СИТУАЦИЯ ДРАМАТИЧНАРуководитель немецкого отделения «Форда» Джон Хардиман о шансах автомобильной промышленности на будущееД ЖОН Э. Х АРДИМАН , 58 лет, американец. С 1989 года — председатель правления акционерного общества «Форд-верке» в Кёльне. Выпускник Гарвардского университета сделал почти всю свою карьеру (с 1961 года) у « Ф орда » на его европейских предприятиях — во Фран ­ ции, Бельгии, Португалии и Италии. 48 000 работников «ФордаКёльн» в 1991 году изготовили около 970 000 автомобилей, а оборот предприятия составил 22,4 миллиарда марок. 13,4 миллиона автомобилей. Тем не менее глава концерна «Фольксваген» г-н Хан верит в необходимость гигантских новых предприятий. О н надеется на присоединение восточноевропейских рынков.где делают «Эскорт», ненамного уступает японским . По произво ­ д ительноститруда он входит в число самых передовыхпред ­ приятий вмире . Д а , мы уже не первый год видим, что для японцев нет невозможного. Вопрос в том, почему этот опыт не прививается!От редации ЗР. К ризисвраз ­ витой рыночнойэкономике не похож на тот, что происходитвотечественной , а значит, и ре ­ цепты его преодоления другие. Все жемы посчитали, что оцен ­ к иивыводыодного из видных менеджеров , касающиеся зарубежного автомобилестроения, б удутинтересныинашим читателям. Публикуемое в сокращении интервьюД . Х ардиман дал редакторам журнала «Ауто — дер дойче штрассенферкер» О . Веберу и Й. Райхле. Будучи американцем, надеетесь ли вы, г-н Хардиман, на лучшее будущее для американского автомобилестроения! — Д а . По крайнеймере , для нашей компании. Экономика США остается вкризисе , но отчетливо проявляются первые признаки оздоровления. О днако американское автомобилестроение отягощено огромным избытком производственных мощностей. — В ерно . К счастью, это не относится к « Ф орду » . М ыещенесколько лет назад постепенноприспособили их кпотребно ­ стям рынка. Конкуренты не смоглиотреагировать на эти тре ­ бования своевременно . М ожет ли столкнуться с такой ситуацией автомобильная промышленность Европы или здесь нет излишних мощностей!в стадии расширения . В озьмите , н апример , новый завод « О пеля » в Айзенахе или планы « Ф олькс ­ вагена» в Мозеле (оба завода вбывшей ГДР — ред. ЗР). Ф ИАТ развивает мощностивПольше . П ланируютсяновыезаводыв Испании иПортугалии . Я понцыже хотят превысить согласованный с ЕЭС лимитв 1,2 миллиона авт омобилейвгод (для Европы — ред. ЗР) и довестиегодо2мил ­ лионов. Так можно ли говорить об избытке мощностей в достаточно близкомбудущем или всетаки нет! — Он может возникнуть. И мы убедились, что предприятия , с оздаваемые ныне в Европе, в близкойперспективе станут нерентабельны. Выходит, ошибка, сделанная вАмерике 20 лет назад, теперь повторяется в Европе! — Б оюсь , что да.На какую же производительность должны быть ориентированы европейские заводы! — Я исхожу из того , что в 1999 году Европе потребуется 15—16 миллионов легковых машин. А сколько мы можем выпускать сейчас!— П отому что европейцы , да иамериканцытоже , не хотят работать ижить , к акяпонцы . К рометого , наши заводыв Евр опе складывались иразвива ­ лись исторически , и нельзя сра ­ зу сделать их из сегодняшних — К онечно , в Восточной Евз автрашними . р опе колоссальный спрос . О д ­ Но как вы намерены решать накочем финансировать его эту проблему! обеспечение? Ведь тамсегодня — Л егко ответить, но трудно (и ещедолго ) б удут заниматься оздоровлениемэкономики . Это осуществить : м ыдолжны соглао чень , очень трудно . М ывидим , совать повышениепроизводи ­ с кольвеликипроблемыв новых тельности труда , н еобходимоефедеральныхземлях — п ри той для выживания , с европейскимогромнойэкономическоймощи , о бразомжизни . Иначе говоря , к отораясосредоточенав старых не слепо копироватьяпонскиеземлях . О тсюдаможно понять, м етоды , а адаптировать их к евс какими трудностями столкр опейским условиям. М ир труда нутся другиестраныбывшегоиструктурапроизводствав Японии совершенно иные, ч ему восточного блока. нас. Когда же государства Восточной Европы станут интересными рынками! Звучит несколько абстрактно. Как вам видятся конкретные ша— Во всяком случае, на бли ­ ги « Ф орда » ! ж айшие десять лет я не возлагаю особых надежд. — П отерпитенемного . У нас есть планы вближайшиегодыМожет ли нынешняя ситуация повысить производительность отразиться на заводах « Ф орда » т руда вплоть до 40 процен ­ в Европе! тов. — С егодняу нас нет наме ­ Это вопрос нашей гибкости . р ениязакрытькакие - т о из них. Работодатели иработникидол ­ Но присуществующемположе ­ ж ны искать новыерешения , н о ­ нии делничего нельзя исклю ­ вые графикисмен — с частиччать. В озьмитеГерманию : здесь ной занятостью , б олееподвиж ­ в 1991 годубылозарегистри ­ ные, ч тобытакимобразом увер ованопочтичетыремиллиона личить времяработыоборудо ­ новых автомобилей , в 1992-м — вания. Д о сих пормымогли 3,6—3,7 миллиона , а вновоммногоекомпенсироватьвысокой 1993-м будет 3,2 миллиона , а производительностьютруда , выт оименьше . Ситуация драма ­ с окимкачествоми клеймом тична. «Сделано вГермании » . Удастся ли это в дальнейшем, вот Ваш коллега из концерна вопрос... «Опель» г-н Хьюджес считает, что под угрозой сокращения Но сейчас « Ф орд » зарабатык аждое второе рабочее место в вает деньги именно на немецких немецкой автомобильной прозаводах. мышленности. Н еужели все на— Стало, однако, очень столько скверно! т рудно выпускать вГермании ав— Н адеюсь , дела не столь томобилихорошего качества по плохи . Но абсолютноясно : как разумным ценам. Высоки пряавтомобильная промышлен ­ м ыеикосвенныерасходы на ность, так и ее смежникинуж ­ з аработную плату, в ысоки налод аютсяв очень быстромиощу ­ г и , к ороткарабочая неделя... тимом повышении производи...А немецкие машины безтельности труда . б ожно дороги. В каких масштабах! — Не впоследнююочередь — Если мыхотим остаться поназваннымпричинам . Г ер ­ конкурентоспособными — миним ания находится в той стадии, м ум на 30, а лучше — на 40 когда она может утратить кон ­ процентов. курентоспособность. А это возможно ! — Э тодолжно стать воз ­ м ожным . На примерехорошихяпонскихпроизводителеймы вид им , что все достижимо . В ооб ­ щ еговоря , наш заводв Саарлуи, Но почему же немцы никак не возьмут это в толк! — П оройуменя складывается впечатление, что впрошлом они добились слишком больших успехов . Это сделало их сытыми .— Еще в 1990 году Европа располагала мощностями , к ото ­ потребоваться — М нения на сей счет сильр ыемоглибы но разнятся. Ф акт , о днако , что толькокконцу десятилетия, но предприятияв Европе находятся приэтомбылопродано всего ЗА РУЛЕМ 5/9318