46
47
к/\хеИНФОРМАЦИЯ 11 ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ 11 СВОИМИ СИЛАМИАВТОЛЮБИТЕЛЕЙнизмы под двумя машинами - "Самарой" и "Жигулями". Основные параметры - в таблице. Скороподъемность и усилие на рукоятке мы не измеряли - на наш взгляд, здесь слишком многое зависит от конкретных условий (массы автомобиля, смазки винта и т. п.). Скажем лишь, что усилие на рукоятке у всех домкратов показалось приемлемым - кроме одного, о нем речь ниже. Выделили мы и начальную высоту подъема - важный параметр, когда приходится поднимать застрявшую в грязи машину. Домкрат № 1 - "ромбик". Прочный и жесткий, но, к сожалению, тяжелый. Подъем - строго по линии "середина пяты опора", чему способствует жесткая связь между пятой и стойками посредством шестерен. Такой домкрат можно применять и на неровной дороге, и на раскисшем проселке - ему не страшна работа под углом к вертикали, а пяте не обязательно располагаться горизонтально."СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ' ДОМКРАТЫ"Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом..." - эти изумляющие оригинальностью метафоры строки принадлежат перу Никифора Ляписа ("Двенадцать стульев"). Мы не претендуем на то, чтобы открыть в домкрате другие неизвестные ранее свойства, но надеемся, что предлагаемый обзор А. ЧУЙКИНА поможет читателям при случае выбрать наиболее подходящий механизм. Как правило, владельцу машины (особенно новой) выбирать домкрат не приходится: пользуется штатным, зачастую мирясь с его недостатками. Но, оказывается, можно найти и более совершенный механизм; так давайте "разоримся" на такой ведь поднимать машину приходится частенько. Домкраты бывают разные: реечные, винтовые, гидравлические и пневматические (или подушки); последние, впрочем, для автомобилей используют редко, так что речь пойдет о первых трех типах. Последний автомобиль, который комплектовали реечным домкратом, - "Москвич-2140". Сейчас этот механизм не встретился нам даже на столичных рынках запчастей - факт, безусловно, отрадный. Недостатков у такого домкрата мно46 ЗА РУЛЕМ 11/94го, ойи детально описаны журналом (ЗР, 1979, №8). Винтовых домкратов на рынках - в избытке. Мы постарались собрать основные типы; подробней о них - чуть ниже, а пока отметим две разновидности: шарнирные конструкции с горизонтальным винтом и одностоечные, с винтом по вертикали. Первые благодаря своей кинематике обеспечивают переменную по мере подъема нагрузку на винт - чем выше груз, тем легче вращать рукоятку. Точнее, нагрузка пропорциональна котангенсу угла подъема стойки, например, для домкрата № 2 - это угол между горизонталью и рычагом (с номером). В то же время при подъеме автомобиля нагрузка, приходящаяся на любой домкрат, растет, достигая максимума, когда колесо отрывается от земли. Поэтому усилие на рукоятке домкрата с горизонтальным винтом почти не меняется во время подъема, тогда как у механизмов с вертикальным винтом оно увеличивается. Отечественные гидравлические домкраты раньше применяли только для грузовиков. Тяжелая, внушительная штука грузоподъемностью пять, а то и десять тонн владельцев легковушек отпугивала. Теперь появились и небольшие гидравлические домкраты-"однотонники" - наши, да и импортные встречаются нередко. Рассмотрим подробнее конструкции и характеристики домкратов, собранных нами для сравнительных испытаний. Поскольку некоторые из них приспособлены к конкретному автомобилю, мы проверяли мехаОпора - универсальная, под любой автомобиль. Несколько портит картину заклепка, крепящая опору к стойкам, - го- НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?ловкой заклепки можно помять отбортовку днища. Еще один минус - отсутствие ручки. Домкрат приспособлен для автомобильной пусковой рукоятки - "кривого стартера", но подойдут и "баллонный" ключ, и мощная отвертка, и монтировка. Домкрат № 2 - штатный ВАЗ-2108. Довольно легкий и удобный, но неустойчивый (из-за свободно вращающейся пяты). Обязательно требует дополнительной страховочной опоры под автомобиль - "козелка". Вообще, нормально работает только на горизонтальной, ровной и твердой поверхности, да и на ней несколько сдвигает машину вбок. Если поднимать этим домкратом автомобиль на проселке, может получиться то, что на верхнем фото. Именно такие небезопасные конструкции создают спрос на другие подъемные механизмы (в нашем случае этот инструмент, заставив автора изрядно помучиться у застрявшего автомобиля, послужил толчком к подготовке данного обзора). Кстати, такими же домкратами, но с измененной опорой, снабжают, наряду с "самарами", новенькие "москвичи" и "таврии" - то есть большинство выпускаемых сегодня автомобилей. Еще раз предупреждаем водителей: будьте с ним осторожны! Размещая под автомобилем, добейтесь вертикального положения линии "пя-НАШ ПРАКТИКУМ•ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ•ИНФОРМАЦИЯ•ные достоинства. Но, опять-таки - эта конструкция для асфальта или бетона. Домкрат № 4. Нами определен как "волговский", подходит ик "Жигулям". Во время первого же подъема заклинил - начала крошиться резьба на винте, а конические шестерни, и без того не слишком точно выполненные и зацепленные, стали интенсивно изнашиваться - это было видно по почерневшей смазке. Такие домкраты появились вместе с "жигулями", а сейчас, по всей видимости, уходят в прошлое. Среди недостатков - малая площадь пяты, высокие требования к зубчатой передаче, возможность поломки гнезда на днище автомобиля. Достоинства - удобный привод, приемлемая жесткость. Домкрат № 5. Тот же № 2, но с универсальной опорой и дополнительно прилагаемым рычагом специально для "Жигулей" (на фото в середине - этот рычаг закреплен). Отличается от штатного "восьмерочного" большей жесткостью, чем нас и порадовал. Но все же для работы на грунте, особенно мокром, этого мало. В варианте с рычагом "под ВАЗ" работает хорошо, а вот универсальная опора не понравилась. Канавка в ней слишком мелкая и отбортовку на днище мнет (особенно если машина уже неновая и начинает ржаветь). Домкрат № 6 взят для сравнения изТехнические характеристики домкратов\Лараметр Габарит в Минимальная ГрузоМаксимальная сложенном начальная подъемвысота состоянии, ность, высота подъема, мм кг \ мм подъема, мм 440 нет данных 440x120x150 150 470x140x55 320x100x95 550x250x90 470x120x55 440x120x90 100x100x175 115x115x186 540x220x135 55 95 110 55 90 175 186 135 480 420 440 480 380 270 + 110 296 + 80 380 500 750 500 500 750 1000 1000 1600 Собственная масса, кг 4 2,3 23 2,7 2,1 1,8 4 нет данных Площадь пяты, см 2 144 70 60 81 80 75 100 85 Цена, руб. (Москва, август)Домкрат 12345678915 000 25 000 25 00014 000 45 500 75 000работе. Раздвижная рукоятка не фиксируется на храповике и оттого все время срывается. Преимущество - поднимать возможно и на грунте, не строго по вертикали. Посредством еще одного винта можно, не изменяя рабочий ход, увеличить начальную высоту подъема на 110 мм. Такой домкрат пригоден и как "козелок" - но на твердой ровной поверхности (маловата площадь пяты). Переходим к "гидравлике". Домкрат № 8 изготовлен в Санкт-Петербурге ПОО "Завод имени Калинина" и называется ДГ-1 (аббревиатура незамысловата: домкрат гидравлический). Солидные грузоподъемность и собственная масса, но рабочий ход невелик 110 мм. Работает в любом положении, пригодится ив дачных делах - один огородник передвигал с его помощью домик по участку. Усилие на рукоятке невелико, но тут уместно напомнить, что каким бы домкратом вы ни пользовались, работа при подъеме автомобиля на заданную высоту будет совершена одна и та же. Если усилие меньше - ходов рукоятки больше. Существует модификация ДГ-1 с приводом от компрессора для шин. Нам она не попалась, а жаль - интересно бы сравнить объем работ при использовании обычного винтового домкрата и наладке тяжелого гидравлического с пневмоприводом - кажется, сравнение оказалось бы не в пользу последнего. Небольшая опора ДГ-1 заставляет прибегать к помощи каких-нибудь подкладок (например, доски), особенно необходимых при подъеме подгнивших машин. Еще один недостаток - тяжело оперировать "барашком" клапана - он слишком тугой, хотя это можно объяснить и неразработанностью нашего экземпляра. Вывод таков: для легкого автомобиля (типа "Жигулей") ДГ-1 ничем не лучше механических собратьев. К тому же гидравлический домкрат обязательно требует дополнительной подставки под автомобиль (при работе под ним). И, наконец, домкрат № 9. Эта вещь сделана за рубежом и относится, скорее, к гаражному оборудованию, чем к автомобильному инструменту. Место ему - в небольшой СТО или мастерской. Удобно, что его можно завести под машину и поднимать всю переднюю или заднюю часть. Пользоваться такой "игрушкой" очень легко, и если профессионал-авторемонтник решит приобрести такой домкрат, сделать это можно в Торговом доме "За рулем". Механические домкраты мы решили оценить сразу по нескольким параметрам. Это и безопасность, и удобство хранения, и грузоподъемность, и усилие на рукоятке - словом, потребительские качества. Места на "пьедестале" распределились следующим образом (начиная с первого): 6, 1, 5, 3, 4 (если бы не сломался), 7, 2.ЗА РУЛЕМ 11/94-та-опора"; используйте домкрат только на ровном твердом покрытии; применяйте дополнительные опоры. Этот домкрат не прощает ошибок! Домкрат № 3 - гибрид первого и второго типов. Хрупкий на вид, он обладает большой грузоподъемностью. Вращающаяся пята снижает устойчивость механизма - но все же она выше, чем у предыдущего. Универсальная опора, небольшие габарит и масса, малое усилие на рукоятке - главДомкраты: 1-7 - механические винтовые; 8 гидравлический ДГ-1; 9 - гидравлическийгаражный.комплекта инструментов корейского автомобиля "Киа-Кэпитал". Забегая вперед, скажем, что этот механизм понравился больше остальных. Разумный компромисс между достоинствами № 1 и массой и габаритом остальных домкратов, очень удобная опора, наличие специальной рукоятки, усилие на которой, кстати, очень мало, все это заставило пожалеть, что подобное изделие у нас не выпускают. Домкрату № 7 дали прозвище "детсадовский". Конструкция, действительно, элементарная - два винта, стойка и храповик. Кроме малой высоты подъема и "тяжелой" ручки, отличился редкостным неудобством в47