55
56
57
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯНемало вопросов встает перед автомобилистом, когда отказывает генератор. Как найти неисправность, чем различаются на вид одинаковые, но имеющие разные обозначения приборы, как заменить один другим, в том числе импортный, и т. п.? Ответы на эти вопросы содержатся в публикуемом материале. Его подготовил наш постоянный автор - доктор технических наук В. ЛИТВИНЕНКО. ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ Современные легковые автомобили оснащены генераторами переменного тока со встроенными выпрямителями. Их электрические схемы представлены на рис. 1, а характеристики - в табл. 1. При знакомстве с ними могут возникнуть вопросы, поэтому небольшой комментарий. Генератор Г221 автомобилей ВАЗ отличается от генератора Г250 (см. рис. 1, а) тем, что в нем от точки соединения обмоток статора есть вывод, который подключается к обмотке реле контрольной лампы заряда (типа РС702). При работе генератора напряжение, снимаемое с этого вывода, вызывает срабатывание реле; контрольная лампа разряда при этом гаснет, сигнализируя таким образом об исправности генератора. Обмотка возбуждения генераторов Г221 и Г250 имеет только один внешний вывод ("Ш" или "67"). А вот у генератора 1601.3701 автомобилей "Волга" обмотка возбуждения имеет два вывода "Ш" (см. рис. 1, б). Это объясняется различием в способах подключения регуляторов напряжения (см. ЗР, 1993, № 2, с. 40). Особенностями генератора Г502А автомобилей "Запорожец" является наличие двух хвостовиков, что обусловлено необычным размещением генератора - внутри вентиляционного аппарата двигателя. На одном хвостовике закреплен ротор вентилятора двигателя, а на другом - шкив приводного ремня. Кроме того, этот генератор имеет два вывода, обозначенные знаком "-" (см. рис. 1, в). Эти выводы подключаются к реле РБ1-10 блокировки стартера. После пуска двигателя напряжение, снимаемое с этих выводов, вызывает срабатывание реле РБ1-10, что исключает возможность включения стартера при работающем моторе. Схемы генераторов Г-222, 29.3701-01 и 581.3701, имеющих встроенные регуляторы напряжения, одинаковы (см. рис. 1, г) и различаются только обозначением выводов. Генератор 581.3701, правда, имеет дополнительный нулевой вывод, но в автомобиле АЗЛК-21412 этот вывод никак не используется. Отличительной особенностью генератора 37.3701, устанавливаемого на ВАЗ-2108, -2109, является наличие трех дополнительных диодов - они предназначены для питания обмотки возбуждения при работе генератора. Кроме того, наряду с выводами "30" и "61" для соединения генератора с бортовой сетью автомобиля, сделано разъемным и выведено наружу соединение обмотки возбуждения с выводом "В" регулятора напряжения. Это позволяет при его неисправности подключить обмотку возбуждения к выносному регулятору напряжения (см. ЗР, 1993, № 2, с. 42).ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРОВ Работоспособность генераторов вначале целесообразно определить на автомобиле. Для этого подключите тестер (в режиме вольтметра постоянного тока) между выводами аккумуляторной батареи, включите дальний свет фар, пустите двигатель и установите среднюю частоту вращения его коленчатого вала. Тестер должен при этом показывать напряжение в пределах 13,5...14,5 В. Если оно одинаково как при работающем, так и неработающем двигателе, то сначала проверьте натяжение ремня генератора. Допустим, здесь нет отклонений. Тогда отключите от вывода "67" ("15", "61", "Ш") провод, соедините с ним тестер, а другой провод тестера подключите к "массе" и включите зажигание. Стрелка должна отклониться, показывая напряжение бортовой сети. Если это не произойдет, значит, неисправна цепь питания обмотки возбуждения от аккумулятора. Обычно в этом случае достаточно зачистить и укрепить контактные соединения (в том числе и контакты вибрационного регулятора напряжения, если он есть) или заменить перегоревший предохранитель. При исправной цепи питания генератор нужно снять, разобрать и проверить его обмотки и выпрямительный блок (порядок разборки различных генераторов описан в ЗР, 1990, № 5 и 6, а общая схема проверки генератора приведена в ЗР, 1993, № 1). Не следует пугаться этих операций: разборка генераторов - дело простое, а неисправности обмоток и выпрямительного блока легко устранимы, поскольку чаще всего это нарушение контакта или отпайка выводов.Рис. 1. Электрические схемы генераторов легковых автомобилей: а - Г221 для автомобилей ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2106, -2121; Г250 для "Москвича-412" и "Волги" ГАЗ-24 (в скобках - обозначения выводов генератора Г250); б - 1601.3701 для ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102; в - Г502А для ЗАЗ-968М; г - Г222 для ВАЗ-2104, -2105, -2107, ЗАЗ-1102, АЗЛК-2141; 29.3701-01 для "Москвича-2140"; 581.3701 для АЗЛК-21412 (в скобках - обозначения выводов генераторов 581.3701 и 29.37091, а звездочкой помечен нулевой вывод генератора 581.3701); д - 37.3701 для ВАЗ-2108,-2109. Генераторы а, б ив работают с выносными регуляторами напряжения; г ид имеют встроенные регуляторы.30(+) 0* f 67(Ш) рЗО(ч) ,|0'|W s гSiц гЛО ^L3Б] 1Рис. 2. Электрические схемы генераторов импортных легковых автомобилей: а - с выносными регуляторами напряжения; б - со встроенными регуляторами напряжения; в - со встроенными регуляторами напряжения и дополнительным выводом "W".ЗА РУЛЕМ 11/9455