го происшествия. При авариях работники ГАИ всегда выясняют, в каком состоянии находился водитель, трезв ли он. И если у него при проверке никаких признаков употребления спиртных напитков не обнаружено, запах алкоголя отсутствует, поведение не вызывает подозрений, а реакция Рапопорта отрицательна, то эксперт-психиатр пишет, что водитель трезв. В другом случае, когда испытуемый употреблял накануне спиртное, при проверке фиксируется запах алкогольного перегара, биологическая проба на алкоголь (реакция Рапопорта) слабо положительна, поведение нормально, отмечается легкое опьянение незадолго до освидетельствования. Тогда в заключении указывается: «трезв, но имеются остаточные явления предшествующего опьянения». Однако - все эти данные недостаточно точны и исчерпывающи. Стоит проверить наличие алкоголя в крови и моче — и заключение может быть совершенно иным. Пока этому препятствуют существенные трудности. Анализ крови делать сложно — необходимы лабораторные условия. Но уже есть первые сдвиги. Наши коллеги из Чехословакии создали для этой цели портативный батарейный прибор «Алдет». Исследуемому достаточно подуть в трубочку — и на световом табло появятся цифры, показывающие процент содержания алкоголя в крови. Это очень просто и удобно. Таким способом можно безошибочно определить, что водитель вчера выпил умеренную дозу спиртного. Трудно без такого анализа определить, что шофер два дня назад перешагнул все разумные границы и выпил 500—800 г водки. А после подобного возлияния организм лишь на третьи сутки справится с окислением и выводом громадной дозы алкоголя, еще больше времени потребуется на восстановление функции нервных клеток, на приведение в норму психофизиологических качеств человека. Значит, по крайней мере три дня после такой попойки ему нельзя работать за рулем. И не только для характеристики участника дорожно-транспортного происшествия или для предупреждения выезда на линию похмельного шофера нужно безошибочное определение трезвости. Оно имеет огромное профилактическое значение. Если ни один случай пьянства не останется незафиксированным, куда меньше водителей станет злоупотреблять спиртным, по крайней мере они лишатся возможности принимать алкоголь систематически. А это уже немало. Невольно возникает вопрос: каким Водителю новеньких «Жигулей» П. Чухлову, как видите, не хватило дороги: на скользком шоссе он развил такую скорость, что потерял контроль над машиной. Перед лицом опасности пытался, правда, сманеврировать, но тщетно — скользящая машина не слушалась руля. Насколько можно было, ушел в сторону водитель встречного ЗИЛа, но и это не помогло. А лобовое столкновение — самое страшное... В аварии погибли водитель «Жигулей» и трое пассажиров его машины. Трагедия эта разыгралась под Мировом на дамбе через Вятку минувшей зимой с ее частыми и коварными оттепелями. Но скользкой дорога может стать в любое время года. Ю. МАЛЬКОВ, старший автоинспектор ГАИ УВД облисполкома Фото Э. Ивановского г. Кировобразом удается некоторым водителям допиться до хронического алкоголизма, до алкогольного психоза? Ведь на работе они не пьют. Все дело в том, что такие больные пьют после работы, ежедневно и помногу. Работают они, как правило, в небольших автохозяйствах, в условиях полной бесконтрольности. Да и на более солидных автопредприятиях зачастую антиалкогольный контроль практически отсутствует. Вот и получается, что никаких претензий к систематически пьющим никто не предъявляет. К чему это приводит, показывает статистика, например, нашей областной психоневрологической больницы. В ее наркологическое отделение поступает в год около сотни шоферов и трактористов с хроническим алкоголизмом, с алкогольными психозами и судорожными припадками. Вот один из примеров. Доставленный к нам водитель К. вел себя крайне беспокойно. Он стремился бежать, когото боялся, просил спасти его. Оказалось, его «преследовали черти». Он их ясно видел, ловил и разгонял по углам, но они неизменно ускользали и дразнили его, кривляясь, обзывали пропойцей, убийцей, людоедом, пьяницей. На лице больного выражался ужас, со лба катился холодный пот. Когда К. пришел в себя, он рассказал, что работает шофером в колхозе и систематически пьет несколько лет (в основном самогон). Однажды, когда он утром отправился в рейс, ему показалось, что через реку перекинуты два параллельных моста. Водитель точно знал, что мост должен быть только один. Он остановил машину и попробовал рукой, где же настоящий мост. Но когда он нащупал реальный мост слева, ему послышались голоса, настоятельно рекомендовавшие ехать по правому, несуществующему мосту. Шофер развернул машину и возвратился в село к председателю колхоза с вопросом, по какому мосту ехать. К вечеру у больного развилась белая горячка, и его доставили в психиатрическую больницу. На сей раз все обошлось без трагических последствий, но далеко не всегда финал бывает даже относительно благополучным. В сходном состоянии тракторист В. переезжал мост, свернул с него в реку и погиб вместе с двумя пассажирами. В больницу практически поступают лишь лица, лишенные водительских прав, переведенные за пьянство на подсобные работы. Тем, что докатились до такой жизни, они во многом обязаны благодушию администрации, закрывавшей глаза на постоянное похмельное состояние своего работника. А сколько это благодушие принесло бед на улицах и дорогах! Около трети всех дорожно-транспортных происшествий в Житомирской области совершается по вине нетрезвых водителей. За первую половину минувшего года из-за них 24 человека погибли, а 79 — были ранены. И таких трагедий могло быть больше, если бы не бдительность работников Госавтоинспекции. В прошлом году лишь за девять месяцев 1907 человек были лишены водительских прав за управление машиной в нетрезвом состоянии. Думается, что все сказанное поможет рассудительному человеку найти правильный ответ на вопрос, поставленный в начале статьи, побудит его с осторожностью относиться к рюмке водки. Для тех же, кто из-за слабоволия не может преодолеть тягу к спиртному, необходим действенный антиалкогольный контроль на работе и принудительное лечение неисправимых. И еще об одном хотелось бы сказать несколько слов. Большинство регулярно выпиваюш.их водителей привыкли к этому еще до того, как стали работать за рулем. Ведь сама специфика шоферской профессии помогает непьющему человеку оставаться непьющим. Значит, антиалкогольный барьер должен быть поставлен у самых истоков этой ответственной профессии. Когда человек поступает в школу шоферов, перед ним необходимо поставить такую дилемму: если у тебя здоровое мышление, трезвый ум, если ты не употребляешь спиртного — тебе с нами по пути, если же нет — выбери лучше иную работу, убережешь себя и других от большой беды. А медицинский осмотр кандидатов в водители должны проводить не только хирурги, терапевты, окулисты, невропатологи, но и психиатры, психологи, психофизиологи. Нельзя забывать, что некоторый процент людей, желающих стать водителем, по своим психофизиологическим данным не подходит для этой профессии, хотя со стороны других специалистов претензий к ним нет. Сама жизнь постоянно подсказывает необходимость профессионального отбора, для шоферов. М. ЗВОНИКОВ, заведующий наркологическим отделением 1-й областной психоневрологической больницы, В. ЗВОНИКОВ, врач-психофизиолог г. Житомирхг,»-••Н Е алычиггъсяМОГЛО