КАЖДЫЙ ВЫЖИВАЕТ В ОДИНОЧКУО самозащите водителейдаются профессиональному таксисту в среднем пару раз в неделю и бывают нескольких категорий. Самые наглые и уверенные в своем физическом превосходстве просто уходят, не заплатив: "Скажи спасибо, что по-хорошему". Другие обычно заказывают целый маршрут с промежуточными адресами и, выйдя из машины "на пять минут", исчезают навсегда. Наиболее изощренные из них могут оставить в залог что-нибудь приличное на вид, например красивый сверток, в котором при вскрытии окажется бутылка с подозрительной жидкостью или просто кирпич. В таком случае следует утешаться мыслью, что вас не ударили этим свертком по голове. Есть и третьи, которые платят, но... поддельными купюрами. Старый таксист Антон Иосифович, начинавший еще на "Победе", показал мне свежую "выручку" - долларовую бумажку, где к единицам были аккуратно пририсованы нолики. Сунули вечером молодые люди, попросив сдачу "деревянными на бутылку". "Кидалы", естественно, не скупятся и не торгуются. Слишком большая сумма, которую предлагает клиент, должна вас насторожить. Надо иметь в виду, что "кидалы", особенно первой, наглой категории, могут и напасть на водителя, если он им чем-то не понравится - скажем, сделает в пути неосторожное замечание. Терпение того же Антона Иосифовича недавно испытывала гоп-компания из шести пьяных парней, без спроса ввалившаяся на стоянке в салон: "Газуй, дед!" Куража ради и по причине тесноты один высунул ноги в открытое окно. Старый водитель грубо нарушал Правила, чтобы привлечь внимание ГАИ. Но бдительные инспектора, замечающие даже непристегнутый ремень, были заняты своими делами... Я поинтересовался, есть ли у него какие-то орудия самозащиты. Оказалось, нет. Все равно, мол, не успеешь воспользоваться. И вообще, от судьбы не уйдешь. Совсем другая позиция у его напарника Володи, бывшего десантника, афганца. Этот уверен, что голыми руками справится с тремя. Терпение - не его оружие. А вообще, таксисты в Киеве - и не только в нем - защищены из рук вон плохо. "Государственным" когда-то обещали отгороженные от салона рабочие места, вели по этому поводу переговоры с Горьковским автозаводом, но безрезультатно. Индивидуальные средства самозащиты в таксопарках не выдают, специальных инструкторов тоже нет. Кто-то вставляет в спинку сиденья лист металла, чтобы не пырнули в спину стилетом, кто-то держит под рукой нож в надежде перерезать наброшенную на шею удавку... В общем, жив знаменитый лозунг: "Дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих!". Казалось бы, таксисты-частники могут себе позволить приобрести что-то более эффективное. Но и здесь в большинстве случаев - самодеятельность. Об электрошоках-парализаторах слышали, но мало кто их даже видел. Некоторые имеют газовые пистолеты или баллончики, хотя понимают, что в салоне автомобиля этим оружием поразишь и себя. А так, в основном, традиционные монтировки, черенки лопат, отрезки шлангов со стальными шариками внутри... Все это, естественно, под левой рукой (у автомобилей с правым рулем здесь преимущество; дарю их защитникам дополнительный козырь). Кое-кто использует потайной отключатель "массы". - Если обстановка в салоне накаляется, - рассказывает один из частников, - включаю погромче музыку, чтоб не услышали щелчок, и где-нибудь в людном месте вырубаю "массу". После чего выхожу и делаю вид, что ищу в моторе неисправность. "Извините, говорю, - ребята, приехали!.." Один из моих собеседников мудро заметил: "Лучшей защитой для нас был бы надежный закон". Свежий пример. В киевском дачном пригороде шпана прострелила таксисту голову и добила его, молящего о пощаде, через несколько часов. Суд не усмотрел в этих действиях особой жестокости. Приговоры были "гуманными"... Киев Л. САПОЖНИКОВ, соб. корр. "За рулем" Фото С. ИвановаКак водителю, зарабатывающему или подрабатывающему перевозкой пассажиров, уберечься от нападения? Чем и как защищаться, если оно все же произойдет? Эти вопросы я задал многим киевским таксистам - и "государственным", то есть работающим на ДТП, и "частникам", которые профессионально занимаются извозом. Мои скучавшие на стоянках собеседники охотно поделились своим опытом, который, в общем, актуален для любого большого города СНГ. Кое-что к их советам добавили руководители таксопарков и работники уголовного розыска. Для профессиональных бандитов сегодня нерентабельно нападать на водителя с целью завладеть машиной или выручкой. Последняя сравнительно невелика. Машины "государственных" таксистов - это, как правило, старье или откровенная рухлядь, малопривлекательная даже для разборки на запчасти. У частников автомобили, вообще говоря, новее и выбор моделей широкий, но здесь, с точки зрения бандита, предпочтительнее не нападение, а кража, которую в случае провала нетрудно выдать за угон и отделаться символическим наказанием. Нападает на водителей сегодня в большинстве случаев так называемая шпана - юнцы, старающиеся произвести друг на друга впечатление своей "крутизной" и жестокостью. Зная это, опытные таксисты стараются не брать "малолеток" - особенно тех, по которым заметно, что они приняли алкоголь или находятся под воздействием наркотиков. Агрессивность клиентов часто видна заранее по их манере "голосовать". Если пытаются остановить машину энергичными повелительными жестами, а темболее преградить ей дорогу, единственное правильное решение - уехать от таких подальше. Если они вышли перед вами в узком месте на проезжую часть, выжмите сцепление и притормозите, делая вид, что готовы их взять. Но первая передача должна быть включена, а замки дверей заранее заблокированы. Если кандидат в пассажиры вызывает у вас сомнения, не спешите открывать дверь - говорите с ним сквозь окно, немного опустив стекло. При этом обязательно обратите внимание на тех, кто стоит вблизи или направляется в вашу сторону. Вполне возможно, это его дружки, готовые вскочить в машину вслед за ним. Не надо терять бдительность и тогда, когда к вам подошел с виду безобидный пассажир, например женщина. Ее компаньоны могут стоять неподалеку с деланно-безразличным видом или прятаться за киоском, деревьями и т. п. Бывалый таксист Валера, дежурящий под одной из гостиниц, изобрел для таких случаев специальный прием: - Я встречаю клиента невероятно любезно: "Здравствуйте! Куда я должен вас подвезти?" и тому подобное, а сам зорко смотрю по сторонам. От удивления голосующий на несколько секунд теряет дар речи, а его "хвосты", если они есть, тем временем могут себя обнаружить... Посадку с использованием подставного лица применяют, разумеется, не только злоумышленники. Но сам стиль нехорош и вызывает обоснованные опасения. Допустим, ничто не грозит вашей жизни, здоровью и автомобилю. Пусть это даже не "кидалы", задумавшие поездить "на халяву", а просто хамы. Значит, как минимум, пострадают ваши нервы и чувство собственного достоинства. Кстати, о "кидалах". Они попа