«Ола» макетуИталия всегда влекла к себе людей искусства. А рхитекторы , ж ивописцыидизайнеры стремились побывать там, п роникнутьсянеповторимымдухом классической архитектуры , вдохновиться шедеврами живописи и скульптуры. У автомобильных дизайнеров отношение к этой стране тоже особое. Ведь если модаводеждеприходит из Парижа , то законодатель модыв их области — Италия. Накануне второйми ­ р овой войны там было около ста кузов ­ ных фирм , к оторые разрабатывали стиль, строили опытныеобразцы , вели промыш ­ ленное производствокузовов . «Бертоне», «Загато» и «Пининфарина» блистают до сих пор , удивляя профессионалов и обывателей неиссякаемой фантазией, а их опытслужит питательной средой для специалистов автомобильной промышленности многих стран, включая и нашу. П озднейосеньюпрошлогогода перед посетителями выставки « М отор шоу-92» в итальянском городе Болонья на фоне шедевров «Итал Дизайн » и «Пининфарины» был представлен желтый спортивный автомобиль незнакомого облика. На табличке значилось «Ода». На недоуменныевопросы посетителей икорреспондентово происхождении машины элегантные стендистки, улыбаясь, л аконично отвечал и : «Русский дизайн». Как? Откуда? Весной 1992 года головной НИИ наш егоавтомобилестроенияНАМИ посетил молодойиэнергичныйинженер из Болоньи — глава фирмы « Э нджинсИнджиниринг » А льбертоСтраццари . Его удиви ­ ла оснащенность отделов института и, в частности, студии дизайна, с формирован ­ ной восновном из недавних выпускни ­ ков Московскогохудожественно - п ромыш ­ ленного института имени Строганова. О ниужепроявили себя в работе над концепт - к арами «Дебют-1» и «Дебют-2». О знакомившисьс этими машинамиближе , Страццари сделал предложениеосотруд ­ ничестве. Его замысел — компактная спортивная модельскузовом «родстер». Двигатель и шасси — ВАЗ-2107, поскольк у это дешевои сравнительно надеж ­ но. К рометого , в Италии практически не осталось впроизводстве малых моде ­лей классической компонов ­ к и , 13 узлсвкоторыхможно было бы сложить новуюмо ­ дель. А тачая компоновка , п омнению Страццари, д олжна придать машинеопределенную пикантность. Соответственно был выбран иосновной потребитель — м олодыелюди со среднимдостатком , ж елающие выглядеть более состоятельными. Д ля нас подобнаяориен ­ тация непривычна, но для Италии — в пор ядке вещей. О днако , по мнению «Эндж инсИнджиниринг » , ф ормамашины не должна «заходить слишком далеко». Рынок спортивных автомобилейв Италии достаточно плотен и, главное, имеет свои вкусовые традиции . П оэтому для выхода на негосновымпредложениемнужна немалая смелость. К рометого , с рок на дизайнерскоепроектирование — т ри месяца — был рассчитан на специалистов, р аботающихоперативно . О ткрыва ­ лось болонское « М отор шоу», а дебютвнем позволял надеяться на успех. В этот сверхсжатый срок пришлось улож ить весь объем дизайнерских предпроектных ипроектных исследований, изготовление эскизов, двустороннего макета в 1/5 натуральной величины ( е го левая и правая стороны представляли собойразные варианты оформления). Сделали в натуральную величину макет из пластилина. Затем егоформу «перевели» на стеклопластиковые матрицы , по которым выклеили « к орку » , и митирую ­ щ уюв мельчайших деталях поверхность кузова. Эту стеклопластиковуюоболочку закрепили на каркасе , установленном на настоящих колесах, о красили синтетической эмалью и оснастили «живыми» светотехническими приборами и другими деталями. Выполненный такимобразом макет практическинеотличим от настоя-сютолюбилеуищ егоавтомобиля , хотя не имеет двигателя и не может ездить. Не было лишь интерьера, на изготовлениекоторогопопросту не хватило времени . Его с успехом заменила жесткая заглушка, к о ­ торая перекрывалапроемвкузовевокруг сидений водителя и пассажира. Имитация выглядела вполне прилично , т ем более что внешне она воспринималась как оснастка классических родстеров , к оторые всегда имели пристегивающийсяполог , п редо ­ х раняющий сиденья от дождя на стоянке. Из полога выступали рулевое колесо фир ­ мы «Момо» и подголовники. Первоначально планировалось машинув Италии лишь покрасить , но « к орка » в пути повредилась, пришлось ее шпаклевать. Итальянские партнеры не верили, что все можно поправить за такойкороткийсрок . Наши, напротив, очутились вродной стихии аврала и успели. П резентацияс участием прессы про ­ шла на одном дыхании. О тпущенныерег ­ л аментом полтора часа были насыщены допредела : вступительное слово вицеконсула России, в идеороликбеседыс нашим старейшим автомобильным дизайнер ом Ю. А. Д олматовским , слайды по истории русскогоисоветскогоавтомо ­ биля, п одлинныерисунки В. И. А рямо ва, «живые» масштабные моделиконцеп ­ туального автомобиляконца 40-х годов НАМИ-013 и, к онечноже , и нформацияо виновнице торжества — «Оде». Теперь «Ода» д олжнаобрести интерьер имеханическую часть, превратиться из макета вживой автомобиль. Н. РОЗАНОВ, дизайнерСтеклопластиковый макет машины.