СОДЕРЖАНИЕТЕХНИКАПопала ли "десятка" в десятку На пути в неизвестность __Российский КОЛЕСО "Марторелли" ;2 6_ 8 10НАШЕ ЗНАКОМСТВО Сельский автомобиль 12 14 для богатых СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА. ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ Свечи, свечи ЗА РУБЕЖОМ Запчасти от Циглера. 20 17ПОИСКИ • ИДЕИ • РАЗРАБОТКИ Без шума и запаха О пользе конверсии СЕРВИС "Трещина в стекле" 25 22 24Ода макету, который хочет стать автомобилем ИСПЫТАНИЯ В проспекте и на Схема ВАЗ-2106 дороге.2627электрооборудования 28РЕЙД "ЗА РУЛЕМ" Проверка Милиции на от дорогах. полиции. 30 32 33 34 35 36 .37,47 ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА СЛОВО-АДВОКАТУ Украина Азбука идет на обгон водителяККРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ЭКЗАМЕН НА ДОМУ. МУЗЕЙ Битва за "верхний вал"38КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Измеряем расход топлива 40 42 43 43 рессоры 45 46 48 50Не ходи в нашу репу СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ СВОИМИ СИЛАМИ Восстанавливаем Разберитесь с "автоматикой" КБ читателей СПОРТ "Лянча" уходит бежденной Из коллекции "За рулем" журнала непоИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬакие _только_ слухи не громозди ­ лись вокруг ВАЗ-2110. Э тумодель видели многие , и одни : находили ее восхитительной, д ругиеже не нашли ничегоособенного . Европейский корреспондентскийжурнал «Уилс» п од ­ с мотрелпрототипбудущей «Лады» на испытательном полигонефирмы « П ор ­ ше» в Вайсахе ещетри года назад. А летом 1988-го, л ишенный завесы сек ­ ретности, опытный образец ВАЗ-2110 предстал перед посетителями выставки «Автодизайн-88» на ВДНХв Москве (ЗР, 1988, № 10). Н о , у вы , э тобылодин из опытныхобразцов и, естественно, не последний. Главный дизайнер ВАЗа МаркДемидовцевв это жесамоевремяза ­ нимался « д есяткой » с совсемдругой внешностью. П онятно , что ВАЗссамого начала делал очень серьезную ставку на новуюмодель . Ее роль — быть палочкой выручалочкой для завода. О напоможет расширить сбыт «лад за рубежом , даст акцион ерному обществу ВАЗв столь нужную для его дальнейшего разF"—*-4 витияСкажите-ка, ВАЗ-2110, какой у вас коэффициент лобового сопротивления! Не 0,31 ли!валюту со всеми вытекающимиотсюдаположительными последствиями. И когдапрошлымлетом генеральный директорВолжскогоавтомобильного завода В. К а ­ д анников дал вадресновоймоделиопределение « п рекрасная по всем парам етрамиконкурентоспособная » , б ыло ясно, что онимелв виду. Нельзя сказать, чтобы экспортные рынки томились от нетерпения вожида ­ нии первых партий ВАЗ-2110. « О пель -51 Низкие вытянутые блок-фары позволили по-иному оформить передок кузова.542ЗА РУЛЕМ 3/93 ТЕХНИКААстра» и «Ровер-216», « М ицубиси - Л ан сер» и «Ниссан-Санни», « Ф орд - О рион » и «СЕАТ-Толедо», да мало ли еще какие одноклассникибудущей «Лады» н ескон ­ ч аемымпотоком текут на рынки Европы. С корее , сгорали от нетерпения отечественные автомобилисты . О ни надеялись, что волна всеобщегоподорожания не успеет высоко вознести новуюмодель . О ни рассчитывали, что эта машина преж ­ де всего окажется наиболее приспособ ­ л еннойкроссийскимусловиям эксплуатации. И м казалось, что «десятка» станет на своей территориидостойнымсопер начнется скорее всего в 1995-м, если н & в 1996 году . И все-таки первое знакомствосо ­ стоялось. Ч емже ВАЗ-2110 обрадовал автомобилистов? С вежимдизайном . И не только дизайном , но, к ак следствие, удачной сточкизренияаэродинамикиформой кузова. К онкретнойцифры коэффициента лобовогосопротивления на выставке названо не было , но на первый взгляд егоможнооценитьравным 0,31, что по современнымпонятиям неплохо. Во всяк ом случае уновейшего «СитроенаКсантия», что дебютировалв марте на рючего, разработанное «Дженерал мо ­ торе», позволило сделать автомобиль не толькоэкономичным , но ималотоксич ­ ным, отвечающим самым жестким европейским и американским ограничениям, д ействующимужеснынешнего года. Э кземпляр ВАЗ-2110, представленный вМайеже , нес обозначение 1,5 GSI , к ото ­ р оеподразумевало , что машина оснащена полуторалитровымдвигателемс впрыск оми каталитическим нейтрализатором . Топливо длятакого двигателя — неэтилированный бензинсоктановым числом (по исследовательскому методу ) 9 1 . Возьм ите себе это на заметку , провинциальные автомобилисты , п осколькуу вас пока достать и этилированный-то бензинпроб ­ лема, не говоряужоего цене. Но вернемся кэкономичности . « Д е ­ сятка», во всяком случае тот экземпляр , что нам былпоказан , расходует приско -яшв*^^i—Vl'ln^ "" — ^тт531Шн икомнарождающейся экспансии зару ­ бежных моделей. Наконец, они ждали, что ВАЗ-2110, к акрождественскийДедМороз , принесет им массу приятных сюрпризовв виде технических новинок. Новая «Лада» не была показана ни осенью на московскоммеждународномавтомобильном салоне МИМС - 9 2 , ни в начале зимы на выставке «Автоиндустрия-92». И толькоподсамый Новый годфирма « Л огоВАЗ » устроила вмосковскомманежеброскоешоу машин «Волво», « Д женералмоторса » , «Крайслера», « М ер седес-Бенца», «Хонды» — тех фирм , с которымиорганизатор имеет деловые связи , — и на их фоне представила со ­ в ершеннооткрытои официально прото ­ тип ВАЗ-2110. Так в театре для под ­ д ержкидебютанта на спектакль назначают искушенных актеров. Д ебют вызвал, к онечноже , с енсацию . М ашина выглядела эффектно . Лоснилась кожанаяобивка сидений, иностранные слова' «16 VALVE » на двигателе сражали посетителей наповал, а гладкий «леденцовый» дизайн не оставлял равнодушных. С реди посетителей нашелся, правда, и скептик . О нвспомнил , что когда-то в планах ВАЗа значилось, что дебют новой машины состоится вконце 1992 года. Не на выставке, а на конвейере . П оэтомускептикпозволил себе пока велчч ть новинку прототипом . С ерийноежепроиз ­ водство новых автомобилей , в технологическое оборудование которого уже вложено более 800 миллионов долларов, © «За рулем», 1993 г. Высокий, чуть зауженный задок машины. Световые блоки зрительно подчеркивают линию бампера.т'^iHiшШ; ; >'' '" '^ввщаяяяввщщ} та пиа .--<ф?Проем багажника с очень низким порогом. Передний бампер интегрирован в поверхность кузова. На смену резким переходам пришли округлые формы.ж еневском салоне, этот показатель ра ­ вен 0,3. «Мягкие» ф ормы кузова, как у хорошо обкатанного леденца, и нтегрирован ­ ные вобщую поверхность бамперы , низкий иплоский капот (благодаря совре ­ м енным вытянутым блок - ф арам ) , высокая исуженная ( к олея задних колес на 30 ммменьше , ч емпередних ) задняя часть ку ­ зова, отсутствие водосточных желобов над дверями , вклеенные стекла — вот те решения, к оторые позволили сделать автомобиль таким « с кользким » для встречн огопотока воздуха. « Х орошаяаэродинамика , — п одумал я, вообразив себя будущим владельцем « д есятки » , — это замечательно». Значит и расход топлива будет поменьше , ч емустаромодных ВАЗ-2105 или -2106. Х оро ­ шая аэродинамика — значит позади ма ­ шины не будет , к аку «Волги», в оздуш ­ ного вихря, к оторыйохотноотложитвсюподхваченнуюим грязь (или пыль) на капот иветровое стекло следующейпо ­ зади машины . Х орошаяаэродинамика значит и что машину будет легко мыть — нет ступенек междусоседними панелями, «ловушек» д лягрязи . Расход топлива при нынешних ценах на бензин волнует каждого . Э лектронное управление двигателем , в том числе и системой « м ноготочечного » впрыска го ­рости 90 км / ч 4,9 л, п ри 120 км / ч — 6,3 л, а по условному , так называемому городскомуциклу — 7,9 литра неэтилированного бензина на 100 км пути. М ного это или мало? П о сравнению с ВАЗ-21053ЗА РУЛЕМ 3/93 3 Бросается в глаза отсутствие поворотной форточки в двери и обтекаемое зеркало заднего вида.Кузов сделан без водосточных желобов. Верхние кромки дверей чуть заходят на крышу. Заднее стекло вклеено в проем.и ВАЗ-21093 очень мало: в тех же режимах они расходуют соответственно 7,4—10,1—10,1 л/100 км и 5,9—8,08,6 л/100 км! Сопоставив же по экономичности ВАЗ-2110 с зарубежными одноклассниками — не улыбайтесь, прошу, за сравнение,— увидим, что они в среднем на скорости 90 км/ч расходуют 5,25,5 л/100 км, на скорости 120 км/ч — 6,8—7,2 л/100 км , а при городском цикл е — 8,3—9,4 л/100 км ! Иными словами, новая «Лада» где-то на 10 % экономичнее. Блестяще! Мотор ВАЗ-2112 (так он называется) на машине ВАЗ-2110 развивает мощность 94 л. с./69 кВт при 5600 об/мин. Неплохо. Тому способствуют четыре клапана на цилиндр (хорошее наполнение цилиндров смесью, высокая мощность) и впрыск топлива во впускные каналы каждого цилиндра. Погоня за высокой мощностью, однако, как мы знаем, нередко оборачивается низким крутящим моментом, да еще в узком рабочем диапазоне по оборотам. Но не тут-то было! Наибольший крутящий момент у ВАЗ-2110 составляет 130 Н- м при 3600 об/мин — вполне достойные на сегодня параметры. Посмотрим, однако, на эти параметры чуть глубже. Литровая мощность двигателя ВАЗ-2112 (это, видимо, самая мощная модификация базового силового агрегата) сегодня равна 62 л. с / л . Но уже серийно выпускаются моторы тоже с впрыском и четырьмя клапанами на цилиндр («Ровер-216 ГСИ», «Дайхатсу-Эпплоус», «Ниссан-Санни»), которые развивают 66—68 л. с./л. Через два-три года, когда новая «Лада» начнет сходить с конвейера, самая форсированная модификация ее двигателя по мощностным показателям может уже отставать от мировой элиты. Пока, если сравнивать заявленные ВАЗом скоростные показатели для «десятки» и ее зарубежных одноклассниц, можно однозначно заключить, что по наибольшей скорости и приемистости она чуть-чуть впереди конкурентов. Тут приходится опять вспомнить о разрыве в пресловутых два-три года до начала выпуска и некоторой «бумажности» приведенных на выставке характеристик ВАЗ-2110 (возможно, эти цифры просто повторены к ) технического задания на машину). С таки* же скептицизмом можно оценивать ь ассу новой «Лады» в снаряженном состоянии: 980 кг означают очень легкую машину и, возможно, с недостаточными (нет, не для европейских, а для российских дорожных условий!) запасамипрочности. Я рад был бы ошибиться, но из восьми выбранных мною зарубежных аналогов половина весит столько же или чуть легче, а половина на 20—40 кг тяжелее. £ Мне показалось, что ВАЗ-2110-1,5 GSI по комфорту и оборудованию не может претендовать на ту роль, на которую заявлен. При ярком освещении и открытых дверях хорошо видны не только претенциозная кожаная обивка сидений, но и их трубчатый каркас и простейший механизм регулировки. Напрашивается аналогия с раскладушкой, оформленной под вольтеровское кресло. Но сами сиденья удобны, с хорошими подголовниками и уверенной боковой фиксацией тела — чувствуйте себя, словно вы сам господин Вольтер. Не спорю: удобны и красивы внутренние панели дверей с блоками кнопокНизкие пороги дверей, высокие притолоки облегчают вход-выход.Удобные сиденья с подголовниками и скользкая «жаркая» обивка подушек кожей.4ЗА РУЛЕМ 3/93 В козырек щитка приборов справа и слева врезаны клавиши управления.Из панели приборов органически вырастает консоль, оканчивающаяся рычагом переключения передач.Впечатляет просторный багажник с очень низкимпорогом (не сравнить с «высокобортным» багажником на ВАЗ-21099). В нем , кстати, нет места для «запаски». Она скрыта под его полом , а доступ к ней — догадайтесь откуда? Д а , снизу. Сам по себе автомобиль ВАЗ-2110 длиной 4263 мм (на 58 мм длиннее, ч ем ВАЗ-21099), ш ириной 1676 мм (на 26 ммшире , ч ем ВАЗ-21099) представляется довольно просторным в зоне переднихсидений . В зоне задних его салон субъективно показался теснее. В длину салон немногосвободнее , ч ему ВАЗ-21099, с корее всего потому , что уновой «Лады» база выросла на 30 мм (до 2460 мм ) и удачнее спланирован салон. М ожно , к онечно , д олго выискивать иобсуждатьплюсыиминусы , но вцеломя бы заключил , что машина получилась удачнойи приблизилась ксреднеевро ­ п ейскомууровню . Разумеется, п одпрыги ­ вать на подушкахсиденийи вслепую шарить рукойподдвигателемнеподвиж ­ н оймашиныодно дело, а езда за рулем хотя бы на протяжении пары тысяч километров — с овсемдругое . Но даже при такойоценкея бы поздравилкол ­ лектив ВАЗа иего главного конструк ­ тора Г. М ирзоевас удачей. И хотя «десятка» е ще не выпускается серийно , ее первыйвыход на публикуябыпри ­ равнял кпопаданию ну если не в « я блочко » н амеченной цели, то уж , по крайнеймере , в девятку. Л . ШУГУРОВ Под крышкой с «заграничной» надписью — 16 клапанов на 4 цилиндра. Управление впрыском топлива — электронное. От редакции. ВАЗ-2110 — модель бли ­ ж айшегобудущего . А как шли у ВАЗа дела в недавнем прошлом? За 1992 год завод в Тольятти выпустил продукции на 227 миллиардов 454,6 миллиона руб ­ лей. С главных конвейеров ВАЗа сошло 680 471 автомобиль, п ричем среднечасовая сборка составила 151 машину . Поставки на экспорт составили 271 763 автом обиля — это больше , ч емв 1991 году . П роизводительность труда по ВАЗу снизилась по сравнению спредыдущимго ­ д ом на 6 % . В соответствии сколлективнымдогово ­ р оммежду правлением АО « А втоВАЗ » и коллективом общества в 1993 году план товарного производства автомоби ­ лей — 720 тысяч штук.управления, стеклоподъемниками, замками, наружными зеркалами, интегрированн ымивобивкуподлокотниками . Так и хочется сказать: «А электрическиестекло ­ п одъемники . . . » Но их нет, как илюкавкрыше , к акборткомпьютера , г незд для бутылочек спепси - к олой на хорошо спланированной консоли. Располагают к себе рулевое колесо с «толстеньким» о бодом , щиток приборов, в козыреккотороговстроены различные клавиши. На щитке — т ахометрскраснойзоной от 5500 до 6000 об / м ин . А за ней — е щеделения , до 8000 об / м ин , н амекающие на большойскоростнойпо ­ тенциал двигателя. Что же — это хо ­ роший коммерческий ход! Рядом стахометром — с пидометри бензоуказатель. Остальную информацию, г осподин водитель, получите посредствомконтрольныхламп — вам тут не пилотская кабина авиалайнера. П росторныедвери обеспечивают беспрепятственные посадку-высадку.Не надо при этом стукаться головойопритолокудвери или, словно линкор около пирса, п роноситьногумимоперед ­ ней кромкидверногопроема , к ак на ВАЗ-2109. Складывается впечатление, что, п осколькуводосточногожелоба нет и верхняя кромкадверей чуть заходит на крышу , сам двернойпроем стал повыше. И к лучшему!ВАЗ-2110 — переднеприводная машина с силовым агрегатом поперек кузова. Ф ор ­ ма верхних опор пружин — признак передней подвески типа «Мак-Ферсон».Фото 2 За рулем № 3В.КнязеваЗА РУЛЕМ 3/93 5