149
150
^^WT^Tk Я • г»"» I Ei iA1^»"УЛЕ1\/1СОДЕРЖАНИЕ"Нива" на взгляд механика "Самара": меняем клапаны "Ниссан-Алмера": меняем стекло двери "Таврия": меняем подшипники передних колес "Волга": меняем трос спидометра Неподвижные, скользящие, разрывные Держите редуктор крепче! С электроникой "на ты" Прошу объяснить 161,163,166,173,177,184 В новый кузов 162 Шумный, прожорливый и дорогой в сравнении с обычными "жигулями" вазовский "проходимец" стал популярен далеко не сразу. Этому помогло снижение цен на "Ниву" в середине 80-х, совпавшее по времени с массовой раздачей садовых участков. Рост интереса кма ­ шине быстро почувствовали мы, авторемонтники, которым порядком прибавилось работы. Во-первых, в "Ниве" втрое больше, чем в "Жигулях" деталей трансмиссии, неодновременный выход из строя которых чисто арифметически требует от владельца втрое чаще приезжать к нам на ремонт. Во-вторых, большинство владельцев "нив" хотя бы изредка используют высокую проходимость машины на бездорожье, и каждый такой эпизод существенно сокращает ресурс деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части. В-третьих, постоянная и неустранимая вибрация сокращает срок службы всего, что есть в машине, от антикоррозионно149 152153154155A№A }J;\ 4 3ОД ЬША'АШАИнформация о просчетах и ошибках, допущенных при проектировании автомобилей, далеко не всегда получает огласку - автозаводы такие сведения не афишируют, а российский автолюбитель привык молча менять "полетевшие" узлы и детали, принимая это как должное. Другое дело профессионал автосервиса, через руки которого проходят сотни автомобилей. Характерные дефекты тут же рисуют картину статистики, с которой не поспоришь. На этот раз Анатолий ВАЙСМАН "разбирает по косточкам" "Ниву".1J,JJ156 158 160Вдоль по "Волге" с... паяльником 164 Новый фундамент для "домика" 167 "Москвич-2141": стоит заменить рычаг... Читатели пишут... И самосвал по плечу! КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Зимний плюс летний? Обуваемся в "шиповки" Еще был случай Чистим форсунки 174 176 177,180 179 168 171 172"Клещ" помогает от бессонницы 182 "Трогай! Заведемся на ходу..." Советы бывалых Страничка "Мота" 187 188 189 ЗР 1/98 го покрытия кузова до приборов электрооборудования, нередко вызывая отказы в работе. Кстати, именно на вибрацию обычно жалуются клиенты, раньше ездившие на "жигулях1; Полагая, что это просто неисправность, они просят устранить "шум в салоне" Но максимум, что мы можем сделать, - попытаться сблизить оси валов раздаточной коробки и коробки передач. Для этого вначале регулируем положение "раздатки" по высоте с помощью пластин под кронштейнами ее подвески, как это описано в руководстве по ремонту. Затем проводим более точную "подстройку в динамике" Вывесив все четыре колеса машины на подъемнике, пускаем мотор и, включив вторую передачу, устанавливаем тягой "подсоса" обороты двигателя около 1500 в минуту. Отворачиваем четыре гайки крепления "раздатки" к днищу кузова на два-три оборота каждую, и агрегат "самоустанавливается" занимая оптимальное положение. После этого, не выключая двигатель, равномерно, по очереди затягиваем гайки. К сожалению, полностью устранить вибрацию невозможно - это конструктивная особенность "Нивы" На "чистокровных" полноприводных автомобилях раздаточную коробку либо отодвигают подальше к заднему мосту, делая промежуточный кардан достаточно длинным, либо, как на большинстве короткобазных джипов, жестко блокируют с коробкой передач (иногда выполняют в общем картере). В Тольятти решили во что бы то ни стало применить "жигулевскую" коробку передач, соединив ее с отдельно закрепленной "раздаткой" сверхкоротким (110 мм) шарнирным валом. Оба агрегата, подвешены независимо друг от друга на мягких резиновых опорах, а "раздатка" к тому же конструктивно должна качаться при работе передней и задней подвесок машины, поэтому ни о какой соосности здесь не может идти и речи. Передача крутящего момента коротеньким валом неизбежно вызывает появление радиальных сил и, как следствие, вибрации. Сама раздаточная коробка тоже добавляет шума - ее вой усиливается с ростом скорости. Конструкция "раздатки" чисто вазовская, не имеющая к ФИАТу никакого отношения. В аналогичных агрегатах зарубежных фирм, например немецкой ZF, обычно стоит бесшумная многорядная зубчатая цепь. На ВАЗе применили обычную "гитару" из шестерен, три из которых постоянно передают крутящий момент. Индивидуальной подборкой шестерен по шуму способны заняться лишь тюнинговые фирмы - нам в сервисе тратить на это время просто невыгодно. Несколько уменьшить вой "раздатки" поможет замена подшипников выходных валов - здесь стоят простейшие однорядные "триста пятые" Их заметный люфт нередко появляется уже после обкатки новой машины. Учитывая склонность "нивовских" карданов к вибрации, видимо, стоило сделать опоры валов пошире. Ну а лечение здесь одно почаще менять выходные подшипники или поставить импортные, более высокого класса точности. Как бы вы ни старались уменьшить шум в салоне (скажем, укладкой на пол дополнительных ковров), не обольщайтесь - так тихо, как в джипах-иномарках, в "Ниве" нестанет:даже пересев в обычную "семерку; вы поймете, почему автолюбители 80-х не хотели брать "вазовский трактор" Кстати,статьюо новом мини-вэне ВАЗ-2120 я перестал читать на том самом месте, где сказано, что на нем применили "нивовскую" "раздатку"... Крайне неудачной конструкцией надо признать узлы ступиц "Нивы" - потому, что вместо двухрядного подшипника здесь применена пара конических роликовых. Штатный зазор между внутренними кольцами подшипников и ступицей может составлять до 0,025 мм. А поскольку с торцов эти кольца ничем не прижаты, обеспечивая осевой зазор в подшипниках, ступица проворачивается в них всякий раз, когда при перегрузке подшипников увеличивается трение качения роликов. Чаще всего это происходит с наружным подшипником, особенно если владелец установил широкие колеса с малым вылетом дисков. Последствия - глубокая ступенчатая выработка в ступице. Симптомы неисправности люфт колеса, не устраняемый подтяжкойподшипников. В этом случае, мы, не дожидаясь разборки узла, сразу идем на склад за новой ступицей и комплектом подшипников. ф Сразу хочу предупредить "умельцев" имеющих бесплатный доступ кстанками материалам. Толщина стенки "нивовской" ступицы - всего 9 мм, и протачивать ее для напрессовки ремонтной втулки недопустимо. Известны случаи, когда отремонтированная таким образом ступица ломалась на ходу. При этом вес автомобиля принимает на себя шлицевый хвостовик ШРУСа, и если быстро не остановиться, то он разрушается, после чего мгновенно ломается тормозной диск и переднее колесо полностью отделяется от машины. Если оно - левое, машина Ф уходит на встречную полосу, а если правое - на придорожный столб... Впрочем, есть в "Ниве" узлы, выполненные явно лучше "жигулевских" Прежде всего, это - передняя подвеска. Разумеется, речь идет не о ее комфорте, а о надежности. В отличие от штампованных "жигулевских" кованые рычаги "Нивы" никогда не ломаются. Такой аварийный случай, как вырывание пальца из изношенной нижней шаровой опоры, тоже исключен - здесь шарнир "перевернут": Но это повлекло за собой усложнение ф порядка его замены. Делаем это так: вначале вывешиваем и снимаем колесо, отворачиваем гайки болтов, крепящих нижнюю шаровую опору к рычагу, и вынимаем болты. Поскольку шаровая опора находится между проушиной поворотного кулака и рычагом, снять ее можно, только отведя кулак всторону.Для этого потребуется отвернуть гайку хвостовика 5 ШРУСа и вынуть привод из ступицы. Теперь осталось только отвернуть гайку Ф шарового пальца и выпрессовать его из конического отверстия кулака подходящим съемником.I123 4567Трансмиссия "НивьГ: 1 - двигатель; 2 - редуктор переднего моста; 3 - картер сц 4 '- передний карданный вал; 5 - коробка передач; 6 - промежуточный вал; 7 - раздаточная коробка; в - задний карданный вал; 9 - редуктор заднего моста.150ЗР 1/98