ФИРМЕННОЕ БЛЮДОК предстоящей зиме финская компания "Нокия" подготовила новую зимнюю покрышку без шипов "Хакапелита Q" (Nokian Hakkapeliitta Q).Вячеслав СУББОГИН "Финский рыцарь" (так переводится название шины) получил мощное оружие оригинальную конструкцию покрышки. Уникален в ней протектор: шашки нарезаны не по плоскости, а спирально. Так еще никто не делал. В чем сила этого решения? Зимняя покрышка обязана ловко цепляться за укатанный снег, лед, уверенно грести по снежной каше или целине. А еще мало изнашиваться, даже когда выпадет ей катиться по чистому асфальту. Но труднее всего удержать машину на льду. Привычные летние покрышки не в состоянии зацепиться - скользят себе и скользят... Однако если взглянуть на лед через лупу, то вместо зеркальной глади увидишь скальную гряду. За ховатостью льда. Тогда на машине хоть по катку можно будет раскатывать, словно по асфальтовой площадке. В сравнении с неровностями льда шашки протектора летних шин чрезмерно велики. Но если их мелко-мелко нарезать, будет то. что надо. Так и поступают с зимними покрышками. Конечно, это главное, но далеко не все. Еще готовят мягкий состав резины, чтобы она не дубела на морозе, витиевато кроят плечевые зоны протектора, крепко думают над средней частью и рисунком в целом. Подбирают оптимальную глубину протектора - она гораздо больше, чем у летних асфальтовых покрышек, создают иной профиль. Делают еще многое, однако так уж в мире устроено, если где-то выигрываешь, обязательно в чем-то проигрываешь."Хакапелита Q": снег со льдом - любимое блюдо.такую можно цепляться, если соорудить на шине много очень мелких уступчиков, соизмеримых по высоте с шеро-Мягкий. высокий, мелко нарезанный протектор легче подламывается при торможении, разгоне, в повороте. А значит, автомобиль недобирает в устойчивости и динамических качествах.В меньшей степени этому подвержены машины с "колючими" шинами, то есть с шипами. Но шипы порой бессильны - например, в глубоком и рыхлом снегу, на тонком льду. И вовсе вредны на сухом асфальте. К тому же не во всех странах их разрешают использовать. Поэтому "Нокия" сделала ставку на нешипованную покрышку и, похоже, не ошиблась. Как я уже отметил, финны на "Хакапелите Q" порубили все шашки протектора тонкими зигзагообразными ламелями, придав каждому фрагменту форму спирали (см. рис. 1). Навитый таким образом элемент протектора при прочих равных условиях (составе резины, высоте) куда жестче противостоит нагрузке (рис. 2. б), чем обычный (рис. 2, а), нарезанный традиционно - в плоскости. "Спиральный" протектор труднее согнуть, а потому количество зубчиков, цепляющихся в пятне контакта за неровности льда, плотного снега, будет больше обычнад^ьЯрлерв^»^ покрышке с винтовыми ..ч ментами можно нарезать больше ламелей (что и сделано) и тем увеличить сцепные свойства^*-в(!*'ш Иными словами, асе но ' вовведвиия пошли только на пользу автомобилю. На "Хакапелите Q"устойчивость и динамика машины отменные. Простое, на первый взгляд, решение пришло к конструкторам "Нокии" не сразу.58ЗР 11/98