СВОЕ ДЕЛО"ЛЕВШИ" С МОСКОВСКОЙ ОКРАИНЫВ нашем сознании ^#1%1 ^^^••••#и сложился образ изобретателя: взъерошенный, непризнанный, нищий... Время ломает стереотипы.тией выполняют любой ремонт - от смены колодок до переборки коробки или двигателя, и тем зарабатывают на жизнь. Однако просто чинить машины им вскоре стало скучно. В голову полезли разные мысли например, как заставить вечно текущие амортизаторы не течь. Или взять хотя бы карбюратор... Многих эти размышления ни к чему не приводят. Но Саша и Паша думали, что называется, конструктивно. Результатом стали разного рода технические идеи и желание их воплотить. Так рядовой "гаражный" автосервис приобрел черты конструкторско-экспериментально-опытного производства. Причем подкупает в большинстве их разработок не только результат, хотя он весьма ощутим, но и то, что используются либо стандартные узлы, либо детали, простейшие в изготовлении - достаточно токарного станка. Мыслей вложено больше, чем железа, - что и отличает настоящую наукоемкую разработку. Кстати, тот самый воздушный экономайзер защищен патентом, причем не само устройство, а принцип регулирования состава топливной смеси. Есть у Паши и Саши и другие воплощенные в металле идеи, связанные с системой питания и получившие признание не только автолюбителей, но и специалистов. Об этом говорит хотя бы протокол испытаний, проведенных на Горьковском автозаводе, одного из доработанных ребятами карбюраторов. Суть доработки - в улучшении распыления топлива. Ну, мужики, молодцы! "Это не столько мы, сколько дед", - сказали Александр и Павел. Вот тут-то яи узнал, что, а вернее, кто изрядно подпитывает их идеями и помогает их "обкатывать". Два года назад они познакомились и вскоре подружились со старейшим из российских конструкторов автодвигателей Иваном Яковлевичем Райковым. Родился он еще до революции, в 1912 году и уже 65 (шестьдесят пять, это не опечатка!) лет работает в автомобилестроении. С 1949 года и по сей день учит студентов в МАМИ (ныне - Московская академия транспортного машиностроения) и занимается научными разработками. У него огромный багаж изобретений, книг, статей и невоплощенных идей. Ребята же не только с интересом доводят до металла его идеи, работают на стендах в выходные, но и сами все время что-то придумывают. Помимо просто исследовательского любопытства, у них есть и конкретный, коммерческий интерес: многие идеи приносят прибыль. Ведь воплощенные в металле, они хорошо продаются. Саша посмеивается, что ино-Александр Лебедев (слева), профессор Иван Райков и Павел Михайлов.Юрий КОСТИЦЫН...В тот день я приехал на окраину Москвы, в гараж к "Саше и Паше", знакомым знакомых моих знакомых, чинить коробку передач. Пока механики возились с моим автомобилем, завязался разговор со стоявшим рядом собратом по технике. Ясно о чем не о дамах же. Собеседник мой, строительный фирмач, мог, конечно, позволить себе машину и посолидней, но, судя по тому, что приехал устанавливать новую систему зажигания, делать это не собирается. Слушал я его и как-то не очень верил, что у "Москвича", пусть даже 1,7-литрового, динамика может быть лучше, чем у - язык не поворачивается повторить его слова - "каких-то там паршивых БМВ". Ну, не всех, конечно, есть и "навороченные", мощные модели, которые до сотни разбегаются за 7 секунд, а вот разные там "318-е"... В общем, "Москвич" у него был какой-то необыкновенный, не как у меня. Любопытство взяло верх над о-очень здоровым скепсисом, и я заглянул-таки под капот. Двигатель - 1 , 7 л, все вроде штатное,как у людей, а вот из карбюратора, изначально тоже обычного "Озона", торчат какие-то детали, заводом-изготовителем не предусмотренные. Та голубая трубочка, что у всех подводит разрежение из-под заслонок к распределителю зажигания, здесь подсоединена к некоему дополнительному регулятору, который управляет чем-то сверху в карбюраторе. - Воздушный экономайзер, - пояснил хозяин. - Здесь мужики сделали, Саша с Пашей. Как работает?.. Ты это лучше у них спроси, но зато машина теперь бегает, как тигр. Что важно: максимальная скорость почти не изменилась, но если на дороге нужно быстро перестроиться, подтянуться в другой ряд, я знаю, что сделаю это так, как будто остальные стоят. Авторы - Александр Лебедев и Павел Михайлов, для своих - Саша и Паша, оказались механиками не вполне обычными. Оба они имеют за плечами автомобильный институт, причем у Александра это уже второе высшее образование. Действительно, они профессионально ис гаран94ЗР 1/98