин (темпера) народного художника РСФСР М. И. Самсонова, участника юбилейной выставки студии им. Грекова.тонов закончил автомотоклуб в Кузнецке Пензенской области, Глинский — в Кольчугино Владимирской области, Литвинов — в Талды-Кургане, Домрачев — в Йошкар-Оле, Губаев — в Гори. Все они ив армии водили автомобили, транспортеры. И в другом молодом поселке — Магистральном встречался с шоферами. К примеру, Анатолий Филатов. Приехал на БАМ из Стерлитамака Башкирской АССР. Там закончил курсы шоферов, туда вернулся с армейской службы. Женился. Растут дочь и сын. Нравится ребятишкам на новом месте. Да и родителям тоже. Вот и все интервью, которое я взял у Анатолия во время рейса из карьера до зимнего поселка. Позже справился о нем у начальника автоколонны. — Филатов? — переспросил он. — Хороший шофер!1*.