жалуй, не меньше, чем в свое время само изобретение пневматической шины. К сожалению, на внутрисоюзных соревнованиях пока преобладают модели многолетней давности с «универсально-гоночным» рисунком протектора. Конкуренцию им составляют лишь... серийные шины, предназначенные для обычных легковых автомобилей, к тому же часто не лучших моделей. Надо ли говорить, что их применение на гоночных машинах не только бесперспективно, оно и небезопасно, поскольку они просто не рассчитаны на скорости порядка 180—200 км/ч. Но и беспротекторные шины «Барум» («слики»), которые наши гонщики используют на соревнованиях Кубка дружбы, уступают более новым моделям той же фирмы, проходящим боевое крещение на автомобилях чехословацких гонщиков.Думается, что из этой малоутешительной ситуации есть только один выход: создание отечественных конструкций современных гоночных шин, которые можно было бы производить небольшими сериями. Усилиями НИИ шинной промышленности уже сделаны неплохие образцы для раллистов — «НИИШП-ралли». Видимо, пора в этом плане отнестись к нуждам кольцевиков. Достаточное количество конкурентоспособных отечественных шин много дало бы также для формулы III и легковых автомобилей 2-й группы. Ведь здесь сегодня преимущество, часто даже перед заводскими гонщиками, имеют спортсмены, чьи организации располагают собственными возможностями для приобретения шин «Данлоп», «Гудьир», «Барум» (например, «Совтрансавто», Ленинградское морское пароходство). Не предлагая принудительной регламентации, которая может затормозить рост мастерства спортсменов и технический прогресс, мы очень хотели бы наконец видеть наших кольцевиков «обутыми» в отечественные шины самого высокого качества. Есть и еще один повод упрекнуть нефтехимиков: почти все гонщики используют для своих двигателей масла зарубежных фирм. Очевидно, в этом проявляется не столько «технический снобизм» спортсменов, сколько их оценка качества отечественных масел, не обеспечивающих надежной работы двигателя на форсированных режимах. Что ж," двигатель — сердце автомобиля, и внимание гонщиков к его здоровью заслуживает всяческих похвал. В такой же мере заслуживает порицания отношение некоторых из них к вопросам безопасности. С сожалением приходится констатировать, что и сегодня не все спортсмены до конца осознали роль ремней. Только этим можно объяснить появление на таких крупных соревнованиях, как чемпионат СССР, автомобилей с самодельными, наспех сшитыми, плохо закрепленными ремнями, не соответствующими не только стандартам, но и просто здравому смыслу. Конечно, подобных случаев было немного, но само их появление свидетельствует о низком уровне технической подготовки некоторых спортсменов, о нетребовательности отдельных тренеров. Для их сведения напоминаем, что ни авиационные ремни, ни ремни с применением алюминиевых деталей не разрешается устанавливать на автомобили, так как они не соответствуют требованиям ГОСТа. В нашей стране давно налажен массовый выпуск ремней, и все неувязки с ними спортсмены в силах устранить до начала нового сезона. К сожалению, и ремни безопасности, которыми комплектуются гоночные «Эстонии», также не во всем соответствуют требованиям стандартов. Немедленное решение этого вопроса — забота и изготовителя, и заказчика автомобилей. И уж совсем досадно говорить о несоблюдении технических требований только по вине самих гонщиков: установке бачков системы вентиляции картера недостаточной емкости, плохом креплении наружных зеркал, каркасов безопасности и даже сидений, неправильном креплении (изоляционной лентой) и малой емкости огнетушителей и т. д. Проблемы, затронутые в этой статье, возникли не сами по себе. Это уже аксиома: в автомобильном спорте вообще, и в кольцевых гонках особенно, отчетливо намечаются черты техники завтрашнего дня. Спортивная техника и прогресс серийного автомобиля неразделимы. Не будем утруждать читателя очередным перечислением конструктивных решений, шагнувших в массовое производство со спортивных машин. Спросим лучше, что в этом направлении делают ведущие предприятия нашей автомобильной индустрии, ее центры научно-технической мысли — НИИ. Увы, вместо четких строк технических отчетов мы чаще слышим оправдания' «занятостью работой над перспективными моделями», «слабостью производственной базы», «напряженностью спортивного календаря». Но все эти факторы так или иначе действовали и десять, и двадцать лет назад. Однако в те годы наряду с массовыми моделями появлялись многочисленные конструкции спортивных и гоночных автомобилей, рождались и падали рекорды скорости, закладывались основы нынешнего технического оснащения автоспорта. Важна не только прямая взаимосвязь спорта и технических идей, но и атмосфера поиска, неудовлетворенности достигнутым, которую создают энтузиасты автоспорта. Их и сегодня немало на наших заводах. Но, очевидно, нужно создать иные условия для их работы. Не просто подготовка к соревнованиям, а конструирование и исследование спортивных автомобилей должны стать частью планов научноисследовательских работ автозаводов, отраслевых НИИ и учебных институтов. Важную роль в сплочении энтузиа^ стов автоспорта могут сыграть и организации ДОСААФ. Думается, что представителям всех заинтересованных, и пока не слишком заинтересованных, сторон пора наконец обменяться мнениями, выработать общую позицию и перейти к решению неотложных технических проблем, стоящих перед нашим автомобильным спортом. В. АРКУША, инженерНнишная полнаGBBBBESSЭто признанный и полноправный вид нашего автоспорта, пользующийся особой любовью юных. Тысячи и тысячи молодых людей увлекаются им. Естествен поэтому и интерес, проявляемый к каждой новой книге, брошюре о гонках на микроавтомобилях. К числу их принадлежит выпущенная издательством ДОСААФ книга М. Тодорова «Картинг»*. Автор ее — инженер, мастер спорта, в прошлом неоднократный победитель и призер различных соревнований, Не раз добивались высоких результатов и его воспитанники. Опыт, накопленный М. Тодоровым в подготовке микроавтомобилей, участие в гонках, судействе соревнований определили широту содержания книги, одной из самых обстоятельных среди написанных о картинге. В ней рассказывается о первых шагах нашего картинга, его развитии. Многие читатели будут, безусловно, признательны автору за то, что основной раздел он посвятил постройке картов — для юношей и взрослых. Подробные сведения о компоновке машины, изготовлении узлов и деталей, чертежи их окажут неоценимую помощь тем, кто задался целью построить карт. Но автор не ограничивается этим. Он обстоятельно делится своими мыслями о методике обучения вождению микроавтомобиля. Предостерегает от ошибочного представления, бытующего нередко у желающих заниматься картингом, что каждый, кто хоть немного умеет управлять автомобилем, способен без подготовки освоить вождение карта. Советы автора будут полезны не только спортсменам, но и тренерам. Заключительный раздел посвящен подготовке и проведению соревнований. Книга не свободна от некоторых недостатков, в том числе редакционного характера. Порой автор углубляется в мелочи, вполне очевидные даже для начинающих. Не всегда последовательно излагается материал. Ряд чертежей трудно прочесть из-за малого их размера. Учитывая, что стационарных картодромов у нас еще мало, а многие соревнования проводятся и будут проводиться на временных трассах, устроенных на обычных площадках, нелишними были бы советы, касающиеся таких трасс и, особенно, их безопасности. Эти частные недочеты легко поправимы при повторном издании интересной и полезной книги, которое, надеемся, любители картинга получат в недалеком будущем. В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИИ, судья всесоюзной категории • М. Р. Тодоров, Картинг, 1979. М„ Издательство ДОСААФ СССР, 112 стр., 50 000 экз. Цена 50 коп.19