48
49
Единственное, что можно сказать "в оправдание" второго и четвертого домкратов - ими удобно отрывать покрышку от обода. Способ с использованием № 4 многим известен - на рычаг надевают проволочную петлю, другим концом ее цепляют за отверстие в ободе; вращая рукоятку, упираются пятой в борт покрышки. Работать с № 2 еще проще - все как при обычном подъеме автомобиля, но пяту поворачивают почти на 180° и опирают на борт покрышки. По мере подъема она своим носком входит между покрышкой и ободом. Этот способ применим и для домкратов № 3 и № 5. В заключение напомним обязательное правило - при работе с домкратом ставьте упоры под колеса и подставки - под днище. Этим вы нейтрализуете свойство домкратов "стремительно падать".Таблица 2Торговая марка, изготовитель "Уфалюб". Уфанефтехим Группа no SAE 15W-40 10W-30 10W-40 "Рексол универсал". НПЗ. Рязань 15W-40 20W-40 30 "Ангрол", НПЗ. Ангарск Castrol GTX, НПЗ. Волгоград 10W-30 15W-40 10W-30 "Спектрол". НПФ "Спектр-Авто". Москва 15W-40 15W-30 20W-30 10W-30 10W-40 НОРСИ-101.НПЗ. Кстово 15W-40 20W-30 20W-40 "Яр-марка". НПЗ. Ярославль 10W-30 15W-40 10W-30 15W-40 10W-30 15W-40 10W-30 "Shell Super Plus" 10W-40 15W-40 10W-30 15W-40 SE/CC SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC или SE/CC SF/CC SF/CC SF/CC Группа no API SF/CCМАСЛА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗНесколько лет назад большинство владельцев легковых автомобилей и не задумывались над тем, какое масло лить в коробку передач или задний мост: конечно, " ж игулевское " и ТАД-17И - иных просто не было. Проблема была в другом - как достать эти желанные жидкости. Сегодня ситуация изменилась: выбор масел богат, а вот какое предпочесть... Разобраться в этом поможет руководитель лаборатории горюче-смазочных материалов НТЦ ВАЗа В. ДОРФМАН. Нельзя сказать, что раньше дефицит был вызван малыми объемами производства: если бы масло не брали в запас, думаю, всем хватало бы с избытком. Способствовала этому и низкая цена: литр масла стоил ненамного дороже литра бензина, хотя в большинстве стран эти цены разнятся в 7...15 раз."Волнез", НПЗ, Волгоград ELF Sporty"FIAT Lubruficante VS MAX"SF/CCТаблица 3Торговая марка, изготовитель "Омскоил супер Т". Омск "Новоил Т". Уфа "Рексол гипоид". Рязань "Велс транс". Пермь "Велс ТМ". Пермь "Уфалюб унитранс". Уфа НОРСИ 102. Кстово ТМ5-18. Н.Новгород ТМ 5-18 ИЗП. Омск "Спектрол". Москва "Новтранс-18", Новокуйбышевск "Волнез Т". Волгоград "FIAT Lubruficante Tutella" Группа по SAE 85W-90 80W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 W90/M-DX Тип по API GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5Таблица 1Группа no SAE 5W-30 5W-40 5W-50 10W-30 10W-40 10W-50 15W-30 15W-40 15W-50 20W-30 20W-40 20W-50 Температура окружающей среды. °С от-30 от-30 от-30 от-25 от-25 от-25 от-20 от-20 от-20 от-15 от-15 от-15 до+20 до+35 до+45 до +30 до +35 до+45 до+35 до+45 до+45 до +40 до+45 до+45Сегодня в России соотношение цен на масла собственного производства и бензин становится как за рубежом. Уже никто не берет их в запас. Их полно на рынках, в магазинах: бери - не хочу. И это при том, что объем выпуска на наших нефтеперерабатывающих заводах снизился более чем в два раза. Наряду со старыми знакомыми М5з/10Г1 и М6з/12Г1 в продаже множество новых марок отечественных предприятий и, конечно, зарубежных фирм. Вероятно, в следующем году исчезнут привычные нам масла "пятерка", "шестерка". Какие же другие можно использовать в автомобилях ВАЗ? Начнем с моторных. Их качество оценивается по результатамиспытаний в лаборатории и на двигателях - специальных одноцилиндровых и серийных полноразмерных. Наиболее серьезно и давно испытаниями масел занимаются в США. Американским институтом нефти (API) много лет назад разработана классификация, где масла разделены на группы по уровню характеристик, определяемых на двигателях (об этом подробно рассказано в ЗР, 1993, № 1). Эта классификация принята во многих странах. В 1970 году, когда с конвейера ВАЗа сошли первые автомобили, за рубежом выпускались масла до группы SD включительно (первая буква S - назначение: для48ЗА РУЛЕМ 11/94 бензиновых двигателей, вторая - в алфавитном порядке обозначает степень качества). В 1972 году было освоено производство более совершенных масел - группы SE. Именно к ней относятся известные нашим автомобилистам со стажем первые "жигулевские" масла М10ГИ и М12ГИ. В 1980 году появились масла еще более высокого качества - группы SF. К ней относится уже упомянутое М5з/10Г1. И, наконец, в 1988-м наступила очередь масел группы SG. Сегодня за рубежом выпускают масла только групп SF и SG для бензиновых моторов, а для дизельных (первая буква С) - СС, CD, СЕ. Напомним, что большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так ив дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение - SF/CC, SF/CD, SG/CD, SG/CE, CD/SF, CE/SG и др., где на основное назначение масла указывают первые буквы. Кроме общепринятой в мире классификации моторных масел, некоторые автомобильные предприятия разрабатывают к ним собственные требования и оценивают их качество на двигателях собственного производства. Наиболее высокие требования предъявляет "Мерседес-Бенц" (MB), свои требования у "Фольксвагена" (VW), есть спецификации на масла у БМВ, "Форда" и ФИАТа. Большинство же производителей масел стремятся получить допуск от MB и VW, чтобы заявить об этом на этикетках ив рекламных проспектах для надежного сбыта. На ВАЗе тоже занялись разработкой требований к маслам. Условия эксплуатации двигателей ВАЗ у нас достаточно жесткие, к тому же весьма своеобразные. В конце этого года планируется утвердить первую спецификацию ВАЗа на моторные и трансмиссионные масла. Пользуясь новым методом, мы определили, что у масел М53/10Г1 и М6з/12Г1 недостаточно хорошие характеристики по отдельным показателям, и рекомендовали отечественным производителям заменить их более высококачественными продуктами. Масла, как не раз уже отмечалось, делят не только по уровню качества, но еще и по степени вязкости. Классификацию по вязкости называют SAE j 300. Периодически она изменяется, и если сравнить современную с первоначальной, то отличия здесь большие. Классификация принята почти во всем мире, осталось только сделать это странам СНГ. Каждая автомобильная фирма с учетом типа двигателя рекомендует свой диапазон применения одного и того же масла в зависимости от температуры окружающей среды. Этот диапазон обязательно указывают в инструкциях по эксплуатации. Для автомобилей ВАЗ сведения по использованию распространенных групп масел вразличных климатических зонах даны в табл. 1. Именно при температурах, указанных в таблице, достигаются оптимальные условия для работы масла в двигателе. А это означает уверенный "холодный" пуск двигателя при низких температурах, достаточную толщину масляной пленки на трущихся поверхностях и нормальное давление в системе смазки при высоких температурах. Список моторных масел, испытанных и допущенных ВАЗом для эксплуатации автомобилей, приведен в табл. 2. И мы надеемся, что в следующем году производство этих моторных масел под собственными торговыми марками будет налажено на нефтезаводах в Волгограде, Новокуйбышевске, Перми, Ярославле. В таблице нет масел М5з/10Г1 и М6з/12Г1: во-первых, они, как отмечалось, уже не отвечают требованиям ВАЗа по отдельным параметрам, во-вторых, стало невозможно определить изготовителя масла, поскольку его продают в розлив, как пиво. Где уж тут обеспечить соответствие ТУ. Мы - за фасованное масло. С четким адресом изготовителя-продавца. За рубежом до 60% выпускаемых автомобильных моторных масел фасуется на месте производства, а остальное - в торговых фирмах. Это гарантирует должное качество масел, что очень важно как для производителей двигателей, так и владельцев автомобилей. Именно поэтому на ВАЗе пошли навстречу НПФ "Спектр-Авто" - фирме, не производящей масел, а только реализующей их, и предоставили сертификат на право продажи фасованных масел, выпущенных на нефтезаводах в Рязани, Кстово, Ярославле и др., под собственной торговой маркой "Спектрол". За рубежом это практикуется очень часто: например, в Италии таким образом продают масла более 40 фирм. Трансмиссионные масла. Выпускавшееся больше двадцати лет масло ТАД-17И "приказало долго жить". Английская фирма "Лубризол" вот уже три года не производит присадку к этому маслу - она устарела. В трансмиссии автомобилей ВАЗ теперь используют целую гамму отечественных масел с присадками разных иностранных фирм или же зарубежные масла. Классификация API делит все трансмиссионные масла на шесть групп: от GL-1 до GL-6. Для легковых автомобилей используют масла только групп: GL-4 и GL-5. Первые предназначены для обычных "ручных" коробок передач и редукторов со спиральноконическими или гипоидными главными парами при умеренных условиях эксплуатации; GL-5 пригодно как для умеренных, так и жестких условий эксплуатации в редукторах с гипоидными и другими видами передач. Его можно применять ив "ручных" коробках. По SAE масло ТАД-17И отвечало классу 85W-90 группы GL-5. Оно хорошо работало в узлах трансмиссии в диапазоне наружных температур от -15 до +45°С. Поскольку ассортимент трансмиссионныхмасел сегодня велик, мы советуем масло с вязкостью SAE 80W-90 использовать в диапазоне от - 2 6 до +35°С, масло SAE 75W-90 от -40 до +20°С. Применять более вязкие масла типа SAE 85W-140 или SAE 140 в климатических условиях стран СНГ считаем нецелесообразным. Маслами типа SAE 75W и -80W (незагущенные) можно пользоваться только там, где наружная температура не поднимается выше 0°С. Список трансмиссионных масел, допущенных для эксплуатации в задне- и полноприводных автомобилях ВАЗ, приведен в табл. 3. Немного о маслах для коробок передач переднеприводных моделей - семейства ВАЗ-2108 ("Самара") и ВАЗ—1111 ("Ока"). Когда отрабатывалась конструкция коробки передач "восьмерки", решили отказаться от масла ТАД-17И, так как оно сокращало срок службы латунных колец синхронизаторов ик тому же плохо работало при низких температурах. Подходящего трансмиссионного масла в то время не нашлось, и пошли на то, чтобы использовать для смазки коробки -2108 моторные масла. Синхронизаторы с ними работали лучше и дольше, но все же не так, как хотелось бы. Исследования в этом направлении продолжались, и в прошлом году мы стали применять новое масло - ТМ5-9п. С ним несколько возросли надежность и долговечность коробки передач переднеприводных автомобилей. По SAE новое масло можно отнести к классу 80W90, однако оно лучше работает при низких температурах (до -33°С). По API его можно условно отнести к группам GL-4 и GL-5. Это масло прошло необходимый объем испытаний и рекомендовано для применения; более того, уже поступает на ВАЗ, однако пока оно не запущено в массовое производство. Мы надеемся, что это произойдет в начале следующего года. А пока владельцы наших переднеприводных машин могут использовать моторные масла из табл. 1. Теперь о маслах иностранного производства, таких, как "Шелл", "Мобил", "Кастрол", "Бритиш Петролиум", "Эссо", "Эльф", "Тексако" и других. Продукцию некоторых из этих фирм мы испытали и выдали допуск на их использование (см. табл. 2 и 3). С другими фирмами еще работаем. Если в сертификате на данное масло (копия его должна быть у каждого торговца; если его нет - это подделка) не указано, что оно испытано и допущено ВАЗом, не советуем его применять, название какой бы фирмы ни сверкало на упаковке. И тому есть убедительный пример: по результатам наших испытаний, масла таких групп по API, как SG/CD и SG/CE универсальные (годные и для бензиновых и дизельных), вызывают повышенный износ поршневых колец (а таких масел среди иностранных большинство), поскольку в них переизбыток присадок, на которые не рассчитаны наши моторы.ЗА РУЛЕМ 11/94 49