ных новациях: м одификация ВАЗ-11113 существует и выпускается, но почему - т о гомеопатическими дозами. В целомже , отбросив все частности, хочется сказать следующее . В нынешней небогатой жизнибылобылогично сделать самым распространенным индивидуальным транспортом автомобили типа « О ки » . О б этом я писал и раньше, п оэтомузнаю основные возражения . Первое — чисто эмоциональноеи наивное: дескать, стыдно инепрестижно . Это суетная гордыняи ничего более, ее надо подавлять раз умом . Второе: машина мала, невместительна. С пору нет, невелика, но ведь верноговорится : п оодежке протягивай ножки . Разбогатеет страна — б удемимы разъезжать в больших каретах. Третье возражение звучит более научно: м ол , м и ­ ровая практика показывает, что наиболее практичными следует считать полутора литровые автомобили . Что ж , тезис из ­ вестный, но это вывод из их жизни , их экономики . Д опустимо ли напрямуюпере ­ носить егов нашу жизнь , в наши специ ­ фичные условия, где господствуютсовер ­ ш енно иные критериии приоритеты? И со ­ хранятся ониеще ох какдолго . Наконец, четвертое: такие машиныживутнедолго , м ыснимипрогорим . О пасение понятное, это говорит память огорбатеньких «запор ожцах » . Но времена-то на двореуже не те! Д ругая техника, д ругие материалы, другая антикоррозионная защита. С егодня долговечность определяется не размера ­ м и изделия, а качествомпроектированияи технологией изготовления. Позволительно спросить : п очемуже сегодня, в пору бедственной экономики , ни изготовители, ни потребители не обра ­ щ ают свои мысли кдешевым , э кономич ­ н ым машинам? П очему удачная «Ока» м ного лет остается по существу невостребованной? Ответить на эти вопросы не так ужсложно . П роизводственныетрудозатраты завода не очень отличаются при изготовлении как крупного , так инебольшогоавтомоби ­ ля. О дна штампованная крыша , один ли ­ той блокцилиндров , два расточенных тор ­ м озных барабана и так далее. Что в итоге прибыльнее — понятно без долгих слов. Где же выход? П ринуждение — не наш путь, это ужепроходили . Значит, т ре ­ б уются чисто экономические рычаги, как, н апример , д ифференцированное налогоо бложениепроизводителейв зависимости от класса выпускаемых машин . Казна всумме не пострадает, у заводов появятся нужные стимулы, топлива потребуется меньше , о кружающая среда станет чище, а масса людейсреднего достатка — д о ­ вольнее. Следовательно, общество вце ­ л ом будет ввыигрыше . Вот такие мысли появляются от езды на « О ке » . И до чего обидно будет, если вконцеконцов удачная иковременипри ­ шедшаяся конструкция так и уйдет в небытие, не увидев настоящей «большой сцены». А ведь сегодня еще не поздно , она пока не устарела, разве что требуется косметическая доработка... Д умаю , что «сильные мира сего» не особенно читают наш журнал — их автолюбительство вполне удовлетворяется казеннымилимузинами . Но те, к чьим голосам они прислушиваются , — э кономи ­ сты, э кологи , т елевизионщики , п ублици ­ сты — п очемубыим не организовать «поход за здравым смыслом»? А. МОИСЕЕВИЧНА НОВОЙ «ТАВРИИ» ПО СТАРОЙ КОЛЕЕервая «Таврия» появилась вре ­ д акции четыре года назад и эксплуатировалась до весны прошло ­ го года, к огда на счетчике ее спид ометра вновь выстроились нули. Д ру ­ г ой автомобиль этой марки , п риобре ­ тенный редакцией , т огдатолько начинал свой жизненный путь. Сейчас егопро ­ б ег достиг отметки 30 тысяч километ ­ р ов , что позволяет поделиться впечатл ениямииоб этой машине, р азумеет ­ ся, с оглядкой на ту, п ервую . Наша новая «Таврия» выглядит до ­ вольно привлекательно. Нежно-желтый цвет «Примула» х орошо сочетается сфор ­ м амикомпактной 'машины. Небольшое изменениеформы крыла — выпуклая отбортовкаколесной ниши — заметно улучшило облик автомобиля, прибавило ему солидности. П охорошели салон. Сиденья обтянуты серойтканью , из нее же сделаны вставки вобивку , на полу в салоне ивбагажнике постелен мягкийковер . К омплектация , по нашим меркам , т оже очень неплохая: два наружных сферических зеркала типа ВАЗ-2105, очиститель и омыватель заднего стекла, г идро ­ к орректор фар. Все это приятно и на взгляд и на ощупь . Но стоит машине тронуться, пон имаешь , что сидишь по существу в той же привычной «Таврии». Панели иобив ­ ка гремятпо - п режнему , левое зеркалоприскорости 80 км / ч само поворачи ­ вается от ветра, внутреннее отчаянно вибрирует . Ну ав появившееся теперь правое зеркало виден тольковплотную подъехавший автомобиль. Повозившись, избавиться от большинства таких дефек ­ тов не так ужтрудно : усилить пружи ­ ну левого зеркала, с корректировать перемещение правого, подложить резинку под внутреннее, получше закрепить панели и так далее. О днакоэтиминеурядицами , достат очнообычными для всех отечественных марокимоделей , д ело не огра ­ ничивается. Это тем более обидно , что конструкция «Таврии» весьма удачна: привлекательные формы , у добный салон,Пр езвый двигатель, небольшой расход топлива. В прочем , не станем забегать впередиобратимсяк привычной последовательности изложения . Двигатель По характеристикам он большепри ­ с пособлен для динамичнойездыс хор ошей « р аскруткой » , но неплохо ведет себя и при медленномдвижениис неб ольшимиоборотами . А таких режимов не избежать, п оскольку разбитые и неу хоженныедорогиу нас преобладают . М не , н апример , очень запомнилась центральная улица вОрле , где лимит в 40 км / ч на дорожных знаках выглядел просто смешно : больше двадцати среди тех ямиколдобин никак не поедешь... Двигатель МеМЗ - 2 45 удивительно неприхотлив к топливу. На нашей новой машине , где уже стоит мотор со слегка уменьшеннойстепенью сжатия, это осо ­ б еннозаметно . В дальних поездках иной раз приходилось не доливать, а целик ом заполнять бак чистым А-76. В таких случаях удавалось избежать дето ­ нации, н есколько уменьшая опережениезажигания , при этом динамикамашины оставалась вполне удовлетворительной. По этому признаку получается, что в наших непредсказуемых условиях «Таврия» п рактичнее «Жигулей», не говоряужо « в осьмерках » и «девятках», а темболее АЗЛК-21412. Н есколько слов об износах и неисправностях. К омпрессияв цилиндрах пока сохраняется на номинальномуровне — о коло 12 кгс / с м2 . У предыдущей «Таврии» т рижды меняли маслосъемные колпачки на клапанах: ресурс их не достигал и тридцати тысяч километров. Хорошо хоть, что детали эти «жигулевские» и доставать их несложно . У новой маш иныпризнаков выхода колпачков из строяпока нет, а вот заменить лопнув ­ ш уюконтргайку на одном из рычагов клапанногопривода пришлось. В прочем , это пустяк по сравнениюстем , что по ­ о чередно , один за другим , лопнули пять болтовкрепленияголовки блока, п ричи -ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ6 За рулем № 5 ЗА РУЛЕМ 5/93 21