МногоцелевойБУДУЩЕМУ ВОИНУтранспортерГерметичный корпус обеспечивает транспортеру плавучесть. Подаваемый внутрь корпуса машины воздух проходит специальную очистку и создает избыточное давление. Для внутренней связи между членами экипажа служит обычное танковое переговорное устройство. В оборудование машины входят также прибор ночного видения для механикаводителя, дозиметрический прибор для определения уровня радиации, специальные смотровые приборы, водооткачивающая система. Ознакомимся теперь с основными агрегатами и узлами машины. Двигатель — восьмицилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель ЯМЗ—238 с жидкостной системой охлаждения и специальной системой подогрева для пуска в холодное время. Двигатель установлен на машине маховиком вперед. В маховике смонтирован двухдисковый главный фрикцион (сцепление). Главная передача — единый агрегат, в литом алюминиевом картере которого установлены коническая пара шестерен, шестиступенчатая коробка передач и планетарно-фрикционные механизмы поворота. Главная передача соединена с двигателем карданным валом, проходящим по тоннелю через отделение управления. От нее мощность раздается на правую и левую бортовые передачи. Бортовая передача — одноступенчатый планетарный понижающий редуктор, на выходном валу которого установлена ведущая звездочка. Стальной картер бортовой передачи прикреплен фланцем к корпусу машины. Ходовая часть — ведущие звездочки, опорные катки, направляющие колеса с натяжными механизмами, металлические гусеницы и подвеска. Подвеска опорных катков сделана независимой, торсионной, причем передние и задние катки оснащены гидравлическими амортизаторами. Для работы в специфических дорожных условиях машину можно оборудовать специальными уширенными гусеницами. Они придают ей снегоболотоходные качества. Управляют транспортером посредством двух рычагов поворота, педалей главного фрикциона, подачи топлива, тормоза с пневматическим приводом и рычага переключения передач. Всесторонняя оснащенность МТ—ЛБ вспомогательным оборудованием и системами, простота н надежность, высокие ходовые качества, способность передвигаться по бездорожью и при температурах от +45° до —45° выдвигают его на уровень лучших современных военных транспортных машин. Подполковник-инженер В. ГЕРАСИМОВ Подполковник-инженер Ю.СМИРНОВУсловия современного боя предъявляют армейскому транспортному средству сложные требования, в первую очередь по проходимости, маневренности и быстроходности. Им в значительной степени отвечает легкий бронированный транспортер-тягач МТ—ЛБ. Эта гусеничная машина может двигаться с высокой средней скоростью по дорогам, преодолевать труднопроходимые участки, окопы и траншеи, подъемы крутизной до 35°, форсировать на плаву водные преграды. Низкий силуэт обеспечивает ей скрытое перемещение на местности. МТ—ЛБ предназначен для буксировки прицепов и артиллерийских установок, перевозки людей и грузов. Вооружение его составляет башенная установка с 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ. Рассмотрим конструкцию и размещение основных агрегатов машины. Сварной корпус МТ—ЛБ по функциональному назначению можно условно разделить на передний, средний и задний отсеки. Передний включает носовую часть, в которой установлена главная передача с механизмами поворота, и отделение управления. Между носовой частью и отделением управления — перегородка. Для доступа к главной передаче снаружи служит люк в наклонной поверхности носовой части. За лобовым стеклом у левого борта в отделении управления — место механика-водителя: мягкое сиденье, которое можно регулировать по длине и высоте, а также по наклону спинки. Перед ним — щиток приборов, рычаги и педали управления. Около правого борта, под вращающейся башенкой с пулеметной установкой — пост командира машины, который одновременно выполняет функции стрелка. Перед ним в нише — радиостанция. В боевых условиях стекла смотровых приборов механика-водителя и командира закрываются броневыми щитками. Для входа в отделение управления левее башенки предусмотрены два люка, герметично закрываемых броневыми крышками. Средний отсек корпуса отведен для двигателя со всеми его агрегатами и системами. Смещенный относительно продольной оси машины к левому борту силовой агрегат спереди, справа и сзади огорожен стенками с теплошумоизоляционным покрытием, так что вдоль правого борта транспортера остается узкий Техническая характеристика коридор, соединяющий отделение управления с задним отсеком, то есть грузовой платфорОбщие данные. Масса в снаряженном состоямой. В этом проходе установлены одно за нии — 9700 кг; грузоподъемность — 2500 кг; масса буксируемого прицепа — 6500 кг; макдругим два складывающихся сиденья. с В кормовом отсеке вдоль бортов смонтиросимальная скорость — 60 км/ч; скорость ваны четыре топливных бака. Два нижних по полной нагрузкой и прицепом — 30—35 км/ч; размерам и конфигурации выполнены в виде скорость на плаву — 5—6 км/ч; максимальный скамей с поролоновыми подушками, рассчипреодолеваемый подъем — 35°; запас топлитанными для четырех человек каждая. Два ва — 520 л. других, верхние, укреплены на надгусеничных Габарит. Длина — 6454 мм; ширина — 2850 мм; полках корпуса. Около задней стенки ограждевысота — 1865 мм. ния двигателя установлено еще одно сиденье. ЯМЗ—238, дизельный, четырехТаким образом, кроме механика-водителя и Двигатель. командира внутри машины могут разместиться тактный; число цилиндров — 8; рабочий объем — 14,86 л; мощность — 240 л. с ПРИ 11 человек. Для посадки и высадки людей в кормовом листе корпуса сделана двухствор2100 об/мин. чатая дверь с бойницами для ведения огня из Трансмиссия. Сцепление — двухдисковое, коавтоматов. Наблюдение во время движения, а робка передач — шестиступенчатая в блоке также аварийную высадку людей, когда мас главной передачей и планетарно-фрикционшина на плаву, можно вести через два верхными механизмами поворота. Бортовая перених люка в передней части платформы. Сводача — одноступенчатый планетарный понибодное место на крыше сзади этих люков жающий редуктор. рассчитано для перевозки ящиков со снаряХодовая часть. Подвеска опорных катков незадами или иного груза, который крепят при висимая, торсионная с гидравлическими аморпомощи специальных кронштейнов. тизаторами.Каждому владельцу автомобиля в процессе ухода за ним, эксплуатации требуется множество вещей, приспособлений, именуемых автопринадлежностями, или аксессуарами. Производство их в последние годы сильно возросло. Но все-таки еще не везде можно приобрести желаемый предмет. Причины тут разные — одни редко поступают в магазины, другие пока не выпускаются, иные не удовлетворяют потребителя по качеству и т. п. Попробуем разобраться в этих вопросах подробнее. Представление об ассортименте и уровне выпуска автопринадлежностей дает Межреспубликанская оптовая ярмарка нульттоваоов, ежегодно проводимая в Москве. На ней оптовые базы предлагают свои и покупают другие изделия для реализации в дальнейшем через магазины своей республики, области, района. Таким образом, заключенные на ярмарке договоры определяют и программу производства автопринадлежностей и масштаб, географию их продажи. Что же предлагала промышленность на последней (1979 года) ярмарке? На первый взгляд, все, что нужно автолюбителю, — 440 образцов, — это вдвое больше, чем в предыдущем году. Однако при изучении номенклатуры оказалось, что разных по существу изделий... 90. Все остальные — практически одинаковы: 26 видов декоративных колпаков на колеса «жигулей», 24 вида передних и задних брызговиков для этих же машин и т. д. А новых разработок — буквально единицы. И это при том, что не один десяток изделий, нужных автолюбителям, вообще не освоен промышленностью (например, легкие пластмассовые противобуксовочные приспособления, устройства для предпускового подогрева двигателей, клеящиеся декоративные молдинги и т. д., и т. п.). Обращает на себя внимание диспропорция выпуска, когда некоторые изделия в избытке производятся многими предприятиями, а другие в недостаточном количестве — только на одном-двух. Те же декоративные колпаки, брызговики, защитные кожухи для картеров двигателей изготовляются каждое более чем на 20 предприятиях. И неудивительно, что, несмотря на малые объемы их производства на каждом отдельном предприятии, не удалось продать 10% этих изделий. Совсем недавно только один завод выпускал металлические противобуксовочные приспособления, а сегодня таких заводов уже 12, и производство этих изделий превысило заявки торгующих организаций. Такая же картина, н сожалению, наблюдается ис целым рядом других товаров. В итоге базы не приняли к продаже целый ряд предлагаемых промышленностью аксессуаров. Но вот другой факт. Торговые базы не приняли для реализации в магазинах 10 тысяч комплектов замков для крепления колпаков, 2 тысячи щупов для регулировки клапанов, 14 тысяч комплектов напольных ковриков-поддонов, тысячу наружных зеркал. А ведь эти изделия не лежат на полках магазинов. Во многих областях люди ищут их. В чем же дело? Очевидно, торговые организации недостаточно изучают спрос на местах и потому необоснованно отказываются от нужных товаров. Необходимо отметить еще одно обстоятельство, мешающее делу. Речь идет о низком техническом уровне и качест- Место склейкиве изготовления некоторых изделий. Все автопринадлежности, поступающие в продажу, Должны быть согласованы с >илиалом НАМИ — организацией, уполномоченной давать заключение по этим вопросам. Практика работы института показывает, что почти половина представляемых заводами разработок не отвечает необход имым требованиям, а потому отвергается еще на стадии подготовки производства. Тем не менее на ярмарку все же попадают товары, изготовленные без согласования син ­ с титутом . И нет ничего удивительного втом , что ярмарочный комитет вынужден был снятьс продажи многие низкокачественные изделия. Выводы очевидны.. Чтобы улучшить положение с автопринадлежностями, промышленности надо расширить их ассортимент, у лучшить качество, увеличить в целом производство, согласуя его объемы и номенклатуру между предприят иями , ' а торговле — организовать продажу в соответствии сфактическим спросом на местах, заинтересовывая покупателей своевременной, технически грамотной и объективной рекламой новых изделий. В нынешних условиях особое значение и остроту приобретает систематическое изучение потребностей автолюбителей втех или иных товарах. Тут нужен постоянный совет с владельцами автомобилей — с вами, т оварищи читатели. Из этих соображений исходит Филиал НАМИ, работ ающийв содружестве с редакцией «За рулем», предлагая настоящую АНКЕТУ. При первом знакомстве с ней может показаться, что номенклатура автопрннадлежностей слишком велика и мы злоупотребляем временем читателей. Но ванкету включено всего 80 изделий, хотя сегодня нашли широное распространение за рубежом ив нашей стране около 400 наименований различных автопринадлежностей. Мы выбрали лишь те, спрос на которые наименее изучен. Часть из них выпускается сравнительно недавно, другая — перспективные изделия, еще не освоенные производством. Ваши ответы дадут специалистам Филиала НАМИ, предприятий-изготовителей и торговых организаций дополнительные сведения, на основании которых будут сделаны определенные выводы. Они помогут наладить выпуск новых товаров, увеличить объем производства тех автопринадлежностей, по которым все еще не удовлетворяется спрос, или снять с производства изделия, не пользующиеся популярностью. Пожалуйста.^ ответьте на поставленные вопросы, а потом вырежьте из журнала анкетный лист, сложите, склейте его по меткам, наклейте марку , вышлите в редакцию (адрес уже напечатан). Если у вас имеются соображ ения по улучшению торговли автопринадлежностями или их конструкции , которые не были учтеныв анкете, просим коротко изложить их на отдельном листе, вложить в конверт и выслать вместе с анкетой. Ответы просим прислать до 15 июня 1980 года. ПОПРЖЕДЗИНСКИЙ, заведующий отделом Филиала НАМИ М. ЧУХНОВ, младший научныйсотрудник Р.К акойу вас автомобиль (соответствующую цифру нуть) «Жигули» I «Москвич» I «Запорожец» IзачеркЛиния второго сгиба«Волга»Iоткрытое 1 под тентом 21Iв гаражеII. Условия хранения (соответствующую цифру зачеркнуть)113цифруIII. Год приобретения автомобиля зачеркнуть) до 19721 1972 1973 3 1974 1975(соответствующую1976 61977 71978 81979 9 зачерк11214I5Iоа <> \«о О со О. 11IV. Ваше местожительство (соответствующую цифру нуть) а) Республика или регион Москва Ленинград Европейская часть РСФСР Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток Украинскаяи Молдавская ССР Белорусская ССР Литовская , Л атвийскаяи Эстонская ССР Грузинсная, Азербайджанская иАрмянская ССР Узбекская, Казахская, Т уркменская ССР Киргизская, местность, Таджикская исключая и«I*ся1 23456789исч яж3б) Г ород или сельская ЛенинградМосквуUо.Город с населением до 100 тыс. человек от 100 тыс . до 500 тыс . человек свыше 500 тыс . человек Сельсная местность1 234Место склейки V. Какие автопринадлежности имеете, собираетесь приобрести и имеются ли в продаже (отметьте в колонках 1, 2, 3 знаком«+»)137 Накидки (коврики) на сиденья (номп - 15 лент) Столики в салон навесные Чехлы на руль Электронные ройства противоугонные 15 5 уст • 15 10 3292 400 3000 900 12 30 30 на 12 В 22 4 60 9 углов 4 30 16 14 27 для балансировки 15 7 11 2 20 52526 20 10 30 28 25 66 38 39 40 41 42 43 44 45 461 1I2 |3Собираетесь приобрести в 1980—1481 гг.0 ейОиот01 XXмяL ГОАвтопринадлежностит «т а • *к оЕ|*|X [О ОТО(•01 ЯшI оач > •(X 3Сетки от насекомых на окна дверей (комплект) Ручки декоративные на рычаг пере ключения передач Солнцезащитные приспособления для лобового стекла Шторки на стекла автомобилей (комплект) Устройства, «запоминающие» пробег (на присосках или на магнитах) Прицепы грузовые011 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Колпаки декоративные металлические (комплект 4 шт.) Колпаки декоративные пластмассовые (комплент 4 шт.) Устройство для крепления (номплент) КОЛПЭКОЕ 32 10 4 35 4 12 20 14 25 15 24 64 24 832 20 42Накладки декоративные наружные приклеивающиеся (комплект) Утеплители радиатора Приспособление противобуксовочное типа «Паук» (комплект 2 шт.) То же Цепи противоскольжения типа «Лестница» (комплект 2 шт.) То же Противоугонные устройства механические (педаль — руль и т. п.) Фары противотуманные и (комплект) задних ко47~ Прицепы-дачи 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 24 65 14 12 3 35 5 69 70 70 100 26 25 71 72 73 74 75 20 100 50 76 77 78 79 80 66 67 68 Прицепы с палаткой (типа «Скиф») Домкраты винтовые Домкраты гидравлические Лебедки различного типа Пылесосы автомобильные—Опоры регулируемые (1 шт.) Опрокидыватели-кантователи Эстакады автомобильные (1 шт.) Приспособления для проверки установки колесБрызговики передних лес (комплект 2 шт.)Насадки на выхлопные трубы Щитки, защищающие полость под передними крыльями (комплект 2 шт.) Трос буксирныйНаборы специнструмента для автолюбителей Щупы для замера двигателей зазора клапановСъемники различного назначения Насосы шинные ножные Быстросъемные сосов Компрессометры Приспособления колес наконечники для наДержатели наружного зеркала заднего вида быстросъемные Замок поворотного окна дополнительный Ограждение багажного нузове «универсал» отделения вПробка с замком для бензобака автомобиля «Жигули» Багажники: сварные, разборные, универсальные и т. п. Багажники для перевозки лыж Багажники на крышку багажника Приспособления чек на крыше для перевозки удоПриспособления для притирки клапанов Приспособления для регулировки клапанов с индикатором Приспособления для переноски аккумуляторов Приспособления для монтажа покрышек демонтажа иЧехлы для груза на багажнике Приспособления за на багажнике для нрепления грудля безгаражноПриспособления для дозированной заправки маслом агрегатов Устройства для переливания бензина (автосифоны) Канистры Удлинители на канистры Сиденья слесарные передвижные Верстаки гаражные Лежаки для работы под автомобилем Диагностические приборы для проверки системы зажигания в пути Электрополировщики Компрессоры с электродвигателем на 12 В То жеТент автомобильный го хранения Тент с каркасом,Индинатор оборотов ноленчатого вала двигателя (тахометр) Сиденье детское Коврики-кюветки на пол салона полнительные (комплект 4 шт.) Подголовники Холодильники съемные автомобильные до20Чехлы на сиденья (комплект) То же То же Полки для мелких тельные вещей дополни1 00 50 5Приспособления для мойки автомоби30 лей Ключи динамометрические 910