38
39
40
41
,"Мерседес-Бенц-3550". рехосное шасси (8x4) \ дельного или балластн гача, предназначенно! сировать тяжеловесны поезда по дорогам с ТЕ покрытием." Мерсе дес-Бе н ц-1824". ровоз полной массой специальным кузовом "Халлер".ГРУЗОВИКИТипичный американский пятиосный автопоезд с тягачом "Фрейтлайнер-120-Кэнвэншнл" в комплектации "люкс". АКИЕ БЫВАЮТОБОЗРЕНИЕ ЗРРазобраться в этом не менее интересно для многих читателей, чем с легковыми автомобилями. Особенности таких машин зависят от двух главных факторов - вида перевозимого груза и необходимости доставить его с минимальными затратами труда, времени и эксплуатационных материалов. Не будет преувеличением сказать, что сегодня для каждого вида груза выпускают наиболее приспособленные автомобили, а говоря шире — автотранспортные средства (АТС). К последним, помимо самих грузовиков, относят специализированные кузова, прицепы и полуприцепы. В представленном ниже обзоре предлагается лишь общая классификация грузовых машин. В дальнейшем мы намерены подробнее рассказать об отдельных их классах и типах.•Ж^'ЛМВк. J§»Если говорить о доставке грузов, то общая закономерность такова: чем больше груз и дальность его перевозки, тем дешевле транспортная работа по перемещению единицы его массы (объема). Но здесь есть существенное ограничение — партию груза в 30-40 тонн невозможно провозить по дорогам большинства стран мира. Вот почему дорожные законы ограничивают ряд технических параметров АТС, в том числе полную массу (собственная масса с полной нагрузкой). В Европе, например, полная масса двухосных грузовиков недолжна превышать 19 тонн, трехосных — 26 тонн, четырехосных (есть и такие) — 32 тонн. В основе классификации грузовых автомобилей как раз и лежит их деление по полной массе. В отечественном автомобилестроении грузовики подразделяют как по этому показателю (на семь классов), так и по характеру использования, по приспособленности к перевозке грузов: автомобили с бортовой платформой, седельные тягачи, самосвалы, цистерны, фургоны и специальные автомобили. Среди автотранспортниЗА РУЛЕМ 11/94 ! ков еще в ходу устаревшая классификация по грузоподъемности: особо малый класс — до 0,5 тонны, малый — от 0,5 до 2, средний — от 2 до 5, большой — от 5 до 15 и особо большой класс — свыше 15 тонн. За рубежом грузовики, как уже сказано, подразделяют на классы по полной массе. Например, в США таких классов — восемь. Самая простая классификация — Европе, она предусматривает лишь три ступени: грузовики легкого класса полной массой до 6 тонн, среднего — от 6 до 15 тонн и тяжелого — полной массой свыше 15 тонн. Для удобства и мы будем пользоваться европейской классификацией. Начнем с автомобилей легкого класса. Сюда входят по меньшей мере три группы грузовых машин. Первая — обычные легковые, приспособленные для перевозки мелких партий груза (с кузовами "фургон" и "пикап"). Делают их даже на шасси легковых автомобилей класса "микро" небольшой грузоподъемности (400-500 кг). В Европе много грузовичков на базе машин особо малого и малого классов. Причем фургон - это нередко обычный трехдверный хэтчбек или универсал без боковых стекол и заднего сиденья, в котором перегородка или сетка отделяет передние сиденья от грузового отсека. Однако существуют и специально спроектированные фургоны увеличенной вместимости (типа ИЖ-2715). В США большим спросом пользуются легкие грузовики полной массой до 4,5 тонны с 3-6-местными кабинами и открытыми кузовами типа "пикап". Такие машины все чаще можно встретить ив других странах — они привлекают сочетанием комфорта легкового автомобиля, проходимости и широкими возможностями использования в качестве грузовика. Вторая группа - специально спроектированные развозные модели полной массой до 3,5 тонны (управлять ими можно с обычными "правами" категории "В"). Машины первой и второй групп составляют большую часть грузового автомобильного парка не только Европы, но также США и Японии. В Европе это, как правило, различные фургоны с задней и боковой дверями - не только грузовые, но и грузо-пассажирские. Третья группа машин полной массой от 3,5 до 6,0 тонн - довольно малочисленная (по крайней мере, в Европе). Это как бы увеличенные образцы второй группы того же назначения - внутригородские перевозки, но партии груза могут достигать трех тонн. По типажу кузовов - тоже преимущественно фургоны. Множество грузов, которые перевозят в различных сферах деятельности - торговле, промышленности, сельском хозяйстве и других, - требуют как раз машин легкого класса. Не случайно последние составляют абсолютное большинство среди всех грузовых автомобилей. Например, в 1992 году в мире было выпущено 12,82 млн. грузовиков и примерно 87% из них - это легкие фургоны, пикапы и развозные машины полной массой до 6 тонн. Особо следует сказать о классе легких грузовиков у нас в стране. Исторически сложилось так, что у нас преобладают машины малой и средней грузоподъемности полной массой от 5,3 до 12 тонн. Это хорошо известные ГАЗ-51, -52, -53, -3307; ЗИЛ-150, -164, -130, -431410. Незначитель-седельных тягачей буксируют различные полуприцепы. Такой автопоезд называется седельным в отличие от прицепного (автомобиль с кузовом плюс прицеп). Для большинства грузов применяют бортовые платформы с тентом или различные фургоны. Одиночные тяжелые грузовики (точнее, их шасси) используют, как правило, в качестве специальных шасси для установки само-Основны Класс грузоподъемности Легкий Полна масса, 1,3-2 2,0-3 3,5-6 Средний Тяжелый 6,0-7 7,5-1 15-19(2 24 - 26 (3"Опель-Комбо". Фургон на базе легкового автомобиля особо малого класса "Опель-Корса". Полная масса - 1600 кг, грузоподъемность - 540-620 кг в зависимости от мощности двигателя: бензиновый (1388 см 3 ; 60 и 82 л. с.) и дизельный - 1686 см 3 , 60 л. с. Максимальная скорость -142-160 км/ч.ная же доля легких машин (ИЖ и УАЗ) часто приводит к нерациональному использованию ГАЗов и ЗИЛов на перевозках малых партий грузов, и десятки миллиардов рублей попросту летят на ветер. К сожалению, наполнение нашего парка легкими грузовиками только начинается и продлится еще немало лет. Следующий класс - автомобили средней грузоподъемности полной массой от 6 до 15 тонн. Их применяют там, где легкие и тяжелые грузовики невыгодны: для перевозки средних по размеру партий легковесных грузов на большие расстояния, а также для местных перевозок относительно тяжелых грузов. Внешне, да и конструктивно, эти машины мало отличаются от старших собратьев. Основные типы кузовов - бортовая платформа с тентом и фургон. И, наконец, третий класс - тяжёлые грузовики полной массой свыше 15 тонн. Эти гиганты сразу бросаются в глаза, выделяясь в транспортном потоке своими размерами и, как правило, ярким обличьем. Хотя на самом деле их не так много: в 1992 году машин этого класса произведено в мире около 670 тысяч, что составляет чуть более 5% всех выпущенных грузовиков. Их основное назначение - перевозка крупных партий грузов, обычно на большие расстояния. Чаще всего эти машины в видеЛегкий автопоезд в составе грузового фургона "Мерседес-Бенц-21СЮ" полной массой до 2,8 ти двухосного прицепа до 2 т. Дизельный двигатель рабочим объемом 2874 см 3 мощностью 95 л. с.свального кузова, бетономешалки, мусоронакопительного кузова, крана и т. п. Основные габаритные и весовые параМетры грузовиков тяжелого класса и автопоездов на их базе обусловлены дорожным законодательством, которое регламентирует максимальные габариты и предельные массы. Основной критерий, по которому оценивают "тяжесть" машины, - допустимая нагрузка на ведущую ось. Сегодня большинство европейских стран ограничивают ее 11,5-13 тоннами, а полную массу автопоезда - 44-50 тоннами. Грузовики с большей нагрузкой на ось относят уже к внедорожным машинам, которые должны двигаться по специальным маршрутам, не. выезжая (при полной нагрузке) на дороги общего пользования - они представляют серьезную опасность для дорожного покрытия. Полная масса таких грузовых АТС, по существу, не ограничена. Как правило, они служат технологическим транспортом в строительной или горнорудной промышленности (различные карьерные самосвалы для перевозки грунта, руды или угля).параметры современных грузовиков Грузоподъемность при наличии кузова, т 0,4-0,9 0,9-1,7 1,7-3,2 3,2-4,8сМощность двигателя, л. с. 40 - 190 60 - 230 80 - 230 90 - 230 90 - 450 175 - 530 190 - 530Аналоги в России ив странах СНГ ИЖ, УАЗУАЗ ГАЗ ГАЗ]4,8 - 9,0 :й);и)ЗИЛ, Урал КамАЗ, МАЗ КрАЗ, МАЗ9-11 15-16Технические параметры и внешний вид грузовых АТС регламентируются не только национальными или международными нормами. Огромное влияние на их конструкцию оказывают требования, предъявляемые потребителями к грузовому транспорту, в первую очередь обеспечение минимальной себестоимости перевозок. Именно этим объясняется, почему одни фирмы процветают и доминируют в производстве грузовиков, а другие влачат жалкое существование или уходят в небытие. Важным элементом является также создание максимального комфорта для водителя. Кстати, это не только "забота о трудящихся", но и дополнительный фактор повышения производительности труда. И еще одно требование, актуальность которого все возрастает, начиная с 70-х годов, - экологическое: минимальное воздействие на окружающую среду, что означает - меньше токсичных выбросов и шума, минимум отходов при эксплуатации и после списания. Этими тремя основными требованиями и определяются направления, по которым развивается грузовое автомобилестроение. Впрочем, есть и такие факторы, как веяния моды или национальные традиции. Их тоже нельзя сбрасывать со счетов - они создают некоторое стилевое разнообразие конструкций грузовиков, включая компоновку. В США, например, многие во-дители предпочитают грузовики капотнои компоновки: они более безопасны при столкновениях и водительское сиденье менее подвержено вибрации. В тесной же Европе грузовики капотнои компоновки встречаются теперь редко. Если проследить развитие грузовых автомобилей хотя бы за последние десять лет, то приходишь к оптимистическому выводу: они становятся все лучше приспособленными для выполнения своих функций, более комфортабельными, менее шумными, все меньше загрязняют окружающую среду. Основной тип двигателя, применяемого на европейских и японских грузовиках. - дизель. Лишь на самых легких машинах еще можно встретить бензиновый мотор. В США картина иная: там основной двигатель легких грузовиков - бензиновый, для машин средней грузоподъемности используются преимущественно дизели, а тяжелые машины оснащаются только дизелями. Энерговооруженность грузовиков оценивается удельной мощностью - отношением номинальной мощности двигателя к полной массе машины. Для малых и средних грузовых автомобилей удельная мощность лежит в широких пределах от 25 до 80 л. с/т, тогда как для тяжелых автопоездов составляет всего 7-13 л, с/т (см. таблицу). Каковы особенности тех или иных грузовых моделей, что интересного в их конструкциях, чем отличаются наши машины от европейских - об этом мы постараемся рассказать в последующих номерах журнала. М.ТЕПЛОВ"ДАФ-45.150-турбо". Автомобиль-эвакуатор на шасси грузовика средней грузоподъемности полной массой до 7,49 т. Дизельный двигатель мощностью 146 л. с.Х-=6-34ЩЩ£ •- -У-Jfy-M7т