40
41
КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙ(рис. 2); ... не оказывает влияния на пусковые качества холодного двигателя при температуре 0...—25 °С; ...приводит кснижению общих уровнейшумавпреде ­ лах 0,5...5 дБА » . В общем то, что мыи ожидали. — Почему же некоторые владельцы «жигулей» утверждают, что их двигатели после установки гидрокомпенсаторов прибавили мощности, стали легче запускаться на морозеи лучше работать! — Здесь нет противоречия . Завод про ­ водил испытания на новых, о трегулирован ­ ных должнымобразом , м ожно сказать, идеальных двигателях. А у большинства автолюбителей они далеко не такие : д е ­ тали газораспределительногомеханизмаизношены , клапанные зазоры нарушены и «гуляют». Результат — и скаженные фазы газораспределенияиухудшенные характ еристики . Г идрокомпенсаторыже , обеспечивая беззазорныйконтакт рычагов ску ­ лачками распредвала, п риближают фазы кзаложеннымвконструкцию настолько, н асколько позволяет действительный про ­ филь кулачков . Это и способствует улучш ению характеристик. В том числе такойважнойсегодня , к аксодержаниеСОв отработавших газах. — Кстати, как влияют компенсаторы на износ распредвала! — И наши, и заводские испытания показывают , что контактирующие поверхности кулачков, рычагов иторцев клапанов практически не изнашиваются. Объяснение втом , что здесь исчезли ударные нагрузки . Но мы пока делаемосторожный вывод: г идрокомпенсаторы на этот процесс не влияют. Хотя наш ВАЗ-2101 — л идер испытаний — п рошелМатериал о «Запорожце» читайте на стр. 42.ГИДРОКОМПЕНСАТОРЫ ДЛЯ «ЖИГУЛЕЙ»Показанная по телевидению реклама гидрокомпенсаторов клапанных зазоров для двигателей «жигулей» возбудила новую волну интереса автолюбителей. Первая, возникшая три года назад после публикации ознакомительного материала (ЗР, 1989, № 12) и сообщений о ходе редакционных испытаний, довольно быстро затихла, потому что из-за малого выпуска приобрести комплект удавалось немногим. Теперь положение изменилось, а в редакции накопилось немало вопросов читателей. Наш обозреватель Б. СИНЕЛЬНИКОВ побеседовал с Е. КРАВЧЕНКО, директором Внешнеэкономической ассоциации «Гермес», выпускающей гидрокомпенсаторы. Их устройство и суть работы поясняет рис. 1. — Евгений Яковлевич, в последней статье об эксплуатации гидрокомпенсаторов (ЗР, 1992, № 10) были упомянуты испытания, проведенные ВАЗом. Что они показали! — Перед запуском устройства всериюмы хотели получить оценку завода, хотя исознавали, как рискованно сдавать экзаменродителю , ревниво охраняющему свое де ­ т ище . Но мы верили в успех, п отому что сами провели серьезные исследования. Испытания, выполненные НТЦ ВАЗа на шести двигателях, работавших на автомо ­ биле и на стендах, п одтвердили , как записано взаключении , что «установка гидроопор ГРМ (так тамокрестилигидро ­ к омпенсаторы ) не приводиткизменениюмощностныхиэкономических показателейРис. 1. Гидрокомпенсатор в двигателе «Жигулей»: 1 — кулачок распредвала; 2 — рычаг (рокер); 3 — плунжер; 4 — втулка; 5, 8 — уплотнительные прокладки; 6 — пластина; 7 — маслоподводящая трубка; 9 — ограничитель; 10 — шайба; 11 — пружина плунжера; 12 — седло клапана; 13 — пружина клапана; 14 — шарик; 15 — пружины клапана ГРМ; 16 — клапан ГРМ. Вместо штатных опорных болтов для рычагов газораспределительного механизма ввернуты втулки 4с плунжерами 3. К ним подведено масло из смазочной системы, которое «подпирает» плунжеры, обеспечивая беззазорный контакт затылка рычага с кулачком распределительного вала 1 независимо от их износа. 10 9840ЗА РУЛЕМ 5/93 НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!НАШ ПРАКТИКУМЩКУРИЛКА КЛУБАШИНФОРМАЦИЯШу жеоколо четырехсот тысяч километровс « р одным » валом. Д умаем , опыт широкой эксплуатации гидрокомпенсаторов подтвердит это хорошее свойство. — Судя по всему, двигатели «жигулей» с таким механизмом становятся более совершенными: отпадает необходимость регулировать клапанные зазоры, стабилизируются фазы газораспределения, уменьшается шум. Покупатели были бы рады получать такой двигатель с завода. Не планирует ли ВАЗ применять ваши устройства! — Технологическая проработка показала, что на конвейересборки двигателей внедрить эту работу не удастся. К роме того, потребуется, ужесточить отдельные размерывголовке блока, с которыми связана установка гидрокомпенсаторов . О б этом, кстати, несмотря на указания инструкции, забывают некоторые автолюбители, самостоятельно монтирующие устройства. — В последние годы вы как один из участников разработки занимались доводкой конструкции. Изменилась ли она по сравнению с той, что была представлена в журнале три с лишним года назад и испытывалась на редакционном автомобиле! — Принципиальных изменений вносить не потребовалось. Д оводка свелась к поиску и испытаниям новых, более качественных и технологичных материалов для некоторых деталей, у точнению их размеров и допусков, а также отработке технологических процессов для серийного производства. Н апример , с целью повысить четкость работы плунжера , служащ егоупором для рычага ( р окера ) , м ыуменьшилизазормежду ним и направл яющей втулкой до нескольких микрон . Ч тобы выполнить это условие, пришлось ввести селективную сборку пар после высокоточного обмера и сортировки. — Приведенный вами пример дает представление о возможности самостоятельного изготовления гидрокомпенсаторов. Этим озабочены некоторые автолюбители и предприятия, которые просят опубликовать или выслать чертежи. — К огдамы готовились ксерийному производству, то в поисках подходящих заводов многим предоставляли докумен ­ тацию. О днакоскоро выяснилось, что серийно выпускать главные детали — п лунжерные пары требуемого качества ис наименьшими затратами — способны лишь заводы, и зготовляющие детали гид ­ р осистем на специальном оборудовании . М ы выбрали одно из таких предприятий в Ярославле, к отороеи наладило серий ­ ное производствоплунжерных пар. — Но ведь те, кто все же захочет своими силами изготовить гидрокомпенсаторы, могут снять эскизы с выпущенного вами комплекта! — Такие попытки нам известны, как, увы, и результаты. Оказавшись плачевным и , они лишь подтвердили, что гидравлика — дело тонкое . Это не преувеличение. Ничтожное, казалось бы, о тклоне ­ ние в размерах деталей, свойствах материала, технологии, и вот вам заклинивание плунжера , т рещиныиразрушение его мы.т ас 450 400 350 ^ Ч 1200) .стандарт с гидрооиорами ГРМ•ж.110 100 90 80 0"'--.^Чч./У\Рис. 2. Внешняя скоростная характеристика двигателя ВАЗ-2106 (заводской номер 2027763). Сверху вниз: к рутящиймомент ( M e ) ; мощность (Не); часовой расход топлива (дт|; удельный расход топлива ( д е ) . Почти полное совпадение кривых говорит о 5045403530™ ч торы (красные линии) не изменяют важнейших показателей нового двигателя всерийном исполнении (синие линии).ТГ....<f1г/V&/t.-j-£ 2 ^252015105201 1816 14'л*й**йи^/<&12. 108642-•£г«BES300 250 200 1000 2000 3000 40005000 п.6000 1/минивтулки,негерметичностьсисте— Сколько времени новка комплекта!занимает устары нормально работали, д аже если владелец машины пропустил очередную замену масла и фильтра. Но это, к онечно , нен ужный риск. — Нет ли у вас варианта конструкции для двигателей ВАЗ-2108, -2109! — Предварительные исследования по ­ казали, что применение нашей системы в этих двигателях требует существенного для серийного производства изменения головки блока. — Как приобрести гидрокомпенсаторы! — Партии комплектовуже закупили энтузиасты из Красноярска, Екатеринбурга, Самары, Риги, Якутска, Ташкента, д ру ­ гих городов России и стран СНГ. М ыищемдилероввкаждомрегионе , чтобы владельцы «жигулей» м огли бы без хлопот купить и смонтировать гидрокомпенса ­ т оры , не обращаясь кнам . С предложениями о сотрудничестве можнообращаться по телефо ­ н ам : ( 0 95 ) 2 05 - 3 9 - 0 0 , 2 52 - 3 1 - 4 3 или поадресу : 123610, М осква , К раснопрес ­ н енскаянаб . , 12. В ЭА « Г ермес » .— Специалист за смену устанавливает два-три, в зависимости от состояния мото ­ ра. О пытному автолюбителю потребуется часов пять, а человеку, ни разу не снимавш ему распредвал, дня не хватит. Ему должен помочь автосервис. — Что может произойти, если гидрокомпенсаторы установлены неточно! — Ничего страшного. Вероятнее всего, возникнет стук, свидетельствующий о негерметичности питающей масляной маги ­ страли. В ней могут быть неправильно установлены резиновые уплотнительные кольца или может плохо работать шарико ­ вый клапан. После устранения этих дефектов устройство действует хорошо. — Не требует ли плунжерная пара, как все прецизионные детали, особой чистоты и качества применяемого в двигателе масла! — К счастью, нет. Все испытания, стендовые идорожные , проводились со стандартными, п оступающимивпродажу маслами и фильтрами. Более того , известно немало случаев, к огдагидрокомпенсато ­ЗА РУЛЕМ 5/9341