МОТОКРОССЧ емпионатмиравклассе 250 см разыгрываетсявтринадцатыйраз . В нын ешнем году он включает 12 этапов по два заездавкаждом . З ачетными , к акивпрошлом году, я вляются 12 заездовиз 24. К первенствузаводы подготовили дов ольно много технических новинок. Гидр опневматическаяподвеска сегодня прим еняется не только на машинах43 , но и на «Ямахе» и «Хускварне», п ричем на последних двух она использована не толькодля заднего колеса , но идля пер еднего . Ход переднейвилкиу «Ямахи» с оставляет 220 мм. З авод «Манко» предс тавилновый мотор сотлитым из элект ронакартеромипятиступенчатой кор обкойпередач , а КТМ оснастил свои 42с ильныемотоциклыколесами из магниевого сплава . И нтереснуюновинку подгот овилзавод «Пух». С тремясьпревзойти по мощностным показателям машины конкурентов («Хускварна» и «Ямаха» с лепестковымиклапанами ) , он пошелна применение двух карбюраторов. Н ачалопервенстваоказалось не совсем удачным . На первом этапе не выступал из-за травмы , п олученнойв одном из весенних кроссов, прошлогодний чемпион Геннадий Моисеев. П ервыепятьэтапов стали своеобразной пристрелкой , п роверкойновых конс трукций , к оторыедевять заводов, учас твующихвчемпионате , н амерены полн остью довести ко второйчетверти первенства. I этап (Испания). 1-й заезд : 1. X. Анд ерссон (Швеция), «Ямаха»; 2. Г. Эвертс (Бельгия), «Пух»; 3. В. Б ауэр (ФРГ), «Сузуки»; 4. С. ГебеЙерс (Бельгия), «Хускварна»; 5. Я. Ф альта (ЧССР), 4 3 ; 6. К. Вехконен (Финляндия), «Хускварна»; 7. Е. Р ыбальченко (СССР), 4 3 . 2-й заезд : 1. А. Вайль (ФРГ). «Майко»; 2. Б ауэр ; 3. Эвертс; 4. Т. Ханссен (Швеция), «Кавас аки » ; 5. Г. М айш (ФРГ), «Майко»; 6. У. Палм (Швеция), «Хускварна». II этап (Австрия). 1-й заезд : 1. Фальта; 2. Ж. Р обер (Бельгия), «Сузуки»; 3. Эвертс; 4. О. Х амершмид (ЧССР), 4 3 ; 5. Б ауэр ; 6. Д. Померой (США), « Б ультако » . 2-й заезд : 1. Фальта; 2. Б ауэр ; 3. Робер; 4. Майш; 5. Померой; 6. Х амершмид . III этап (Бельгия). 1-й заезд : 1. Померой; 2. ВаЙль; 3. Велки; 4, Б ауэр ; 5. Эвертс; 6. Робер... 10. Р ыбальченко . 2-й заезд : 1. Андерссон; 2. Майш; 3. Б ауэр ; 4. Померой; 5. Вайль; 6. Палм; 7. Р ыбаль ­ ченко. IV этап (ЧССР). 1-й заезд : 1. 3. Велки (ЧССР), 4 3 ; 2. М. Халм (ЧССР), 4 3 ; 3. Робер; 4. Б ауэр ; 5. Вайль; 6. Майш... 8. Рыб альченко . 2-й заезд : 1. Фальта; 2. Б ауэр ; 3. Майш; 4. Халм; 5. Хамершмид; 6. Померой. V этап (ПНР). 1-й заезд : 1. Эвертс; 2. Андерссон; 3. Вайль; 4. Т. Сузуки (Япония), «Ямаха»; 5. В. Аллан (Англия), «Бультако»; 6. Палм... 8. А. О вчинников (СССР), КТМ. 2-й заезд : 1. Эвертс; 2. Бауэ р ; 3. Майш; 4. Р ыбальченко ; 5. Андерссон; 6. Папм... 9. П. Рулев (СССР), 4 3 . Сумма очков после пятиэтапов : Бауэ р — 90, Эвертс — 61, Ф альта — 54, Анд ерссон — 54, Вайль — 53, Майш — 51... Р ыбальченко — 21 (одиннадцатое место из тридцати).3няя подвеска типа «кантилевер». Т акая подвеска, в первыепримененная на кросс овых « я махах » , имеет центральный упругий элемент , р азмещенный под бензобаком исвязанный системой штангс маятниковой задней вилкой. Кроссовая «Хускварна» в есит 95 кг, в то времякакминимальнодопустимый вес для машин этого класса по требованиям ФИМ равен 92 кг. I этап ( Ш вейцария ) . 1-й заезд : 1. Р. де Костер (Бельгия), «Сузуки»; 2. X. Миккол а (Финляндия), «Хускварна»; 3. Г. Вольс инк (Голландия), «Сузуки»; 4. Б. Эберг (Швеция), «Бультако»; 5. Б. Л эккей (США), «Хускварна»; 6. А. Юнссон (Швеция), «Ямаха». 2-й заезд : 1. Миккола; 2. де Костер; 3. "Вольсинк; 4. Л эккей , 5. А. Крннг (Швеция), «Хускварна»; 6. Юнссон. II этап (Италия). 1-й заезд : 1. К. Хамм аргрен (Швеция), «Кавасаки»; 2. Вольсинк; 3. Миккола; 4. Я. в ан Вельтховен (Бельгия), «Ямаха»; 5. Юнссон. 2-й заезд : 1. Миккола; 2. Юнссон; 3. ван Вельтховен; 4. Х аммаргрен ; 5. Вольсинк. Сумма очков после двухэтапов : Миккол а — 52, В ольсинк — 38, Юнссон — 28, де Костер — 27, Х аммаргрен — 26, ван Вельтховен — 19.ЭКЗАМЕНН А дамыОтветы на задачи, помещенные на стр. 29 Правильные ответы — 3, 4, 7, 10, 11, 14, 17, 21, 24, 26. I. Если показанный на рисункезнак не имеет соответствующей дополнительной таблички , то его действие распрос траняется до ближайшего перекрестка (пункт 29). А за перекресткомуже действует общее правило — о становкаистоянказапрещеныближеометров от краяпроезжей части пересекаемой дороги (пункт 99 «д»), II. Водитель легкового автомобиля движется на подъем , а на таких участк ах дорог общее правило — п ервым едет тот, у кого полоса движения свободна,— не действует . В такойобстановке при встречном разъездеуступает дорогу движ ущийся под уклон (пункт 130). III. Перед поворотом водитель должензанятькрайнееположение на проезжей части, п редназначенной для движенияв данном направлении (пункт 87). А для водителей нерельсовых транспортных средств ее границейявляетсятрамвай ­ ный путь (пункт 9). IV. При отсутствии дорожныхзнаков , о пределяющих приоритет, П равила относят трехсторонниеперекрестки , к аки все другие, к пересечениямравнознач ­ ных дорог (пункт 110). Стало быть, водители нерельсовыхтранспортныхсредств должны руководствоваться здесь принципом «правой руки» (пункт 111). V. В показанной зоне запрещенвыезд из рядалишь для обгона, но не для других маневров — поворота, о становкии т. п. (пункт 26). VI. Н аправлениядвиженияс той или иной полосы могут быть предписаны толькодорожнойразметкой или указа ­ т ельнымзнаком 4.8 « Н аправление движ ения по полосам». В данномслучае ни того ни другого нет, а потому прямо можнодвигатьсяс любой полосы (пункты 33 и 42). VII. При такой протяженностизоныразворотаводитель , о становившийся пер ежидатьвстречный поток в самом ее начале , к онечноже , будет создавать помехи ( з адерживать ) тем, кто движется на разворот за ним следом. В этом смысле он явно будет отступать от требованийпункта3Правил . В такихситуациях правильно поступит тот водитель , к оторыйв ожидании возможности для маневрамаксимальнопродвинется вперед. VIII. На главной дороге обгоны разреш еныивзонеперекрестков (пункт 95). а Правилатребуют от водителей, наход ящихся на второстепенных дорогах, уступить дорогу тем, кто движется по главной, без всяких оговорок или исключений (пункт 110). Кроме того, з нак «Пер есечениес главной дорогой» з апрещаетмотоциклистувыезжать на ее проезжую часть, п ока не проедет транспортное средство, в одитель которого имеет преи мущество (пункт 115). IX. Без тормозов можно эксплуатировать только такие прицепы, у которых разрешенныймаксимальный вес не прев ышает 0,75 т (пункт 165, 1 «е»). X. При скорости 50 км/час за времяреакции водителя автомобиль пройдет около 15 метров (а порой и больше, если учесть, что к вечеру водитель утомляется). да еще около 20 метров — за времяторможения . Вот почему при видимости 40 метров скорость 50 — 55 км/час можносчитать предельной для безопасного движения. 39* * *4 ем п3и онат Европы на машинахкласса 750 смсколяскойв этом году проходитвпервыйраз . Его программавключает 10 этапов . На первом из нихуспешно выступили советские гонщики, которые примут участие во всехэтапах . Напомним: в прошлом году нашиспортсменылишьэпизодическистартовали на соревн ованиях Кубка ФИМ по кроссу на 750кубовых машинахсколяской . Тогда ЩербининиПогановскийзаняли девятое место. I этап (Голландия). 1-й заезд : 1. Т. в ан Хейгтен — Д. Ш теенбергтен (Голландия). «Ямаха»; 2. Н. Р обертсон — С. Г устафсон (Швеция), «Нортон»: 3. О. Бент — X. Менс инк (Голландия), «Нортон»: 4, Н. Иванют ин — О. Харин (СССР). «Урал»; 5. С. Щербинин — С. Л ыжин (СССР), «Урал»; 6. Р. Б елер — Э. Вухнер (Австрия), «Ямаха»... 8. Е. Н ечипоренко — Б. Погановский (СССР), «Урал». 2-й заезд : 1. ван Хейгтен — Ш теенбергтен ; 2. В. ван ден Лаан — X. Вонк (Голландия), «Нортон»; 3. Р. Грогг — А. Г рабер (Швейцария), «Пегас»; 4. Б ент — М енсинк ; 5. В. Ш нейдер — В. Мюллер (Австрия), «Нортон»; 6. Л. Халл ер — С. Халлер (Швейцария), «Хедлунд»; 7. И ванютин — Харин... 9. Щ ербинин — Лыжин... 11. Н ечипоренко — Погановский.АВТОГОНКИДва очередныхэтапапервенства мира показали , что, н есмотря на довольно высокие требования , к оторыепредъявляет ФИА кбезопасноститрасс , о рганизаторысоревнований не всегда уделяют этому вопросудолжноевнимание . Уже сделано многое, и сегодня сильноуменьшилась вероятность такой катастрофы, которая произошла 20 лет назад на гонкахв ЛеМане иунеслажизньвосьмидесятковзрителейидвухгонщиков . Но... Гонки на трассе «Монтюих» под Барселоной закончилисьтрагически . Лидир овавший Р. Ш томмелен не удержал на поворотемашину и, пробив защитноеограждение , в резалсяв толпу зрителей ; ч етверо из них убиты, д евятьтяжело ранены. Гонку пришлосьостановить . Места гонщикамвывели по фактическомуположению на дистанциивмомент аварии. Ч емпионмира Э. Ф иттипальди перед началомсоревнований отметил, что Tpsicса не отвечаеттребованиям безопасности, и по этой причинеотказался стартовать. V этап (Испания): 1. И. Масс; 2. Ж. Икс (Бельгия), «Лотос-72Д»; 3. Ж. Ж аррье (Франция), «Шэдоу-ДН5»; 4. К. Рейтем анн (Аргентина), «Брэбхэм-БТ-44Б»; 5. В. Б рамбилла (Италия), «Марч-751»; 6. Л. Ломбарды (Италия), «Марч-751». VI этап (Монако): 1. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т»: 2. Э. Фиттипальди ( Б разилия ) , «Мак-Ларен-М23»; 3. К. Паче ( Б разилия ) , «Брэбхэм-БТ-44Б»; 4. Р. Петерссон (Англия), «Лотос-72Д»; 5. П. Депэлле (Франция), «Тайрелл-007»; 6. Масс. Сумма очков после пятиэтапов : Фитт ипальди — 21, Паче — 16, Лауда — 14, Р ейтеманн — 11,5, Масс — 10,5. Шехт ер — 9.П ервенствомиравклассе 500 см 3 такж е будет проходитьв 12 этапов . Оно открылось соревнованиями в Швейцарии. На них дебютировалиновыекроссовыемотоциклы «Хускварна». Эта модель осн ащенадвигателем (360 см 3 , 47 л. с. при 6900 об/мин) с лепестковыми клапанами, п ятиканальной продувкой, к артером , о тлитым из электрона , а также шестис тупенчатойкоробкой передач. У машин ыалюминиевый бензобак, р ама из трубхромоникельмолибденовой стали и зад