СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАПочему после замены масла в двигателе, например, М6з/10Г, на М5з/10Г), иногда дольше светится лампа контроля за давлением!Причиной является меньшая вязкость масла, поэтому обычно такое бывает летом иу «немолодых» двигателей. Временный выход: заменить масло на более вязкое — Моз/10Г|, М12Г| или долить вязкого авиационного либо компрессорного масла марок MC-20, MC-24, КС-19, MK-22 (или их модификаций). Помните только, что их доля в смеси не должна превышать 20 %.М ожно ли устанавливать галогенные лампы в не предназначенные для них фары, например ФГ-140!Рабочая температура колбы этих ламп — 600...700 °С — просто сжигает зеркальный слой отражателя (он темнеет). (В фарах с галогенными лампами рефлектор покрыт специальным термостойким лаком.) К роме того, лампа, отражатель и рассеиватель представляют собой взаимосвязанную систему, поэтому при установке «чужой» лампы нарушается правильное светораспределение.Для всех зарубежных легковых автомобилей указывается только мощность «нетто», но определяется она, к сожалению, по различным методикам, приведенным в специальных документах. Для европейских стран действуют: международный рекомендательный стандарт ИСО 1585-82, Правила Европейской экономической комиссии при ООН № 15 или № 83, Директива Европейского Сообщества № 89/195 и немецкий стандарт ДИН 70020. Свои стандарты имеют США, Япония и другие страны. Основное различие в этих стандартах — исходные параметры атмосферы и особенности работы системы охлаждения испытываемого двигателя. В результате мощность по ДИН отличается от мощности по ИСО или Директиве ЕС на 1—3 %, как правило, в сторону уменьшения. В зарубежных журнальных публикациях мощность двигателя часто дана через дробь по ЕЭС / Д ИН , причем мощность в кВт указывается по ЕЭС или ИСО , а в л. с. по ДИН . Во многих случаях величины мощ ­ ностей не совпадают. Например, м ощ ­ ность двигателя 1580 см3 автомобиля «Пежо-405» записывают как 65 кВт/90 л. с , но 65 кВт — это только 88,3 л. с. К роме того, мощность двигателя в англо-американской неметрической системе единиц чуть меньше, чем в метрической, так как одна англо-американская «лошадиная сила» HP равна 1,0139 европейских, то есть 148НР = 1 50 л. с. На измерение мощности обычно дается допуск от ± 2 до ± 5 %. В результате номинальная мощность двигателя, например, ВАЗ-21083 в 70 л. с. означает лишь интервал мощности 66,5—73,5 л. с.но сделать вывод, что наиболее популярными марками были «Тойота», которых продано 2,73 млн., « Ф орд » — 2,60 млн. и «Ниссан» — 1,88 млн. В 17 странах Западной Европы доминирует «Форд» — 11,83 % от общего числа проданных машин. Д оля фирм « О пель » / « В оксхолл » — 11,17 %, а «Фольксвагена» — 10,55 %. В США «основным» автомобилем пока остается «Шевроле» — 14,21 %. У «Форда» чуть меньше — 13,23 %, а на третьем месте японская марка «Хонда-Акура» — 9,83 %. В Японии доминирует «Тойота» — 35,52 %, за ней «Ниссан» — 20,55 %. Третий призер, «Хонда» значительно отстает — 10,94 %. В пяти основных «автомобильных» странах Европы — никакого единообразия: ' ФРГ — «Фольксваген», «Опель» и «Форд» — соответственно 20,05 %, 16,98 % и 10,08 %; Франция — «Рено», «Пежо» и «Ситроен» — 26,61 %, 21,31 % и 11,81 %; Испания — «Рено», «Форд» и «Опель» — 18,40 %, 13,73 %, 11,92 %; Великобритания — «Форд», «Воксхолл» и «Ровер» — 24,24 %; 15,62 % и 14,40 %; Италия — Ф ИАТ , «Фольксваген» и «Лянча» — 32,56 %, 8,61 %, 8,56 %.В «Дополнении к руководству по эксплуатации автомобиля АЗЛК-2141 и его модификации АЗЛК-21412» указано, что мощность двигателя этих автомобилей по международным правилам 71,4 и 68,7 л. с. У нас же всегда считалось, что мощность этих машин 76,4 и 72,2 л. с. В чем дело! Кроме того, интересно узнать, как оценивается мощность двигателей за рубежом!Д елов том, что при испытаниях одних и тех же двигателей по разным ме ­ тодикам получаемые значения номинальной мощности и крутящего момента могут существенно различаться. В нашей стране в соответствии с ГОСТ 14846—81 предусмотрено два вида мощности двигателей — «брутто» и «нетто». Мощность «брутто» — мощность двигателя, работающего на стенде без глушителя, вентилятора и некоторого другого оборудования. Мощность «нетто» — это мощ ­ ность полностью укомплектованного двигателя в условиях, примерно соответствующих условиям его работы на автомобиле, то есть это реальная мощность двигателя даже при стендовых испытаниях. Объявленная мощность всех наших дизельных и бензиновых двигателей для грузовых автомобилей, а также двигателей легковых ГАЗ иУАЗ — это мощ ­ ность «брутто». Мощность «нетто» значительно меньше. Например, двигатель грузовика ЗИЛ-130 будет иметь не 150, а 130 л. с , легковых автомобилей ГАЗ-24-10 не 100, а 90 и УАЗ-31512 не 90, а только 74 л. с. Д о недавнего времени мощность двигателей АЗЛК была тоже «брутто». Однако, следуя примеру ВАЗа, А ЗЛК решил указывать мощность «нетто». Именно поэтому двигатель ВАЗ оказался «слабее» на 5,0 л. с , а УЗАМ — на 3,3 л. с.4*Почему в днищах поршней ВАЗ-2108, -2109 не предусмотрены выемки (как у ВАЗ-2105), чтобы при обрыве ремня поршни не врезались в клапаны!Это не упущение конструкторов. Д е ­ ло в том, что камере сгорания в двигателе «восьмерки» и «девятки» придана более совершенная, чем у -2105, форма, позволившая повысить степень сжатия до 9,9 (против 8,5) с применением того же сорта бензина (АИ-93, -92). Выемки здесь пришлось бы сделать слишком глубокими, что привело бы к снижению детонационной стойкости двигателя и ухудшению топливной экономичности. Если, согласно рекомендации завода, следить за состоянием ремня, особенно после пробега 40...50 тысяч километров, и заменять его через 60 тысяч, внезапный обрыв ремня и вызванные этим повреждения, как показала практика, исключаются.М ожно ли переоборудовать легковой автомобиль так, чтобы топливом служил не бензин, а дрова!Не спешите улыбаться: в 30-е, 40-е идаже 50-е годы у нас и за рубежом действительно выпускались автомобили, работавшие на древесных чурках. В специальной установке, — газогенераторе твердое топливо (дерево) преобразовывалось в горючий газ (газифицировалось). Такие установки были весьма громоздки, тяжелы, трудоемки в обслуживании. Поэтому применяли их только на грузовых автомобилях в районах с большими естественными запасами топлива — попросту говоря, лесных и таежных. Генераторный газ обладает крайне малой теплотворной способностью, поэтому имощ ­ ность, развиваемая двигателем, значительно ниже, чем бензинового. Так, газогенераторный «Урал-352» имел грузоподъемность 2500 кг и мощность 45 л. с , тогда как аналогичный бензиновый грузовик УралЗИС-5 мог перевозить на 500 кг больше, а мотор такого же объема развивал 76 л. с. Во время войны трудности со снабжением нефтепродуктами заставили немецкие фирмы пойти на оснащение газогенераторами некоторых легковых автомобилей. Однако ввиду низких эксплуатационных качеств заметного распространения они не получили.Если масло в коробке передач, заменяемое после предписанного пробега, выглядит как новое, надолго ли его можно оставить!Светлый цвет масла и отсутствие в нем видимых продуктов износа говорят лишь о хорошем состоянии коробки и отсутствии прогрессирующего износа ее деталей. Но смазывающие свойства самого масла наверняка ухудшились, поскольку при работе оно нагревается до 80 °С, а в зоне зацепления зубьев тем ­ пература раз в десять выше. При таких условиях ив присутствии металлов, особенно медных сплавов, масло окисляется, в нем разрушаются противоизносные, противозадирные и другие присадки, накапливаются смолы, кислоты и т. п. Так что сроки смены масел, р екомен ­ дованные инструкциями, стоит соблюдать.ЗА РУЛЕМ 5/93 15Назовите самые популярные в мире марки легковых автомобилей.По итогам продаж легковых автомобилей (данные 1991 года) в США , Японии и Западной Европе (17 стран) м ож ­