112
113
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛНаше интервью с бывшим руководителем трюковых съемок Александром МИШИНЫМ .- Александр, почему вы выбрали эту необычную профессию? - Так получилось. Сначала был спортсменом, гонял по треку на велосипеде, мотоцикле. Потом в мою жизнь вошли автомобили. Первый фильм, в который я попал, назывался "Все с начала". После него пригласили на "Мосфильм", где мне довелось поработать с замечательным режиссером Эльдаром Рязановым в картине "Берегись автомобиля". В то время я, как ни странно, был похож на молодого Смоктуновского, которого и дублировал. Первоначально погоня там не планировалась, я сам ее предложил Эльдару Александровичу для остроты сюжета. Он согласился - в результате получилось то, что вы хорошо помните. - Получилось очень интересно, но эта погоня, на мой взгляд, какая-то "нежная"... - Я называю ее романтической. Бывают погони страшные, с разбиванием всего и всерьез, бывают веселые, а в этом фильме одна из немногих - романтическая. Потом были и другие погони. - Бытует мнение, что в каскадеры идут люди с несложившейся спортивной карьерой. Вы из их числа?КАСКАДЕРЕлена Булавина- Нет, конечно. Да и мнение ошибочное: спортсмены и каскадеры - это разные люди. Мы. наверное, ближе к профессии клоуна. Ведь цирковые клоуны выполняют трюки жонглеров, эквилибристов. дрессировщиков, только еще делают вид, что это легко и каждый сможет. Часто их номера бывают даже сложнее, чем у "настоящих" циркачей. Так и здесь. Не хочу сказать, что спорт - это "легко". Я, например, с трудом бы мог участвовать в каких-то соревнованиях, но в то же время не каждый гонщик сможет сделать то, что делаем мы. Кстати. я всегда настаивал на том, что должно быть четкое разделение хотя бы на три специальности. Специализация примерно такая: работа с лошадьми; драки, падения, прыжки и все. что с этим связано; технические трюки: вертолет, самолет, мотоцикл. автомобиль, катер. - Последние - как раз ваши... - Да. Например, недавно я участвовал в съемках фильма Ивана Дыховичного "Крестоносец-2". где немало трюков на автомобилях и на катерах. Правда, действие фильма происходит летом, но ведь в кино всегда наоборот: зимой снимается лето, а летом - зима. И мы снималитрюки на воде в октябре. Ну ив воду, конечно, пришлось каскадерам падать - а как же без этого. - Не отбивает охоту сниматься? - Я ведь в основном занимаюсь технической подготовкой к съемкам. Хотя в "Крестоносцах" и трюки выполнял, но еще и занимался доводкой, переделкой автомобилей для съемок. Ведь в кино снимаются не обычные машины. Готовится, например, такой трюк: едет машина-лестница. Актер (главную роль и трюки исполнял А. Иншаков - президент ассоциации каскадеров) на ходу цепляется и забирается по ней. Лестница начинает плавно подниматься. Машина доезжает до реки, резко останавливается, и актер падает в воду. Вместе с ним вылетают, вышибая головой стекло, люди из кабины. На обычной машине лестница не сможет на ходу подняться, потому что все это. во-первых, перевернется, а во-вторых, подъем во время езды специально заблокирован. Все переделывалось, была создана другая, облегченная лестница, но в то же время достаточно прочная, чтобы выдержать человека, снимается блокировка, она уже может подниматься. Чтобы машина не упала в воду, ее останавливают точно в заданный момент тросами. - А не больно каскадерам стекло выбивать головой? - Это специальное итальянское "сахарное" стекло, оно бьется легко, без осколков, просто в пыль превращается. Из него же делают бутылки, которые в фильмах разбивают о голову. - Я знаю, что раньше, когда ситуация в нашем кино была более благоприятная, вас приглашали на съемки очень охотно. Сколько у вас за плечами картин? - Думаю, не меньше 60. Из известных: "Берегись автомобиля".* ***-ЗР 198 СРОДНИ.."Неуловимые мстители", "Невероятные приключения итальянцев в России" (правда, здесь я только разрабатывал трюки, исполнителями были итальянцы), "Тегеран-43", "Старики-разбойники", "Директор"... - Это фильм, где на съемках погиб актер Урбанский? Причем именно на съемках автомобильного трюка... - Тогда режиссер картины СалШ* тыков вместо каскадеров пригласил на съемку группу гонщиков: известные спортсмены, многие из них чемпионы, но опыта работы в кино никто не имел. Не исключено, что из-за этого и произошла трагедия. По сценарию машина должна была прыгать с трамплина. Но никто ее специально не подготовил, и она со всего хода воткнулась в насыпь. До сих пор не понятно, почему в ней сидел Урбанский. Он был не за рулем, а справа от водителя. Участия арти4 ста совершенно не требовалось, его все равно не было бы видно, пыль стояла столбом. В момент падения водитель успел спрятаться под руль, сработала спортивная подготовка, а прекрасный актер погиб. На вторую версию картины уже пригласили каскадерскую группу и назначили меня руководителем трюковых съемок, но даже и тогда были серьезные разногласия с режиссером: я стоял за технику безопасности, за то, чтобы все трюки были тщательно подгому. Считаю, что, если уж машина въехала в кадр, она должна сделать трюк и из этого же кадра выехать. А за границей, да ив тех же 'Итальянцах", больше практикуется монтаж. Машина въезжает в кадр, потом монтажная склейка - она делает трюк, когда приземляется, ломается иу нее уже не товарный вид, а в последнем кадре снимается целехонькая третья машина. - Сейчас, насколько я знаю, используется не только склейка, но и компьютер? - За границей с помощью компьютера делается уже нечто фантастическое. Можно что-то затереть, дорисовать, подчистить. Так, помните, трюк в "Берегись автомобиля", где машина Деточкина съезжает с дороги по крутому склону, а потом поднимается на него задним ходом? Обратно ее затягивали с помощью троса. Тогда не было компьютерной технологии, поэтому трос немного виден... Вообще в том, что касается техники, в том числе производства кино, мы находимся в каменном веке. Нашим каскадерам, чтобы получить на экране желаемый результат, приходится сложнее, они больше рискуют. Американцы, например, сегодня настолько виртуозно владеют компьютером, что нереальность происходящего ощущаешь только в конце. Например, летит мотоцикл по воздуху - летит себе и летит, но только когда он приземляется, я соображаю: ведь при таком приземлении мотоцикл должен был бы разбиться вдребезги, а он совершенно целый.ф готовлены. Несколько раз приходилось отменять съемку каких-то кадров, которые режиссер требовал делать с ходу, и снимать их после подготовки. Иногда в нашей профессии нужно проявлять твердость, иначе - Сколько машин разбивают не избежать травм. Вообще я не в одном фильме? сторонник опасных трюков, я люблю - Раньше была четкая устаэлегантные и романтические. новка: социалистическую собст- Такие, например, как в венность не калечить. Когда мы фильме "Невероятные приклюснимали "Итальянцев", все время удивлялись "итальянскому" подхочения итальянцев в России"? - В этом фильме, к сожаледу к съемкам: у них трюк - машинию, я только разрабатывал трюки, на, следующий трюк - новая машивыполняли их итальянские каскана, беречь их никому в голову не деры, это было непременным условием контракта. На съемках фильма "Тайна Марчел- Почему же "к сожалению"? ло": крайний справа - режиссер В. Наумов, за рулем - А. Микулин, - Я работаю несколько по-друрядом - актриса Н. Белохвостикова.приходило. У нас же списать автомобиль после съемок - целая проблема. Если машина в кадре бьется вдребезги, то это либо последний кадр, либо машина списанная. - Насколько я знаю, не существует специальных учебных заведений, где готовят каскадеров. Интересно, кто вы по образованию? - У меня высшее юридическое, четыре курса автомобильного института и Высшие режиссерские курсы. - А кем бы вы могли быть, если бы не стали каскадером? - С юридическим образованием? Президентом. Шучу - да кем угодно Вообще отец мне всегда говорил, что будь я главным инженером завода, он бы мною гордился, а так... Правда, академик Микулин имел свое представление о "серьезной работе" - он был генеральным конструктором авиационных двигателей, всегда на ответственном посту. Чкалов свой перелет на его моторе совершал... А мама, наоборот, вся в искусстве: режиссер и преподаватель. Может, поэтому я такой и получился. - Какой у вас автомобиль? - "Жигули". Самые лучшие машины - ВАЗ-2105, 2106... Люблю машины заднеприводные. "Жигули" лучше всего адаптированы к нашим дорогам. Если нужно быстро я на ней поеду так, что никто не догонит. А для души у меня - пятилитровый "Форд-Мустанг". - Вы делали машины, снимались в сложных трюках. Были ли смешные ситуации в кино? - Я люблю пошутить, но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно. Помню, как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это были такие нравоучительные серии о том, как не нужно себя вести на дороге. В фильме участвовали два мальчикаблизнеца, один - "послушный", а другой - "хулиган". В одном эпизоде "хулиган" выбегает на дорогу, а я еду на большой скорости и резко торможу. Сняв один дубль, режиссер отзывает меня в сторонку и спрашивает: "Саша, а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?" Я ему в тон отвечаю: "А чего бояться-то, у нас же запасной мальчик есть..." Ну, а он это слишком буквально понял и на этот день съемки закончились...