ВОССТАНАВЛИВАЕМ РЕССОРЫСовет В. Жибутко, как править просевшие рессоры, опубликованный в февральском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес у владельцев «москвичей». Руководитель конструкторской группы АЗЛК С. ЛИПГАРТ и автолюбитель В. А НКУДИНОВ из Ижевска откликнулись рассказами о других, более совершенных способах восстановления формы и упругости рессор. Предлагаем их вашему вниманию. А втор названной заметкирекомендо ­ вал изгибать выпрямившиеся листы рессор, п оложив их на швеллер и нанося ударысшагомоколо 50 мм кувалдой через зубилоподобнуюоправку . Такой способ чреват неприятными последствиям и . Во-первых, сильная деформация листа в местах ударов заметно снижает его усталостную прочность . Во-вторых, вмятины на листе, о стающиесяв виде тон ­ ких полос, становятся концентратораминапряженияимогут вызвать трещины . Эта опасность усиливается, п оскольку ровная доэтого поверхность листа приоб ­ ретает граненуюформу . И, наконец, автор рекомендует увеличить стрелу про ­ гиба до 50 мм , не указывая форму листа до правки . Этих недостатков лишен принятый вавторемонтнойпрактике способ восстановления просевших рессор нагартовкой. Лист кладут на плиту или плоскую наковальню итяжелыммолоткомс гладк им , слегка выпуклымбойком наносят удары по вогнутойстороне листа, начиная от центрального отверстия. О со ­ б енно тщательно проковывают зону, расп оложенную на расстоянии от 40 до 70 мм по обестороны от него . Чем равномернееследуютударыи чем мень ­ ше каждый из них деформируетпо ­ верхностный слой по отношениюк расп оложенномурядом участку, т емменьше опасность поломки листа. В результате лист изогнется равном ерно , п риближаясь по формекдугепостоянного радиуса. Стрелы прогиба листов (их «высота») д олжнылежатьв пределах, установленных заводом , п осколькуониопределенысучетомтребуемойформы рессоры под нагрузкойи обеспечения усталостной прочности. У рессорных листов «Москвича», п одвергнутых правке, следует обеспечить следующие величины стрел прогиба : п ервый ( к оренной ) — 100... 130 мм на дугедлиной 1150 мм , второй — 130...150, третий — 100... 115, четвертый — 70...80, пятый — 35... 40, шестой ( н ижний , п рямоугольного сечения) — 5...7 мм . При этом кривизна каждогоследующего листа после корен ­ н огодолжна быть больше , чем у наход ящегося над ним . Д ляразгрузки листа, р асположенного выше, н еобходимо , чтобы детали до стягивания центровым болтом соприкасались только своими концами через противоскрипные прокладки. После правки листов, с борки рессоры идаженебольшогопробега автомобиля закономернанекоторая осадка рессоры, так как сняты остаточные напряжения .Рис. 2. Поджатие рессоры для установки центрового болта: 1 — к рюк ; 2 — ломик.<» 100.120s * ^ ' 1070 пас/г епроковкиРис. 1. Правка листа: 1 — молоток с приваренным прутком; 2 — наковальня; 3 — лист рессоры.Учитывая это, не следует опасаться, что рессора сразу после установки на автомобиль окажетсяслишком «высокой». Если она останется такой и после про ­ бега внесколько десятков километров , то будет излишне жесткойиможетпреждевременно поломаться из-за увеличения реальных деформаций . ТакиА- о бразом , характер работы и долговечность восстановленной рессоры в значительной мере зависят от правильн ого наклепа листов (качества получившейся поверхности) и взаимного согласования радиусов кривизны , а значит, от квалификации исполнителя.Восстановление первоначальной фор ­ м ырессорпростымизгибом листов не дает желаемого результата. По опыту знаю , что через два-три месяца такая рессора опять проседает. Я восстанавливаю рессоры , п роковы ­ вая листы. Сразу скажу , что это требует определенных навыков, п оскольку удары надо наносить точные иодинаковой силы. Результат замечательный — р ессоры служ ат не хуже , если не лучше новых, д олго не теряя формыижесткости . На последних восстановленных рессорах ижевского «Москвича» е зжууже четыре года сбольшойнагрузкойи по плохимдорогам , не жалуясь на подвеску. Как я восстанавливаю рессору? Разбираю ее , все листы очищаю от ржавчиныигрязи . К аждый лист кладу вогнутой стороной на наковальню, к ото ­ рая представляет стальную болванку диам етром 100—120 мм . М олотком наношу удары сшагом 5...6 ммпоперек листа, как показано на рис. 1. Сила удара должна быть такой , чтобы на поверхности оставалась заметная вмятина. П ервымпроковываюкоренной лист, пока расстояние междуегоконцами не достигнет 1150 мм (стрела прогиба около 260 мм ) . Остальные листы по пор ядкуподгоняюкрасположенному сверху. Сначала я собрал рессору из всех семи листов, но жесткость ее оказаласьч резмерной . У брал два нижних — получилось что надо. Н есколько слов об инструменте. Это легкая кувалда (масса около 1,5 кг ) , на боеккоторой наварен отрезок стальн ого (сталь 45) с тержня длиной 30 идиаметром 18 мм , предварительно закаленный. Чтобы он не отпустился при сварке, е го следует охлаждать водой . Сначала проковываюкоренной лист от концовксередине . Качество работы проверяютак . З акрепив один конец листа, н ажимаю на другой , чтобы лист выпрямился. О тпускаюипроверяю , насколько изменилась егоформа (стрела прогиба ) . Если значительно, п роковываю еще раз. И так до тех пор , пока не убеждаюсь , что лист сохраняет требуемуюкривизну после разгибания . При сборкерессоры пригодится нехитрое приспособление — к рюкс ломиком (рис. 2). Надев крюк на ухо рессоры , через отверстие в нем пропуска ­ ем ломик и, уперев конецв лист рессоры , давим на другой вниз, о дно ­ временно опуская домкрат. И еще один совет. Чтобы при работе заглушить пронзительный раздражающийзвон , о б ­ мотайте свободныеконцы наковальни толстой влажнойтряпкой или положите на них мешочкиспеском . Если вы все сделаете правильно, рессоры долго не напомнят о себе. От редакции. Сравнивая описанные способы рихтовкирессор , читатели, наверное, о тметили , что С. Л ипгарт советует наносить ударымолотком по внутренней (вогнутой) стороне листа, а В. А нкудинов — по наружной . А результат одинаковый — лист изгибается внутрь. О шибки здесь нет. При ударах выпуклымбойком по внутренней стороне листа, л ежащего на плоской плите, п роисходит наклеп (уплотнение) п оверхностного слоя, в результате чего волокна здесь сокра ­ щаются, а на наружной — удлиняются. Во втором случае подударами цилиндр ическогобойка волокна удлиняются, а лежащие на наковальне — с окраща ­ ю тся . Лист изгибается внутрь.АВТОЛАМПЫ фирмы TUNGSRAMФирма "АКИН ЛТД" реализует в Москве автолампы напряжением 6, 12, 24 вольта: — фарные лампы, в т. ч. галогеновые (одно- и двухспиральные); — противотуманные лампы ; — стопсигнальные лампы (одно- и двухконтактные); — раллийные лампы (60, 70, 100 ватт) Высокое качество и доступные цены.Тел. (095) 930-55-45, факс (095) 930-11-51. 45ЗА РУЛЕМ 3/93