17
18
19
На сколько важна роль свечей для бесп еребойной работы двигателя, в принципепонимают все. О днаковпрактическомподходек делу бы ­ вают икрайности . О дна из них вызвана тем , что свеча с виду очень проста . К орпус , два электр ода , к ерамическийизолятор — и все. Н икакоймеханики , никаких движущихся частей. О тсюда полная непринужденностьвзглядов : л юбая свечка годится , лишь бы целая и чистая, м ожноискороткойрезьбойвместодлинной , а что там говорятотепловойхарактеристике — это профес ­ с орскиештучки , не стоит братьв голову. Встречается исверхуважительное , п оч ­ ти мистическоеотношение : м ожно , дескать, за большиеденьги достать уж так ие свечи, что мотор станет — не узнать. И мощнее , и экономичнее .СВЕЧИИстина, к акводится , л ежитпосредине . Свеча — о дин из элементовсистемы , назначение которой — с воевременноиэффективноподжигатьрабочую смесь вцилиндрах . Если это делается надежноичетко , то ничегобольшегоэлектрическая искра дать не может , к акие расчудесные свечи ни доставай. Д ругоедело , что обеспечение надежности и четкости зажигания — задача сама по себе очень непростаяи тут многое зависит именно от свечей. П режде всего — по состояниюи по характеристикам они должнысоот ­ ветствовать данномудвигателю , у словиямегоработы . О том , из чего складывается это соответствие, и пойдету нас речь.следует руководствоватьсякаквэкстре ­ мальных ситуациях, так ипри плановых заменах. Безусловное правило : длина резьбовой части корпусадолжна быть той , что надо. Если вминутубезысходности ввернуть « к ороткую » свечу вместо «длинной», т о искра, х удо - б едно , б удетитопливо она подожжет . Но как ни близок путь догаража , с вободные нитки резьбывгнезде загрязнятся нагаром , а удалить егоможнотолькометчиком . П опытка вогнать штатн ую свечу силой чревата повреждением дорогостоящей алюминиевой головки блока. Достать же метчик невероятно трудно : р езьбаМ14Х1 , 2 5 нестандартная, чисто «свечная». У мельцыделаютнекоеподобиеметчика из корпуса старой свечи, но это хлопоты , и немалые. В противо ­ п оложнойситуации , то есть при использовании « д линной » свечи вместо « к орот ­ к ой » , д елообстоитещехуже : нагар садится на резьбу свечи и получается западня, из которой нет иного выхода, к ромеразборкимотора . Не говоряужотом , что высунувшаяся вкамерусгора ­ ния свеча перегреваетсядажеприсамой осторожной езде. Тепловой характеристикой , то есть кал ильнымчислом свечи, м ожнов известной мерепренебречь , к огда надо толькодобратьсядостоянки ; но для нормальной , постоянной езды соблюдение предписанной нормыобязательно . Если свеча слиш ­ к ом «горячая», то принапряженномре ­ ж имедвижения она перегреетсяи вызовет калильное зажигание , а это уженебезопасно для двигателя. Ч ересчур «холодная» свеча забивается нагаром , с амо ­ очистка ее недостаточна, а потомуотка ­ зов при пуске моторадолго ждать не придется. В прочем , небольшие отклоне ­ ния от заводских рекомендациймогутпройтибезнаказанно , а в каких-то частных случаях даже принесут пользу. Так, если вы живетевзонеумеренного или холодногоклимата , п оездкиу вас корот ­ к ие , с перерывамимеждуними , то для « М осквича » с полуторалитровым двигат елем следует предпочесть « ж игулевские » свечи А17ДВ , п оскольку штатные А20Д не успевают прожигатьсяи постепенно засоряются . То жев этих условиях ис «Волгой»: если она работает на бензине АИ-93 исоответственноукомплектована свечами А17В, л учше поставить более «горячие» А14В. И наоборот : если «Волга» с дефорсированным мотором (бензин А-76) в основном используется для дальних поездок по автомагистралям , то бо ­ лее «холодные» А17В будут вести себя лучше штатных А14В. Что касается свечей А17ДВи А17ДВР, о тличающихся наличием или отсутствиемрезисторавцентральномэлектроде , то тут взаимозаменяемость полная. Разница тольковуровнерадиопомех , м е ­ шающих работе собственного приемника ( ч ужойреагируеттольков случае, к огда две машины стоят совсемрядом ) . Кстати сказать, установка свечей А17ДВР на « Ж игули » п озволяет избавиться от рези ­ стора вбегунке , а эта деталь не так ужредко «кончается» и доставляет неприятности. Вопросы эксплуатации Германскаяфирма «Бош» — п ризнан ­ ный лидерсвечногопроизводства — п о ­ лагает, что современная свеча рассчита-МаркировкаО ттолкнемся от конкретногопримера . Отечественные свечи для «Самары» (ВАЗ-2108, -2109) или « О ки » (ВАЗ-1111) м аркируются так: А17ДВР. Это обозначе ­ ние состоит из ряда независимых элемен ­ тов. Буква «А» свидетельствует, что ввертная часть корпуса имеет резьбуМ14ХХ1 , 2 5 . К огда - т о ( н апример , на «Победе») п рименялисьболеекрупные свечи срезь ­ б ойMl8X1 , 5 икодовойбуквой «М». П озжеони вышли из употребления . . Ц ифры после буквыпредставляютсо ­ б ой так называемое калильное число свечи. Ч емонобольше , т ем выше рабо ­ чая температура , на которую рассчитана свеча. А эта температура зависит не только от форсировки двигателя, но и от другихфакторов , в частности от способа егоохлаждения . С кажем , м отор «Запор ожца » ф орсированным не назовешь, но унеговоздушноеохлаждение и, соответственно, н апряженныйтемпературныйре ­ ж им . В связи сэтими калильное число свечи большое , равное двадцати трем . В обиходетакие свечи называют «хол одными » , п осколькуу них обеспечен интенсивный отвод тепла от центральногоэлектрода . Свечи снебольшимкалильным числом именуют «горячими». Д альшевмаркировке стоит буква « Д » . Она показывает , что длина резьбо ­ вой части корпуса равна 19 мм («длинная» р езьба ) . В случае « к ороткой » р езьбы (12,7 мм ) н икакаябуква не ставится. Д е ­ лались свечи иещекороче (11 мм ) , о бозначавшиесябуквой «Н», но сейчас таких изделийв ходу ужепочти нет, а обычные « к ороткие » вполне их заменяют . С ледующейвнашемряду идет буква «В». Этот символ относится кконструк ­ т ивномуисполнениюсвечи : если посмот -СВЕЧИреть сбоку , то видно , что изолятор выступает из корпуса . К огдаонутоплен , б ук ­ вы вмаркировке нет. Разница этих реше ­ ний втом , что привыступающем электр оде искра больше вынесена впростран ­ ство камерысгоранияи активнее рабо ­ тает, а поверхностьизолятора , о мывае ­ мая пламенем , л учшеочищается от нагара. С другойстороны , п осколькуизо ­ лятор « ж ивет » в болеетяжелых условиях, качество керамикидолжно быть повышенным. Впрочем, при нынешнем уровнепроизводства это не проблема . З амыкаетмаркировкубуква «Р». Она означает, что вцентральномэлектроде свечи имеется резистор , к оторыйнужен для подавления радиопомех . С позицийконструкторатакоерешение рациональнее прежних , к огда подавительные ре ­ з исторыпомещаливнаконечники выс оковольтныхпроводов или дажевроторраспределителя . Но для изготовителя свечей это дополнительнаятехнологическая задача, у величивающая вероятность бра ­ ка. О днакосерьезныефирмы справляются с ней уверенноинадежно . Н аконец , после всей разобранной нами маркировкичерезчерточку или без нее могут стоять ещекакие - т оцифры (скаж ем , «01»). О ни относятся к вариантным исполнениямданноймоделии не имеютпрактического значения для потребителя . Применяемость Начнем сбанальногоутверждения : свечи должны быть того типа, к оторый указан, в инструкциикавтомобилю . П ри ­ г одны , р азумеется , и их аналоги, выпускаемые другими фирмами. К сожален ию , достать нужныеизделия удается не всегда, п оэтомунеобходимо знать несколько основных положений, к оторымипля5 За рулем № 3ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫЗА РУЛЕМ 3/93 17 ОЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫна на 20 миллионовискр . Не стоит по ­ нимать это утверждениеслишкомпрямо ­ линейно. С мыслеговтом , что принор ­ мальной эксплуатации свеча абсолютнонадежна на пути 15 тысяч километров (такой пробегприблизительно соответствует двадцати миллионамискр ) , а вот дальше появляется определенныйриск : м ожет сказаться, о бразноговоря , у том ­ ление материала. Нам, неизбалованным автомобилистам , это чуточкусмешно : м ыпривыкликсюрпризами от совер ­ ш енно новых изделий . Ну, а западные автомобилестроители дорожат своим рен омеипредписываютзамену свечей через 15—20 тысяч километров , к огдаим , казалось бы , еще ходить и ходить, даже выгорания электродов практически нет. Сказанное может послужить информационной добавкой к привычным гаражным дискуссиям : с колькослужить свечам, к а ­ к ов их ресурс . Как видим , п одобныеспоры не имеютособого смысла, п о ­ с кольку само понятие «ресурс» м ожет быть очень разным . У одних это период стопроцентной надежности, у других — езда до тех пор , п окаэлектроды не превращаются буквально в ничто. Хотя для нынешнего этапа техническойциви ­ лизации первыйподход наверняка резон ­ нее. Тем не менеемыэксплуатируем свечи подолгу . Э лектродыподгорают , з азормеждуними увеличивается, м ыпериоди ­ чески регулируемего , п одгибаябоковойэлектрод . Так былои пока есть. Следует, о днако , и метьв виду, что утончившийся, п олувыгоревшийэлектрод сильнее раскаляется, о твод тепла унегоухудшен . Тепловая характеристика такой свечи дал еко не та, что была уновой , соответственно и ее рабочие свойства даже при бесперебойномискрообразовании весьма относительны. Во всяком случае, п ризнаки калильного зажиганияприповышенной наг рузкемотора не должны удивлять водителя. Кстати, о рабочемзазоре . У автомо ­ билистов принято считать, что хороша та система зажигания , к оторая обеспечивает очень высокоевторичноенапряжение , м ощнейшийразрядныйимпульс , а реализ уются эти достоинства увеличением искр овогопромежуткав свечах. Тогда искра достигает « у бойной » силы иподжигает все, что угодно . О пределеннаялогикав таких рассуждениях есть, вот толькопод ­ жигать-то надо не сырые дрова , а нор ­ мально приготовленную смесь паров бен ­ зина своздухоми « п еребор » тут ни к чему. Если же для экономиив бензин добавляютдизельное топливо или керо ­ син (это не шутка, такие предложениядоводилось слышать), то никакая искра не вернет рабочий процесс внормальное русло. П оэтому гнаться за увеличениемискровогопромежуткабессмысленно . Не лишне напомнить , что увеличение зазоравлюбом случае автоматически повышает пробивноенапряжение , а это частенько приводит кпробоюизоляциивэлемен ­ тах вторичной цепи ( в ысоковольтныепро ­ вода, к рышкаиротор распределителя). П одобные неприятности обычно случаются на неухоженномавтомобиле , где электроды свечей изрядноподгорели , з а ­ з ормеждуниминенормально велик, а проводаи распределитель покрыты пылью игрязью . В ообщенеожиданностив техн икередкобывают действительно неожи ­ данными. Конструктивные особенности Конструкцию автомобильных свечей зажиганияможно назвать устоявшейся, р еволюционныхизменений тут давно уже нет ивродебыпока не предвидится. О днакопроцесс совершенствования этих изделий идет непрерывно . С амымкрупнымсобытием последних лет надо считать переход на массовое производство составных, биметаллических центральных электродов . По виду ониничем не отличаются от обычных : т акойжестерженек из хромоникелевого сплава. Но это лишь внешняя оболочка , а внутри — м едь , т еплопроводностько ­ т оройзаметно выше. Т акимобразом , м ожно сделать вроде бы «горячую» свечу схорошейсамоочисткой от нагара, к отораяодновременно обладает свойствам изащищенной от перегрева «холодной» свечи, п оскольку центральный электродсмеднойсердцевиной активно отводит тепло. И нымисловами , у таких свечей значительно расширендиапазонприемле ­ мых рабочих температур , п оэтому их наз ываютширокодиапазонными или термо ­ эластичными. Популярнейшая фирма «Чемпион» ( С ША ) д олго воздерживалась от перехода на новуюконструкцию , но ужкогда «рухнула», то пошла дальше другихи стала делать биметаллическим не только центральный, но ибоковойэлектрод . Надо полагать, т акоерешение еще больше расширяет термоэластичность свечи. Появление особофорсированных автом обильныхмоторовстурбонаддувом заставило искать материалы с более высок ойэрозионнойстойкостью , чем хромо никелевые сплавы. Остановились на том , чтобы делать центральный электрод из тонкой платиновой проволоки . Внешне такую свечу легкоузнать : э лектродпоч ­ ти не виден , п оскольку мал по диаметруи не выступает из керамическогоизоля ­ тора. По температурнымхарактеристи ­ к ам свечи с платиной не имеютпреиму ­ ществ передобычнымисбиметалличе ­ с кимцентральнымэлектродом . В двигателе со среднимуровнемфорсировки платиновая свеча служитпримернов два раза дольшеобычной , о днакои цена ее в два-три раза выше. П оэтому для при ­ вычных нам моторов свечи массового типа предпочтительнее . С уществуюттакже свечи, у которыходин или обаэлектрода сделаны из серебра . Это специализированныеизде ­ лия, п редназначенные для спортивных и гоночных двигателей. Использование их врядовой эксплуатации не оправдано ни технически , ни экономически . О б изготовителях свечейА14Д ГАЗ-3102 «Волга» W8CC W8CP W9AC W10AC N5C N5G L90 LB8 14-8С B5ES GSP160Свечи для отечественных легковых автомобилейМодель отечественной свечи Зарубежные Применяемость Bosch, Германия Champion, США аналоги NGK, Япония Unipari, АнглияБеги, ГерманияА 23Автомобили ЗАЗ иЛуАЗс двигателями воздушного охлаждения МеМЗ-966 и МеМЗ-968W5AC W5APL82C L6G14-5AUB7HZ-А20Д Автомобили АЗЛКи ИЖ с двигател ямимод . «412», работающими на бензинеАИ - 9 3 А17ДВ Все модели « Ж игулей » , В АЗ - 2 121 «Нива», ЗАЗ-1102 «Таврия», а также автомобили с дефорсированными двигателями мод. «412» (бензин А-76) В АЗ - 2 108 , В АЗ - 2 109и их модифи ­ кации, ВАЗ-1111 «Ока» ГАЗ-24 «Волга» с двигателями, раб отающими на бензинеАИ - 9 3 ГАЗ-24 «Волга» с дефорсирован ными двигателями (бензин А-76) W6DC W6DP N7YC N7GY 14-6DU BP7ESGSP4362W7DC W7DPN9YCC14-7DUBP6ESА17ДВРWR7DC WR7DP W7BC W7BP W8BC W8BPRN9YCC14R-7DUBPR6ESGSP263А17ВL87YCC14-7BUBP6HSGSP4366А14ВL92YCC14-8ВBP5HSGSP531АН, АННГАЗ-21 «Волга», «Москвич-408», а также иные моделиимодификациис теми же двигателями14-9А 14-10АВ4Н B4L-Примечание. Свечи сбиметаллическим центральным электродомфирмы «Бош» и «Чемпион» о бозначаютбуквой «С» в концемаркировки , ф ирма «Беру» — б уквой «U», ф ирма NGK — б уквой «S». В случае, к огдаибоковойэлектрод выполнен биме ­ таллическим, ф ирма « Ч емпион » добавляет вторую букву «С». Сведения по марки ­ р овкефирмы «Унипарт» отсутствуют. 18 ЗА РУЛЕМ 3/93В нашей стране главным производи ­ телем автомобильных свечей зажигания был и остается завод в г. Энгельсе, к оторый выпускает больше половины всей продукции этого рода. Приблизительно треть приходится на долю завода вТюме ­ ни, о днакотамвыполняюттолько механическую обработку и сборку, а керамик уполучают из Энгельса. Недавно впродажу начали поступать изделия Уфимского завода, ранее вход ившегов систему Минавиапрома . Эти свечи имеютмаркировку СИ-12РТ, что по автомобильному стандарту соответствует обозначениюА20 . Качество их хорошее , а по характеристикамонипригодны для «запорожцев» с воздушным охлаждением, но несколько « г орячее » штатных. Поэтом у СИ-12РТ целесообразно использовать в условиях холодного и умеренного климата. В самоепоследнеевремя появилось множество мелких производителей — и вполне серьезных , интересных, н абираю ­ щих силы на ниве бывшей « о боронки » , и, м ягкоговоря , не очень серьезных, с тремящихсяпрежде всего использовать рыночнуюконъюнктуру . П ериод сейчас переходный , о тслеживать ситуацию труд ­ но. Если преждевкаждой отрасли существовала головная организация , о бойтикоторую не мог ни одинпроизводствен ­ ник, т отеперь та.кая «диктатура» в прош ­ л ом . Новый порядок состоит втом , что любой изготовитель должен получить сертификат на своюпродукцию , а выдают его специально утвержденные ком ­ петентные организации . К онечно , так лучше для всех, но эта система толкомпо ­ ка еще не действует . О тсюда риск приоб ­ рести изделиессамыминеожиданными свойствами. Конверсионным и иным предприят иям , « п рицеливающимся » к выпуску свечей, хочется сказать следующее . Традиц ионным « д ержателем знаний» по свечам зажиганияв нашей стране всегда был от ­дел свечей НПО «Автоэлектроника» ( п режде — Н ИИавтоприборов ) . Сейчас на его базе созданнаучно - п роизводственный центр «Автоэлектрокерамика» (105187, М осква , К ирпичная ул., 4 1 , тел. 171-36-28 и 171-16-86). Там вы получите компе ­ тентную техническую консультацию, а потоми сертификат на своюпродукцию . Нам, а втомобилистам , это позволит впредь не покупать «кота вмешке » . Но не только это. К ак известно, наш парк автомобилейбыстро пополняется иномарками , в которыхприменяются свечи самых разных типов имоделей , п орой весьма экзотичные . В связи с этим и сервис, и рядовые автомобилисты испытывают немалые трудности . В НПЦАЭКможно получить не только необходимый совет, но и заказать на опытном завод епартию свечей, к акговорится , л юбо ­ г о фасона. Вопрос этот, д умается , и нтере ­ сует многих , п оэтомуредакцияпредпола ­ гает позже вернуться кнему на страницах ж , риала. Теперь несколько слов озарубежныхпроизводителях . Если раньшедляболь ­ шинства из нас свечи «из-за бугра» были физическинедоступны , то теперь этот барьервидоизменилсяипереместил ­ ся в область цен . За валюту без труда можноприобрести свечи практически всех ведущих западных фирм . Есть не ­ мало мест , г де их можнокупитьи за руб ­ ли, н о , к онечно , очень дорого . Стоит ли овчинка выделки? Т рудно дать одно ­ значный ответ. Свечи, к онечно , х ороши , стабильны по качеству, и те, к ому это пок арману , не обманутсяв своей покупке . Н ужно лишь не забывать, что свечи, к акужеговорилось , не панацея от всех бед , и не надо отдавать за них трудноскоп ­ ленные деньгивнадежде на какие-то нереальные преимущества . И еще . Если уж покупать импортные свечи — только хо ­ р ошо известных фирм ( л идерыупомяну ­ ты в таблице, а фирма «Унипарт» хоть и не из самых крупных , но у нее есть свои магазиныв России). Не надо по ­ падаться на известнуюприманку : к раси ­ вая упаковка , и мяпопулярнойфирмы , а черезчерточку — е щекакое - т о слово, к оторое напрочь перечеркивает суть дела. С кажем , в названии «Иран-Бош» слово «Бош» не более , ч емприманка на крючке . Вряд ли стоит ее заглатывать дажевтом случае, к огда цена изделия вне ­ с колькоразниже настоящего, ф ирмен ­ н ого . У жлучше купить обычныеоте ­ чественные свечи) н изкое качество кото ­ рых — не столько факт, с колько плод собственногозлоязычия . Водится за нами такой грех. В заключение небольшой практический совет. Старайтесь всегда, к огда это воз ­ м ожно , з аменять свечи комплектами . Самый скромненький комплект предпочтительнее любой « р азносортицы » из свечей именитых фирм . Главное его достоинство — в озможностьконтролироватьсо ­ стояние мотора , всех егоцилиндров . Это соображение посущественнее мно ­ гих других . А. МОИСЕЕВИЧВы предусмотрительный человекSacau проблемы, e$#faUfr*ce с axfiafyuc а^на-ОХРАННАЯ СИСТЕМА GUNNERS CAR ALARMВ — — — — — — 80 — — комплект охранной системы входят: центральный процессор; сирена 120 dB ; вибрационный датчик с регулируемой чувствительностью; контактные датчики багажника и капота; реле блокировки зажигания; два 4-кнопочных пульта дистанционного управления (дальность м); передающий блок с ленточной антенной; приемник (pager) для дистанционного контроля (400 м)."CONSUL SYSTEMS"ОХРАННАЯ СИСТЕМА SCORPIONУстанавливается в салоне автомобиля Выполнена в виде прямоугольного коврика (840x310 мм) Система имеет: — встроенный вибрационный датчик; — сирену 120 dB; — электрошоковое устройство; — аккумуляторную батарею; — пульт дистанционного управления (с его помощью происходит установка и снятие охраны). При срабатывании системы включается сирена и подается электроразряд 40000 В.При срабатывании система выполняет следующие действия: — подает сигнал тревоги на прибор дистанционного оповещения (pager); — включает сирену (при предварительной установке под охрану со звуковым оповещением); — блокирует систему зажигания.г. tilocK&A, (фосн. GyaeJiH&io, 2o, KOfut.2; и*. Щербаковская, 20/24Ошно&иг покупки: PoCCUfi., t05tt%, /Коскйл, <f*.G<tfl4lKO&Z, ?3 Жыгфся: (095) 366-29-04 366-29-05 "Шыефлкс: (095) 365-t4-Zt, 405-Г9-37 Же^екс: 414X50 ОЪ&ГН S7{ CONSULSYSTGMSЗА РУЛЕМ 3/9319