ПОДПИСАНОКак-то недавним зимнимднем , п роез ­ ж ая по столичным улицам, р азговорил ­ ся с водителем таксомотора. Еще около нашего института, включая зажиганиеи счетчик, о н сказал: — Сущий храм автомобильной науки, завидую от души . — Что так? — Мечтал чуть не с детства познать сию науку, отец к тому подталкивал, он шофером был, да перед войной скон ­ чался. А я, к ак началась Отечественная, на фронт пошел, т оже крутил руль. От Москвы - м атушкидо Берлина. «Газики», З ИСы , «форды-морды», трофейные нем ецкие — все перебрал. П окорителями фронтовых дорог теперь нас именуют. К раснуюЗвезду , да медаль «За отвагу» имею. — А что ж , с наукой-то не вышло? — Знаете, больная мать. О коло нее еще двое не совсем оперившихся. Стал после войны работать, чтоб поддержатьсемью . Так вот иезжу по столице с тех пор. Помолчали. Скосив глаза на руль, я увидел большие натруженные руки , спокойные, уверенные. Мелькали светофор ы , п ерекрестки . В несколько рядов двигались грузовики , автобусы, л егко ­ вые. — Каждая курсирующая по городуМосквеиМосковскойгубернии автомашина должна иметь два печатных номер ­ ных знака, — п роговорилсулыбкой водитель. — О ткуда это? — К ак же,.. Из декрета , подписанного Владимиром Ильичем Ленинымв двадцатом году. Первый дорожный закон, м ожно сказать. Л юбопытныйдокумент . И стал по памяти цитировать: — Л егковые автомобили имотоциклымогут двигаться по улицам со скоро ­ стью не свыше 25 верст в час, а грузо ­ вые автомобили не свыше 15 верст. Н очью при отсутствии фонарей машины не должны развивать скорость свыше 10 верст в час... Кивнув на спидометр , где стрелка дер ­ жалась на цифре 60, м ойсобеседник философски заключил : — У каждоговремени свои законы... Сейчас, вспоминая одружеской бесед ес таксистом, я держу перед собой « Д екрет Совета Народных Комиссаров об автодвижении по городуМосквеи ее окрестностям (Правила)» — д окумент , действительно, интересный, историчес кий , п оложивший начало регламентиро ­ ванию дорожногодвиженияв стране. М ы часто слышим, с какойгордостью люди произносят: «Написано Лениным!»... Эта гордость прозвучала ив устах моего собеседника. «Правила» — о дин из многих десятков документов , относящихся к развитию автомобильног о дела в стране и скрепленных подписью Ильича. Вникая в их суть, прослеживаешь логику ленинской мысли на протяжении многих лет, е го отношение к роли автомобиля, автомобилизации воо бщевжизни общества. За четыре слишним года до Великого Октября он думает о значении автомобиля в обслуживании большинства населения, именно большинства, Вот эти известные десять слов, написанные в 1913 году : «Автомобильное дело, при условии обслуживания большинства населения, имеет громадное значение.,.» П ромышленную , э кономическую развитость той или иной страны в Европе В. И. Л енин определяет в какой-то степени в зависимости от производства автомобилей. В том же 1913-м он подводит такой итог: «Итак, по отношениюк числу жителей Германия почти вчетверо беднее, чем Англия , а Россия, конечно, отстала неизмеримо больше». В абсолютных цифрах на 1912 год это выглядело так: Англия имела 175 тысяч автомобилей,. Ф ранция — 88, Германия — 70 тысяч. Царская Россия, как известно, почти не выпускала своих автомобилей. Сравнивая подобные цифры, надо, к о ­ нечно, помнить о ленинской формули ­ р овке , где говорится об интересах большинства населения, и брать в расчет производство, парк автомобилей, необходимые для разумного удовлетворения потребности общества. Все, кто изучает ленинское теоретическое наследство, д окументы , относящиеся к развитию автомобильного транспорта в нашей стране в послеоктябрьский период, к месту автомобиля вэкономи ­ ке и защите Советского государства, поражаются обилию декретов , п риказов , директив, р аспоряжений , подписанных Ильичем, выработанных по его инициативе. На подлинниках ряда из них видны следы поправок, замечаний, сделанных рукой Ленина. И в этом снова и снова прослеживается ленинская логика : отныне прогресс страны, ее экономикаи оборона уже не могут существовать без нового вида транспорта — автомобильного. А втомобильное хозяйство, оставшееся от царизма, нельзя назвать даже сколько-нибудь удовлетворительным. С 1901 по 1914 годы в Россию было завезено 21 012 легковых и грузовых машин , а у себя собран только 361 автомобиль. К началу первой мировой войны в стране насчитывалось чуть менее 9 тысяч автомобилей 250 различных моделей , да за время войны было куплено еще 30 тысяч. Словом, к началу 1918 года парк насчитывал всего около 35 тысяч автомобилей, значительная часть которых нуж ­ далась в ремонте. Владимир Ильич Ленин и его соратник ивысоко оценивали роль колесного транспорта в деле защиты революцион ­ ных завоеваний. Достаточно вспомнить: только вноябре — д екабре 1917 года Военно-революционный комитет (ВРК), находившийся в Смольном, издал почти 370 различных распоряжений , направленных на использование автомобилей для нужд революции — п ереброску отрядов Красной гвардии, доставку ору ­ ж ия , боеприпасов, продовольствия, п о ­ литической литературы, обеспечение ре ­ волюционного порядка, оперативной связи с предприятиями, воинскими частями... Неудивительно, что по указанию В. И. Ленина приказом народного комис ­ сара по военным делам от 13 января 1918 года был образован Центральный автотранспортный отдел, на который возложена ответственность по централизованному руководству всем автоделом в республике. В нелегких условиях становления Советского государства надлежало наладить учет автомобильного парка, принять меры по поддержанию его в технически исправном состоянии. Поэтому значительную часть ремонтных мастерских, находившихся в частных руках, правительство сразу же национализировало, а некоторым предоставило денежнуюпомощь для выдачи рабочими служащ им заработной платы. В рамках журнальной статьи даже не перечислить все основополагающие декреты, постановления, приказы идругиедокументы , направленные на улучшение работы автотранспорта, повышение эффективности его использования в народн ом хозяйстве и на фронтах гражданской войны. Эти документы следуют буквально один за другим . Назову лишь основные. Вот декрет Совета Народных Комиссаров от 31 (18) мая 1918 года «О реорга ­ низации и централизации автомобильного хозяйства Республики», по которому решение всех вопросов, относящихся к автотранспорту, сосредоточивалось в Центральной автосекции ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства). Так было положено начало единому руководству автотранспортом и созданы первые предпосылки для развития отечественной автомобильной промышленности. И как следующий шаг вконце 1918 года в ВСНХ было образовано Главное управление государственных автомобильных заводов, в обязанности которого входила организация ремонта действующего парка, а также подготовка к производству автомобилей в стране. Владимир Ильич Ленин особенно внимательно следил за использованием автомобильной техники для нужд фронта. Согласно постановлению СНК от 21 августа 1918 года, было переведено в военное ведомство от 25 до 50 процентов (в разных местах) всех имеющихся в республике автомобилей. Три месяца спустя Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина принял специальное решение «Об обеспечении действующей Красной Армии автотрансп ортоми урегулировании эксплуатации его». 30 июля 1919 года вышло постановление о мобилизации санитарных автомобилей для фронта, а меньше чем