16
17
СПОРТ'СПОРТ'СПОРТИ вновь дороги Подмосковья стали ареной заключительного этапа Кубка дружбы социалистических стран по авторалли. Советская сборная не изменила своей традиции. Блистательно выступив в «Русской зиме», она, как ив прошлом году, заняла общее первое место в борьбе за Кубок. Читатели, наверное, уже привыкли: раз ралли — значит надсадный рев форсированных двигателей, «кинжальные» лучи фар-прожекторов, вспарывающие ночь. На этот раз разговор пойдет не о внешних атрибутах, а главным образом о работе наших гонщиков и тренеров, проделанной перед последним, седьмым этапом розыгрыша Кубка дружбы социалистических стран по ралли, Предьвдущие шесть этапов, проходившие в Болгарии, ГДР, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, в командном зачете определили двух лидеров: сборные СССР и ЧССР — по 33 очка, далее шли ПНР — 22, ВНР — 21, НРБ — 19, ГДР — 16, СРР — 7 очков. Таким образом, ралли «Русская зима», как ив прошлые два года, решало судьбу Кубка. За национальную сборную выступали пять экипажей: Владимир Гольцов — Сергей Штин (ижевский «Москвич—412»), Константин Антропов — Анатолий Брум (ИЖ—2125 «Комби»), Николай и Игорь рольших, Николай Елизаров Гогугшв''(оба экипажа — ВАЗ—21011 с двигателем 1600 см 3 ), Яков Агишев — Владимир Нейман («Москвич—2140»), Субботй, Центральный московский ом. 12 часов. Солнце, мороз. д трибунами выстроились 48 автолеи участников «Русской зимы». илась торжественная часть — рвая группа замерла у стартовой и на ипподромной дорожке. Через ггновение побегут секунды, нреобразуиеся в очки, но пока начнется гонка, •МааалПТТПИ но будет составлена пропорция, завинем ' ^ к иенно всю трассу, которую сит результат гонки, Ралли — это непред стоит;, пройти спортсменам за 20 прекращающаяся внутренняя борьба с сов. МосКва — Загорск — Нагорье — самим собой. Ведь соперников гонщик яавль-Залесский — Ростов и обпрактически не видит, встречаясь е Десятки машин технического обними зачастую только после финиша. служивания уже двинулись к местам 2 часа дня. Горная гонка в КрылатСотни сотрудников ГАИ готоском. Сложная, нескончаемая серия заосвобождать дорогу участникам. крытых поворотов в сочетании с больарт. Первые же заезды показывашими перепадами высоты и наледью ют Явное преимущество наших гонщитребовала от экипажей предельного наков. "Уверенная, спокойная манера езпряжения и навыка быстро, с полной .г. Четкая постановка автомобилей в отдачей включаться в работу. Журнал ороте. Наблюдая за их действиями, «За рулем» установил приз экипажу, |буем немного вникнуть в сложкоторый покажет здесь лучшее время. ную работу гонщиков, которая предшеПомня, что в прошлом году аналогичствует победе, представить себе, какиный приз на дополнительном соревноми качествами должен обладать ралвании «Каюровский карьер» взял дуэт лист, чтобы абсолютно правильно и почКозырчиков—Титов, в Крылатском мы ти мгновенно реагировать на постоянуделили особое взимание этим спортсно меняющиеся ситуации, как воспитыаа^И наЯНгёлясвЖПроведя автовать в себе способность оптимального м академЧНески «РамотноЛрЬ до[и Wустияйа одной заметной ошиййг, они| . . ... ЙВГ степам надежности. оказали Первый результат. ,у Перед каждым стартом спортсмену Сложен труд раллиста,, 'Независимо! приходится решать сложнейшую 'задат Toifo, входит ли водитель в поворот чу, находить единственно верное сдот- ТВ)аили совершает какой-Tci маневр щ. пря ношение между своими возможностями,молиЦейном участке, мысленно Сн за возможностями машины и особенноклады^вает траекторию [движения^ автостями трассы, и от того, насколько точмобилйу,его скорость, возможность криХГтических отклонений и собственные действия для выполнения задачи. Одновременно он контролирует'поведение машины, а синхронно, в подсознании у него подготавливается необходимый комплекс приемов, позволяющих подавить любое опасное отклонение в движении. В зависимости от того, каким набором стереотипов управления автомобилем владеет гонщик, как гармоничны связи в этом наборе иС какой скоростью могут включаться, то есть как мало времени нужно для того, чтобы вывести машину из критической ситуации, определяется стиль и класс езды спортсмена. 18 часов. Лесная гонка близ Загорска. Змейкой легла между деревьями трасса дополнительного соревнования. Водителям приходится то и дело бросать автомобиль из поворота в поворот. В этом случае мощность двигателя играет второстепенную роль, на ервый план выходит мастерство шинщика и четкость работы штурмана. На глаз скорость у всех одинакова, но секуйдомер свидетельствует о другом. Круг Кольцова — 3 минуты 33 секунды, круг Лучшего из чехословацких экипажей Пёх — Готфрид, стартовавшего Сборная команда СССР — победитель'н ца последнего этапа Кубка дружбы рал ли «Русская зима» (слева направо): сн дят — С. Штин, В. Гольцов; стоят — А. Брум, К. Антропов, Н. Больших, И. Больших, Я. Агишев, В. Нейман, В. Гогунов, Н. Елизаров, старший тренер Э. Альбощин.на «Шкоде-130РС», — 3.54,8, то есть у наших на 21,8 секунды лучше. И сразу вспомнились тренировки, через которые прошли наши спортсмены. И без того трудную подготовку к этому ралли осложнили капризы погоды. Если год назад члены сборной были во всеоружии, отшлифовав «скользкую» езду, то на этот раз резко упавшая температура и обильно поваливший накануне соревнования снег свели к нулю результат целого комплекса тренировок, где спортсмены отрабатывали технику езды в различных условиях.•онки: утехника поворотов, |заи8с, старт, разгон, торможений й^омбйнации из этих элементов во "всевозможной последовательности. 20 часов. Каюровский карьер под Ростовом. Кольцевая гонка. Неторопливо, запоминая дорогу во всех подробностях, пошел на разгонный круг экипаж Больших—Больших. Но вот через несколько минут, миновав стартовую отметку, машина выскочила из-за поворота, отрикошетировала от снежного вала н сразу же рванулась к рыхлой обочине, избегая таким образом накатанной, скользкой дороги. Этот простой маневр помог намного - динамичнее разогнаться и погасить скорость перед следующим поворотом. Вот так из вроде бы незначительных мелочей в сумме рождается победа. Опыт, который лежит в основе ее, дается многолетнимвить гонщиков на современном уровне. Лучше других это доказал экипаж Гольцов—Штин, занявший первое место, пройдя восемь из четырнадцати скоростных участков с лучшим временем, а на всех остальных, кроме седьмого, показав второй результат. Очень плотно финишировали два других призера ралли — экипажи АнтроповБрум и Козырчиков—Титов (сумма времени на скоростных участках разнилась у них всего лишь на 0,8 секунды!). Отлично варекомендовад себя молодой гонщик из Эстонии Велло Ыунпуу, занявший пятое место в личном зачете по сумме всех этапов Кубка. После соревнований советскую команду принял председатель ЦК ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин. Он тепло поздравил наших спортсменов с замечательным успехом и вручил По-Горная гонка в Крылатском. Ночная остановка Вход в поворот. Победители Кубка дружбы в лич чете Я. Траиболд и Э. Трай (ЧССР). Фото В. Князева, Г. ИЛед спутал все карты, шлось сродно организов ванную отработку технв езды. На площадке за мо вокзалом была выделенВ новьловия. ' WА Круг за кругом проходили гонщики все в большем темпе простое, на первый взгляд, упражнение — змейку, но когда под колесами лед, а скорость постепенно растет от 80 до 120 км/ч, невольно думаешь, как же надо чувствовать автомобиль и его малейшие отклонения от заданной траектории, чтобы за сотую долю секунды сориентироваться и нейтрализовать опасное возмущение. Оттренировавшись на льду, ребята переключились на «снежную» езду. Вновь и вновь отрабатываются элемен-трудом и грамотным анализом ошибок. Детальный разбор неудачного выступления может привести больше пользы, чем легкая победа. Любое поражение означает, что на каком-то этапе гонки, ! 'может при подготовке произошла ошибка в оценке одного из важных оров. И каждый гонщик, достигзначительных результатов, так че прошел по этой нелегкой дооб, ошибок и исправлений. а. Ростов, Позади половина ортсмеяов ожидает двухчасорыв в стенах древнего Кремля, в — тщательная проверка и ка автомобилей, тренеров — подсчеты и выкладки. Здесь мы расстаемся с участниками гонки до встречи в Москве, в гостинице «Союз», у «зеркала» — таблицы результатов. Говоря об итогах этого состязания, мало просто констатировать факт убедительной победы: первые девять мест заняли советские гонщики. Важно подчеркнуть возросший уровень мастерства нашей сборной. На это указывает многое. И то, что ни один из зачетных автомобилей не сошел с дистанции, и грамотная работа тренеров, научившихся в процессе накопления опыта гото-четные грамоты ЦК ДОСААФ СССР. На приеме обсуждались проблемы дальнейшего развития автомобильного спорта. Подчеркивалось, что уровень подготовки наших гонщиков значительно вырос и сейчас на первый план выступает проблема создания более совершенной технической базы, О. АНДРЕЕВ, спецкор «За рулем»РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙРалли «Русская зима» ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ (абсолютный): 1. В. Гольцов—С. Штин; 2. К. Антропов — A, Брум: 3. А. Козырчиков — М. Титов (Все -СССР). КОМАНДНЫЙ ЗАЧЁТ. Н ацио ­ н альный (Кубок дружбы): 1. СССР; 2. ГДР; 3. НРБ; 4. ЧССР; 5. ПНР; 6. ВНР; 7. СРР. Клубный; 1, «Авто4кспорт» СССР; 2, ЦАМК СССР; 3. Центральный автоклуб ЧССР. З аводской : 1. АЗЛК СССР; 2. «АвтоВАЗ» СССР; 3. Автомобильный завод «Вартбург» ГДР. Общие итоги Кубка дружбы ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ; 1. Я. Траиболд ~ Э. ТрайболДова (ЧССР); 2. Б. Возович —„ B. Возович (ПНР); 3. Г. Петров — И. Тонев (НРБ). КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ПНР; 4. НРБ; 5. ГДР; 6. ВНР; 7. СРР.17